Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах




 

№№ Тем Наименование лабораторной работы Объем в часах (очная/заочная)
6 семестр
  ЭМГ II: пополнение двигательных единиц, утомление (БИОПАК) 4/0
  Биоуправление (БИОПАК) 4/0
  ЭЭГ II: ЭЭГ в покое, устном счете, гипервентиляции (БИОПАК) 4/0
  Время реакции (БИОПАК) 4/0
  Кожно-гальваническая реакция и полиграф (БИОПАК) 4/0
  Физиология тренировок (БИОПАК) 4/0
  Определение физической работоспособности методом степ теста 4/2
  Определение физической работоспособности методом велоэргометрии 4/2
  Определение МПК по Карпману 2/0
  Расчет должных величин МПК 2/2
  Оценка адаптации к физическим нагрузкам 6/4
  Итого 42/10

 

5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Физиология мышечной деятельности» используются различные образовательные технологии в разном объеме.

При чтении лекций – используются классические технологии: информационные лекции – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя); обзорные лекции – изложение материала, призванное сформировать обобщенное представление по определенным разделам, темам дисциплины; интерактивные технологии – лекции «обратной связи», лекции–беседы, лекции–дискуссии до 50% от всего лекционного времени.

При проведении лабораторных занятий используется доминирующий принцип интраактивности, где студент выступает в роли «обучающегося» субъекта, самостоятельно определяющего информационные ресурсы обучения. При организации лабораторных применяются традиционные лабораторные работы с использованием современных электронных приборов.

Самостоятельная работа студента предполагает использование традиционной формы, а также может быть организована в виде исследовательского проекта. Исследовательский проект по структуре приближен к формату научного исследования (обязательно наличие следующих разделов: актуальности темы, определение целей и задач, методов исследования, источников, обобщение результатов, выводы). Тематика проекта разрабатывается кафедрой, на основе программного материала дисциплины. Результаты исследовательской работы представляются в виде доклада, статьи к проводимой ежегодно кафедральной и итоговой студенческой научно-технической конференции университета, секции «Функциональные состояния».

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль

Текущий контроль проводиться на каждом лабораторном занятии путем устного ответа на вопросы по теме данного занятия.

Например, вопросы для контроля теоретических знаний по теме: «Физиологическая классификация физических упражнений»:

1. Дайте определение понятия «упражнение».

2. Перечислите критерии классификации физических упражнений и охарактеризуйте их.

3. Классификация физических упражнений.

4. Дайте определение понятий «поза» и «статическая нагрузка».

5. Дайте физиологическую характеристику спортивных поз и статических нагрузок.

 

 

В качестве дополнительного контроля знаний по темам с большим объемом СРС применяется тестирование. Например, батарея тестов по теме «Физиологические основы силы и скоростно-силовых качеств» имеет вид:


1. Абсолютная мышечная сила – это

а) отношение мышечной силы к анатомическому поперечнику мышцы

б) отношение мышечной силы к физиологическому поперечнику мышцы

в) средняя мышечная сила

г) максимальная мышечная сила

д) максимальная сила за минимальный промежуток времени

2. Относительная мышечная сила – это

а) средняя мышечная сила

б) максимальная мышечная сила

в) отношение мышечной силы к физиологическому поперечнику мышцы

г) отношение мышечной силы к анатомическому поперечнику мышцы

д) максимальная сила за минимальный промежуток времени

3. Физиологический поперечник мышцы – это

а) сумма длин мышечных волокон

б) площадь поперечного разреза части мышечных волокон

в) толщина мышцы в целом, которая зависит от числа и толщины отдельных мышечных волокон

г) толщина мышцы с оболочками

д) площадь поперечного разреза всех мышечных волокон

4. Анатомический поперечник мышцы – это

а) сумма длин мышечных волокон

б) толщина мышцы в целом, которая зависит от числа и толщины отдельных мышечных волокон

