Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по УР

_____________ Н. С. Федотов

"____"_____________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

дисциплины «ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Индекс дисциплины Б.3.В.1

 

Кафедра физиологии и спортивной медицины

 

Направление подготовки 034300 Физическая культура

Профиль подготовки: спортивная тренировка

Форма обучения: очная/заочная

 

Факультет гуманитарного образования (ФГО)

 

Курс(ы) 3/3 Семестр (ы) 5, 6/5,6

 

Лекции 62/24 (час) Экзамен 6/6 Зачет 5/5

 

Практические занятия ___(час) Самостоятельная работа 107/180 (час)

Лабораторные занятия 42/10 (час) Индивидуальные занятия 5/2 (час)

 

Всего ЗЕ 6 Всего часов 216

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, утвержденного Приказом Минобрнауки от 15 февраля 2010 г. № 121, с учетом методических рекомендаций Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы (Москва, 2009. – 84 с.), и ПрООП ВПО Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта по направлению физическая культура, рекомендованной УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры от 17 февраля 2011 года протокол № 04-02.

 

Автор: Доцент кафедры ФиСМ, кмн А. Е. Жуйков

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ФиСМ 20 г., протокол №

 

 

Рецензенты:

 

 

Зав. вып. кафедрой ___________ М. И. Бочаров

 

Декан ФГО ___________ М. К. Петров

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета ФГО 20 г.,

протокол №

 


 

1. Цели освоения дисциплины: изучить физиологическую характеристику состояний организма при спортивной деятельности, особенности механизмов адаптации организма человека к мышечной работе в различных климатогеографических условиях, возрастные, половые и индивидуальные различия способностей человека для обоснования норм и характера двигательной активности в спортивно – массовой работе; сформировать у студентов современных знаний и практических умений в области мониторинга физического состояния лиц различного возраста и пола при реализации специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина Физиология мышечной деятельности (Б.3. В.1) входит в состав вариативной части профессионального цикла рабочего учебного плана направления подготовки 034300 Физическая культура профиль «Спортивная тренировка». Она опирается на содержание следующих предметов: Информационные технологии в физической культуре и спорте (Б.2.В.1), Функциональные основы физических упражнений (Б.2.В.2), Основы кинезиологии (Б.2.ДВ.1), Анатомия человека (Б.3.Б.2), Биохимия человека (Б.3.Б.4), Физиология человека (Б.3.Б.14).

Содержание дисциплины Физиология мышечной деятельности (Б.3. В.1) служит опорой для таких предметов как: Основы спортивной медицины (Б.3.В.3), Физиология работоспособности в особых условиях (Б.3.В.4), Функциональные резервы и состояния организма (Б.3.В.7), Комплексное обеспечение работоспособности (Б.3.В.9), Контроль в физической культуре и спорте (Б.3.ДВ.2), Оздоровительная физическая культура для детей дошкольного и школьного возраста (Б.3.ДВ.6), Учебная и производственная практики (Б.5), Итоговая государственная аттестация (Б.6).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

· ОК-13 – использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

· ПК-8 – осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;

· ПК-10 – способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;

· ПК-25 – способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта;

· ПК-26 умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности психического и физического развития и особенности их проявления в различные возрастные периоды;

- функции психики, основные потребности человека, эмоции и чувства, мотивацию поведения и деятельности;

- методы медико-биологического контроля состояния занимающихся;

- медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта.

2) Уметь:

- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических. санитарно-гигиенических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

- использовать информацию медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;

3) Владеть:

- умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;

- способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в различные периоды индивидуального развития;

- навыками рационального использования учебно-лабораторного оборудования, специальной аппаратуры, современной компьютерной техники.