в) площадь поперечного разреза всех мышечных волокон

г) площадь поперечного разреза части мышечных волокон

д) толщина мышцы с оболочками

5. Основные сократительные белки мышц

а) тропомиозин, миоглобин

б) фактор расслабления Марша, актин

в) сократин, тропонин

г) актин, миозин

д) миозин, миоглобин

6. Режимы мышечных сокращений

а) абсолютная и относительная сила

б) статическая и динамическая сила

в) качественная и относительная сила

г) тетаническое и одиночное сокращение

д) ауксотонический, изометрический, изотонический

7. Изометрическое сокращение мышц – это режим деятельности мышц, при котором

а) изменяется ее длина, а напряжение остается неизменным

б) изменяется и длина и напряжение мышцы

в) она развивает напряжение, не изменяя длины

г) изменяется силы мышцы

д) изменяется скорость сокращения мышцы

8. Изотоническое сокращение мышцы - это режим деятельности мышц, при котором

а) она развивает напряжение, не изменяя длины

б) изменяется и длина и напряжение мышцы

в) изменяется силы мышцы

г) изменяется ее длина, а напряжение остается неизменным

д) изменяется скорость сокращения мышцы

9. Ауксотоническое сокращение мышцы - это режим деятельности мышц, при котором

а) изменяется и длина и напряжение мышцы

б) она развивает напряжение, не изменяя длины

в) изменяется ее длина, а напряжение остается неизменным

г) изменяется силы мышцы

д) изменяется скорость сокращения мышцы

10. Механизмы развития силы включают

а) гормональные и функциональные механизмы

б) генетические факторы

в) симпатические и парасимпатические влияния

г) генетические и гормональные факторы

д) внутримышечные факторы, особенности нервной регуляции, психофизиологические механизмы

Все виды работ оцениваются по бально-рейтинговой системе (БРС). Итоговая оценка выставляется в соответствии с общим положением о бально-рейтинговой системе оценки кафедры ФиСМ. Конечный (итоговый) результат освоения ООП по данной дисциплине осуществляется исходя из шкалы оценивания (международная система ECTS).

 

Шкала итоговых оценок для семестра, заканчивающегося зачетом

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет/незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Е Д С В А

 

Шкала итоговых оценок для семестра, заканчивающегося экзаменом

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Оценка по 5-ти балльной шкале        
Оценка по шкале ECTS Неудовлетв Посредственно Удовлетв Хорошо Очень хорошо Отлично

 

Контрольные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями и сданы не позднее 1 месяца до начала зачетной недели, опоздание на каждую неделю наказывается штрафом в –10%, но не более – 30%.

За участие в научно-исследовательской деятельности кафедры и работе в СНО студент может заработать до 10 баллов.

Если студент в результате текущего, промежуточного контроля и результатов научно-исследовательской работы набрал 61 и более баллов, то ему выставляется зачет в соответствии со шкалой ECTS, без проведения итогового контроля (зачет). Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного контроля представлены ниже.

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводиться в виде защиты контрольной работы (см. ниже), сдачи зачета и экзамена (вопросы для самоподготовки см. ниже).

Темы контрольных работ

Контрольная работа является обязательным этапом промежуточного контроля знаний студентов и включает ряд разделов, которые изучаются студентом самостоятельно.

Контрольная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к контрольным, курсовым и дипломным работам на кафедре.

1. Физиологические механизмы деятельности нервно-мышечного аппарата. 2. Вегетативное обеспечение мышечной деятельности. 3. Физиологические механизмы программирования и организации произвольных движений. 4. Стресс и адаптация. Общий адаптационный синдром. Функциональная система адаптации. 5. Физиологическая и энергетическая характеристика избранного вида спорта. 6. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств. 7. Функциональные состояния в процессе мышечной деятельности. 8. Изменение системы кроветворения в процессе мышечной. 9. Регуляция системного и регионального кровотока в покое и при мышечной работе. АД как показатель работы сердца и системных реакций сосудов. 10. Температура тела и ее регуляция при мышечной работе. 11. Физиологические процессы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода. 12. Физиологические механизмы водно-солевого обмена в покое и при мышечной работе. 13. Физиологические основы энергетического обмена. Энергозатраты при различных видах мышечной деятельности. 14. Физиологические механизмы регуляции дыхания при физической работе. 15. Витамины: значение для организма, классификация. 16. Роль питания и биологически активных веществ в восстановлении работоспособности. 17. Физиологические основы тренировки силы и скоростно-силовых качеств. 18. Физиологические изменения в системе пищеварения в процессе мышечной деятельности. 19. Влияние занятий плаванием и другими видами спорта на дыхательную систему. 20. Адаптация организма к высокой и низкой температуре окружающей среды. 21. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста. 22. Физиологические основы спортивной тренировки женщин. 23. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе. 24. Возрастные особенности развития центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем детского организма. 25. Современные технологии тренировки и адаптации в целях повышения работоспособности в особых условиях внешней среды. 26. Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации и отбора юных спортсменов. 27. Спортивная тренировка и развитие тренированности. Физиологические показатели тренированности. 28. Физиологические особенности функций организма детей школьного возраста при мышечной деятельности. 29. Физиологические особенности функций организма людей среднего и пожилого возраста при мышечной деятельности. 30. Физиологическая характеристика физических упражнений с циклической структурой движений. 31. Физиологическая характеристика видов спорта со стереотипной нециклической структурой движений. 32. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений. 33. Роль физического труда и физической культуры в развитии двигательного аппарата у детей. 34. Физиологические изменения в организме при плавании. 35. Физиологическое обоснование массовых форм оздоровительной физической культуры и производственной гимнастики. 36. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста.