 


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП

 

Семестр Число недель ´ часов в неделю Всего аудит. часов В том числе Объем самост. работы, час Экзамен Зачет
Лекции Лаб. зан. Практ. зан. Контр. раб (К)., РГР, КР (КП)
очное обучение
  17х2         К – 1     +
  14x5         К – 1   +  
ИТОГО                
заочное обучение
  1х14         К – 1     +
  1x20         К – 1   +  
ИТОГО                
                     

4.2. Объем часов, зачетных единиц, формы контроля по дисциплине

 

Наименование раздела, наименование темы, дисциплины (надстрочно – используемые образовательные технологии) Всего часов Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Формируемые Компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе СРС (в том числе индивидуальные занятия)
очная заочная Лекции практические лабораторные
очная заочная очная заочная очная заочная очная заочная
5 семестр
1. Введение в физиологию мышечной деятельности КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
2. Физиологическая классификация физических упражнений КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25                    
3. Физиологические основы силы и скоростно-силовых качеств КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25                    
4. Физиологические основы выносливости КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25                    
5. Функциональные состояния организма при мышечной работе КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25                    
6. Физиология видов спорта КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
Итого за 5-й семестр   З, К                      
7. Физиологические основы формирования двигательных навыков и техники движения КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
8. Физиологическая характеристика состояния тренированности КТ, ИТ   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
9. Физиология мышечной деятельности в особых условиях   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
10. Возрастные особенности мышечной деятельности   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
11. Физиологические особенности женского организма и обеспечения мышечной деятельности   Кз, Т ОК-13, ПК-8, ПК-10, ПК-25, ПК-26                    
Итого за 6-й семестр   Эп, К                      
Всего часов                          
Зачетных единиц                          
                             

Примечание: К – контрольная работа; Кз – контрольные задания; РГР – расчетно-графическая работа, Кол. – коллоквиум; Т – тест на ПК; З – зачет (Зп – письменный, Зу – устный, Зт – тестовый, Зр – рейтинговый), Э – экзамен (Эп – письменный, Эу – устный, Эт – тестовый, Эр – рейтинговый).


4.3. Лекционные занятия, их содержание и объем в часах (по семестрам)

 