Вопросы для самоподготовки к зачету

1. Предмет физиологии спорта.

2. Понятие о кибернетической, или функциональной системе.

3. Основные свойства функциональной системы (подвижность, изменчивость, нелинейность, адаптивность, многомерность, неполная наблюдаемость).

4. Основные принципы работы функциональной системы.

5. Типы автоматического регулирования функциональной системы.

6. Разнообразие физических упражнений.

7. Классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы (локальные, региональные, глобальные).

8. Классификация физических упражнений по типу мышечных сокращений (статические, динамические).

9. Классификация физических упражнений по силе и мощности мышечных сокращений.

10. Энергетическая характеристика циклических упражнений.

11. Классификация физических упражнений по мощности.

12. Физиологическая классификация спортивных упражнений (циклические, ациклические).

13. Признаки различий физических упражнений: силовые, скоростно-силовые, на выносливость.

14. Упражнения анаэробной и аэробной мощности.

15. Источники образования энергии при анаэробной и аэробной работе.

16. Основные проявления мышечной силы (собственно силовые упражнения, скоростно-силовые упражнения, скоростные упражнения).

17. Морфофизиологические факторы, определяющие максимальную силу сокращения мышц.

18. Механизмы рабочей гипертрофии мышечных волокон.

19. Роль гормонов в развитии гипертрофии мышечных волокон.

20. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений.

21. Максимальная анаэробная мощность и емкость, методы их определения.

22. Виды выносливости.

23. Методы определения выносливости.

24. Аэробная производительность и выносливость.

25. Определение максимального потребления кислорода (МПК).

26. Порог анаэробного обмена.

27. Зависимость МПК от возраста, пола, спортивной подготовленности

28. Внешнее дыхание и МПК.

29. Система крови и МПК.

30. Сердечно-сосудистая система и МПК.

31. Мышечный аппарат и выносливость.

32. Гуморальные механизмы обеспечения аэробной возможности организма.

33. Физиология предстартового состояния и разминки.

34. Общая характеристика состояния готовности, стартовой лихорадки, стартовой апатии.

35. Физиологические эффекты разминки.

36. Физиологические основы общей и специальной разминки.

37. Процесс врабатывания, его физиологические механизмы.

38. Физиология «мертвой точки» и «второго дыхания».

39. Устойчивое состояние организма при мышечной работе. Виды устойчивых состояний.

40. Утомление, его значение в спорте. Центральные и локальные механизмы развития утомления при мышечной работе.

41. Процессы восстановления в спорте. Быстрый и медленный компоненты восстановления кислородного долга.

42. Восстановление фосфогенов, гликогена, устранение молочной кислоты.

43. Физиология активного отдыха.

Вопросы для самоподготовки к экзамену

1. Процессы управления в живых системах. Теория функциональных систем П. К. Анохина.

2. Функциональная организация скелетных мышц. Двигательные единицы и их классификация.

3. Механизм сокращения и расслабления мышечного волокна. Теория скольжения. Роль саркоплазматического ретикулума и ионов кальция в сокращении.

4. Энергетика мышечного сокращения. Способы ресинтеза АТФ, их мощность и емкость.

5. Морфо-функциональные основы мышечной силы.

6. Функциональные особенности различных типов мышечных волокон. Их роль в проявлении силы, скорости и выносливости.

7. Режимы и виды мышечных сокращений.

8. Основные принципы организации движений.

9. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений.

10. Физиология рецепторов, их значение и классификация. Пороги возбуждения рецепторов.

11. Классификация сенсорных систем и общий план организации.

12. Механизмы восприятия и передачи информации в ЦНС. Сенсорная коррекция движений.

13. Зрительная сенсорная система и ее роль в регуляции движений.

14. Слуховая сенсорная система и ее роль в регуляции движений.

15. Вестибулярная сенсорная система и ее роль в регуляции движений.