Номер темы Наименование темы Основное содержание темы Количество часов
Очное Заочное
1 2 3 4 5
5 семестр
1. Введение в физиологию мышечной деятельности Предмет физиологии спорта. Цель и задачи физиологии спорта. Основные понятия и термины физиологии спорта. Понятие о функциональной системе. Основные свойства функциональной системы: подвижность, изменчивость, нелинейность, адаптивность, многомерность, неполная наблюдаемость. Характеристика входных и выходных переменных. Существенные и несущественные выходные переменные. Классификация входных переменных. Пространство состояния системы. Основные принципы работы функциональной системы: принцип иерархичности; принцип обратной связи. Типы автоматического регулирования функциональной системы: системы стабилизации и следящие системы; система с регулированием по отклонению и возмущению; системы многоконтурного регулирования; адаптивные системы регулирования.    
2. Физиологическая классификация физических упражнений Разнообразие физических упражнений. Сходства и различия режимов физических упражнений. Взаимозаменяемость физических упражнений, их общность. Общая классификация физических упражнений. Классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы (локальные, региональные, глобальные). Классификация физических упражнений по типу мышечных сокращений (статические, динамические). Классификация физических упражнений по силе и мощности мышечных сокращений. Зависимость «сила-скорость», «сила-длительность». Энергетическая характеристика циклических упражнений. Упражнения анаэробной и аэробной мощности. Источники образования энергии при анаэробной и аэробной работе.    
3. Физиологические основы силы и скоростно-силовых качеств Основные проявления мышечной силы (собственно силовые упражнения, скоростно-силовые упражнения, скоростные упражнения). Морфофизиологические факторы, определяющие мышечную силу. Анатомический поперечник и количество мышечных волокон. Поперечное сечение мышцы. Активация двигательных единиц. Длина мышцы и ее сила. Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон. Механизмы рабочей гипертрофии мышц. Саркоплазматический тип рабочей гипертрофии мышечных волокон. Миофибриллярный тип рабочей гипертрофии мышечных волокон. Физиологические механизмы развития рабочей гипертрофии мышечных волокон.    
4. Физиологические основы выносливости Виды выносливости. Косвенные методы определения выносливости. Аэробная производительность и выносливость. Определение максимального потребления кислорода (МПК). Порог анаэробного обмена. Мощность мышечной работы и МПК. Абсолютные и относительные значения МПК. Аэробная мощность и емкость. Взаимодействие кислородтранспортной системы и системы утилизации кислорода при мышечной работе. Нейрогуморальные механизмы обеспечения выносливости и аэробных возможностей организма.    
5. Функциональные состояния организма при мышечной работе Физиология предстартовых состояний. Характеристика состояния готовности, стартовой лихорадки, стартовой апатии. Физиологические реакции организма в период предстартовых состояний. Физиология разминки. Физиологические эффекты разминки. Врабатывание и его физиологические механизмы. Устойчивое состояние организма при мышечной работе. Виды устойчивых состояний. Физиология «мертвой точки» и «второго дыхания». Феномен утомления. Центральные и локальные механизмы развития утомления при мышечной работе. Быстрый и медленный компоненты восстановления кислородного долга. Восстановление фосфогенов, гликогена, устранение молочной кислоты    
6. Физиология видов спорта Физиология спортивной гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, единоборств, плавания. Формирование двигательных навыков и физических качеств. Изменения возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата, его морфофункциональные изменения. Устойчивость психофизиологических процессов ЦНС. Качественные изменения в сенсорной (анализаторной) системе. Особенности формирования основных физиологических систем (внешнего дыхания, сердца и сердечно-сосудистой системы в целом, системы крови, терморегуляции и пр.) при занятиях спортом. Изменения аэробной, анаэроб- ной производительности и физической работоспособности.    
6-й семестр
7. Физиологические основы формирования двигательных навыков и техники движения Высшие и низшие уровни управления движением. Теория Н. А. Бернштейна об управлении движением. Локализация, афферентация и функции разных уровней управления движением. Вегетативный компонент обеспечения движением. Моторный компонент обеспечения движением. Врожденные двигательные навыки. Онтогенез формирования двигательных навыков. Пластичность нервной системы и формирование двигательных навыков. Понятие о тренируемости. Специфическая тренируемость. Механизмы формирования двигательных навыков. Формирование временных связей. Условнорефлекторный механизм формирования временных связей. Афферентные и эфферентные звенья двигательной реакции. Рефлекторное кольцо. Принцип А. Н. Бернштейна – «повторение без повторения». Координация движения. Совершенствование двигательных действий. Важнейшие принципы формирования двигательных навыков и техники движения.    
8. Физиологическая характеристика состояния тренированности Физиологические характеристики и закономерности, определяющие состояние тренированности. Расширение максимальных функциональных возможностей физиологических систем. Повышение эффективности функционирования физиологических систем организма. Расширение зоны оптимума и КПД мышечной работы. Изменение пороговых тренировочных нагрузок, как важный принцип повышения тренированности. Основные принципы тренировочных нагрузок. Эффект суперкомпенсации в тренировочном процессе. Варианты микроциклов и использование эффекта суперкомпенсации для повышения работоспособности. Разновидности тренируемости: высокая быстрая тренируемость, высокая медленная тренируемость, низкая быстрая тренируемость, низкая медленная тренируемость. Генетические аспекты тренируемости спортсменов.    
9. Физиология мышечной деятельности в особых условиях Влияние кратковременного и длительного воздействия разнообразных факторов окружающей среды на организм. Влияние экстремальных факторов окружающей среды на эффективность мышечной деятельности и спортивную результативность. Изменение КПД мышечной работы при адаптации к холоду, жаре, гипоксии. Физиологические эффекты гипобарической гипоксии. Основные факторы, лимитирующие физическую работоспособность в особых условиях. Физиологические эффекты, лежащие в основе расширения функциональных возможностей организма и повышения спортивной результативности после тренировочных сборов в условиях средне- или высокогорья.    
10. Возрастные особенности мышечной деятельности Морфофункциональные особенности организма в период онтогенеза. Функции – ЦНС, дыхания и кровообращения у детей разного возраста. Аэробная и анаэробная производительность детей разного возраста. Развитие основных физических качеств у детей школьного возраста: гибкости, ловкости, координации движений, быстроты, силы, силовой и статической выносливости, аэробных и анаэробных возможностей. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества.    
11. Физиологические особенности женского организма и обеспечения мышечной деятельности Морфофункциональные особенности женского организма. Развитие опорно-двигательного аппарата женщин. Соотношение частей тела. Подвижность суставов. Мышечная масса и ее развитие у женщин. Функциональные возможности внешнего дыхания женщин. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Устойчивость нервных процессов. Физическая работоспособность женщин. Влияние менструального цикла на аэробную и анаэробную производительность.    
  Итого      

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...