16. Строение и функции соматосенсорной системы. Проприорецепторы скелетных мышц и их роль в управлении движениями.

17. Гормоны коркового слоя надпочечников, их роль в жизнедеятельности организма и в долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

18. Понятие об общем адаптационном синдроме. Его стадии. Роль желез внутренней секреции в адаптации к физическим нагрузкам и другим факторам среды.

19. Система крови. Объем, состав и функции крови. Гематокрит. Кислотно-щелочное состояние и активная реакция крови в покое и при мышечной работе разного характера и мощности. Буферные системы крови.

20. Изменения в плазме крови при мышечной работе. Изменения эритроцитов в связи с мышечной работой, истинный и ложный эритроцитоз.

21. Миогенный лейкоцитоз. Свертывающая и противосвертывающая системы крови: их изменения при мышечной работе.

22. Гемодинамика: срочные и долговременные механизмы адаптации к физической нагрузке.

23. Срочные и долговременные механизмы адаптации сердца к физической нагрузке.

24. Изменение различных участков кровеносного русла в процессе мышечной деятельности.

25. Изменение АД при различных видах мышечной деятельности.

26. Кислородная емкость крови и ее роль в обеспечении кислородом работающих мышц.

27. Максимальное потребление кислорода (МПК). Признаки достижения МПК. Факторы, определяющие и лимитирующие МПК.

28. Механизмы регуляции дыхания в покое и при мышечной работе. Физиологические сдвиги при задержке дыхания и гипервентиляции.

29. Белковый обмен при активной мышечной работе и в период восстановления. Азотистый баланс. Регуляция белкового обмена.

30. Обмен углеводов в покое и при мышечной работе. Значение запасов углеводов для мышечной работоспособности. Регуляция углеводного обмена. Роль поджелудочной железы в регуляции уровня глюкозы в крови.

31. Обмен жиров. Роль жиров в энергообеспечении мышечной работы. Регуляция обмена жиров.

32. Питьевой режим при физических упражнениях разной мощности.

33. Изменения температуры «ядра» и «оболочки» тела при мышечной работе. Особенности терморегуляции при интенсивной физической нагрузке. Рабочая гипертермия.

34. Функциональные особенности двигательных единиц быстрого и медленного типа. Влияние различных видов тренировки на свойства мышечных волокон быстрого и медленного типа.

35. Физическая работоспособность. Фазы работоспособности. Методы определения физической работоспособности.

36. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте.

37. Физиологические основы утомления спортсменов.

38. Влияние условий среды на работоспособность спортсменов.

39. Периоды восстановления, механизмы и закономерности восстановительных процессов.

40. Физиологическая характеристика предстартового состояния.

41. Физиологическая характеристика разминки.

42. Физиологическая характеристика врабатывания.

43. Особые состояния организма при ациклических и статических упражнениях, упражнениях переменной мощности.

44. Характеристика устойчивого состояния. Истинное и кажущееся устойчивое состояние. Стабилизация физиологических процессов при повторной работе.

45. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок. Фазы томления.

46. Физиологические мероприятия по повышению скорости восстановительных процессов.

47. Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды.

48. Критерии классификации упражнений.

49. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок.

50. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений, а также нестандартных движений.

51. Биологические факторы, определяющие развитие силы. Физиологические основы тренировки мышечной силы.

55. Физиологические механизмы развития скорости (быстроты) движений.

56. Определение выносливости. Виды выносливости. Показатели и критерии выносливости. Механизмы и резервы развития выносливости.

57. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития.

58. Двигательные умения, навыки и методы их исследования. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков. Роль афферентного синтеза и акцептора действия в формировании двигательного навыка. Вегетативные компоненты двигательного навыка. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.

59. Наследственные влияния на морфо-функциональные особенности и физические качества человека.

60. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации. Учет семейной наследственности в спортивном отборе. Учет тренируемости спортсменов.

61. Роль физической культуры в условиях современной жизни.

62. Влияние гиподинамии на организм человека.

63. Влияние повышенной двигательной активности на функции организма.

64. Влияние повышенного нервно-психического напряжения на организм человека.

65. Влияние монотонной деятельности на организм человека.

66. Основные формы оздоровительной физической культуры. Роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.

67. Морфо-функциональные особенности женского организма. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин.

68. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста.

69. Скорость и эффективность тактического мышления. Помехоустойчивость спортсменов.

70. Зависимость физических способностей, обучаемости спортсменов движениям от типологических особенностей ВНД.

71. Характеристика устойчивого состояния. Истинное и кажущееся устойчивое состояние. Стабилизация физиологических процессов при повторной работе.

72. Роль эмоций при спортивной деятельности.

73. Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств.

74. Изменение функций организма в процессе тренировок.

75. Теория Н. А. Бернштейна о многоуровневой системе управления движением.

76. Вегетативный и моторный компоненты обеспечения движения.

77. Понятие о тренируемости организма.

78. Механизмы формирования двигательных навыков. Формирование временных связей.

78. Роль афферентной и эфферентной информации в формировании двигательногонавыка. Понятие о рефлекторном кольце.

79. Важнейший принцип формирования двигательных навыков – «повторение без повторения» (по Н. А. Бернштейну).

80. Особенности начального обучения двигательным действиям. Совершенствование двигательного действия.

81. Основные принципы формирования двигательных навыков и техники движения.

82. Физиологические характеристики и закономерности, определяющие состояние тренированности (максимальные функциональные возможности физиологических систем, эффективность их работы, зона оптимума и КПД мышечной работы).

83. Изменение пороговых тренировочных нагрузок как важный принцип повышения тренированности.

84. Эффект суперкомпенсации в тренировочном процессе.

85. Обратимость и необратимость тренировочных эффектов.

86. Разновидности тренируемости.

87. Влияние кратковременного и длительного воздействия разных факторов окружающей среды на организм (холод, жара, гипоксия).

88. Изменение КПД мышечной работы в условиях холода, жары, гипоксии.

89. Физиологические эффекты тренировочных занятий в условиях средне- или высокогорья.

90. Меры профилактики и способы повышения устойчивости организма к холоду и высокой температуре окружающей среды.

92. Особенности тренировки женщин в разные периоды менструального цикла.

93. Морфофункциональные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Сенситивные периоды развития физических качеств.

94. Аэробная и анаэробная производительность у детей разного возраста.

95. Основные морфофункциональные принципы отбора в детском и юношеском спорте

 


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная и дополнительная литература

 

№№ п-п Автор и наименование Вид Пособия Год издания Кол-во экз. в библиотеке  
основная литература
Л-1 Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная [Текст]: учебник / А. С. Сологуб, Е. Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 520 с. У      
Л-2 Нормальная физиология [Текст]: В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 1: Общая физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.]; Под ред. В.Н. Яковлева. - М.: Академия, 2006. - 240 с. УП      
Л-3 Нормальная физиология [Текст]: В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 2: Частная физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.]; Под ред. В.Н. Яковлева. - М.: Академия, 2006. - 288 с. УП      
Л-4 Нормальная физиология [Текст]: В 3 т.: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям 040100 "Лечебное дело", 040200 "Педиатрия", 040300 "Медико-профилактическое дело", 040400 "Стоматология". Т. 3: Интегративная физиология / Яковлев Виктор Николаевич [и др.]; Под ред. В.Н. Яковлева. - М.: Академия, 2006. - 224 с. УП      
           
дополнительная литература  
Л-5 Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Академия, 2007. – 384 с. УП      
Л-6 Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология"; "Педагогика и методика дошкольного образования" / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 416 с. УП      
Л-7 Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю. А. Ермолаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 444 с. УП      
Л-8 Полежаев Е. Ф. Основы физиологии и психологии труда: учеб. пособие / Е. Ф. Полежаев, В. Г. Макушин. - М.: Экономика, 1974. - 239 с. УП      
Л-9 Физиология человека: учеб. для магистрантов и аспирантов высш. учеб. заведений физической культуры и спорта, обучающихся по направлению 032100 - Физическая культура / Е. К. Аганянц [и др.]; Под ред. Е.К. Аганянц. - М.: Советский спорт, 2005. - 336 с. У      
Л-10 Физиология человека: В 3 т. Т. 1 / Й. Дудель [и др.]; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мир, 1996. - 323 с. У      
Л-11 Физиология человека: В 3 т. Т. 2 / М. Циммерман [и др.]; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мир, 1996. - 313 с. У      
Л-12 Физиология человека: В 3 т. Т. 3 / Ульмер Х.-Ф. [и др.]; Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса; Пер. с англ. Н.Н. Алипова и др.; Под ред. П.Г. Костюка. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мир, 1996. - 198 с. У      
Л-13 Сергеев, Б. Ф. Занимательная физиология [Текст] / Б. Ф. Сергеев. - М.: Молодая гвардия, 1969. - 235 с. Др      
             

Примечание:

1. Порядковая нумерация сквозная, двуиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);

2. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...