Образец выполнения титульного листа контрольной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по курсу "ФИЛОСОФИЯ"
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
1. Понятие и структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Философия как исторически развившееся мировоззрение человека, специфический способ духовного освоения мира. 3. Философия и наука: сходство и различия.
Тема 2. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре. 2. Основные разделы философии (краткая характеристика). 3. Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративная функции философии. Литература к темам 1, 2:
1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995. - №10. 2. Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988. - №2. 3. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. - М., 1990. 4. Никифоров А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? - М., 1990. 5. Ортега - И - Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991. 6. Рассел Б. История западной философии в 2-х т.Т.1. Введение. - Новосибирск, 1994.
7. Философия и мировоззрение. - М., 1990. 8. Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений. К феноменологии мифа. // Вопросы философии, 1998. - №12.
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
1. Особенности философских учений Древнего Китая. 2. Даосизм - основные идеи. 3. Конфуцианство - основные идеи.
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1. Основные учения древнеиндийской философии. Их мифологические истоки и особенности этой философии в целом. 2. Основные идеи буддизма. Литература к темам 3, 4:
1. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т.1. Ч.1. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. - М., 1980. 3. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола.: биографические очерки. - М., 1994. 4. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1988. 5. Даосизм. - М., 1994. 6. История китайской философии. - М., 1989. 7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М., 1989. 8. Лукьянов А.Е. Дао ‘’ Книги перемен’’. - М., 1993. 9. Мень А. Проповедь Гаутамы Будды // Наука и религия, 1991. - №11; 1992. - №1. 10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1993. 11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. Тема 5. ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Этапы развития древнегреческой философии. 2. Натурфилософия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 3. Учение Гераклита. 4. Греческий атомизм (Демокрит). 5. Софистика и Сократ.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА 1. Метафизика. 2. Учение о познании. 3. Взгляды на искусство. 4. Учение о душе и учение о человеке. 5. Учение о государстве.
Тема 7. (по выбору студента)
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
1. Метафизика. 2. Психология. 3. Политическое учение.
УЧЕНИЕ ЭПИКУРА.
1. Физика и теория познания. 2. Этическое учение.
Литература к темам 5 - 7: 1. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988. 2. Виц Б.Б. Демокрит. - М., 1979.
3. История философии в кратком изложении. - М., 1994. 4. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976. 5. Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982. 6. Нерсесянц В.С. Платон. - М., 1984. 7. Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994. 8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т. 1.- СПб, 1994. 9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. 10. Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981. 11. Шакир-Заде А.С. Эпикур. - М., 1963.
Тема 8. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
1. Осмысление категории бытия в философской традиции. 2. Соотношение понятий «бытие» и «существование», «бытие» и «реальность». 3. Основные формы бытия: бытие вещей природы, бытие идеального, социальное бытие, бытие человека. 4. Понятие небытия. 5. Проблемы человеческого бытия в экзистенциализме.
Тема 9. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
1. Развитие представлений о материи в истории философии (античность, XVII - XVIII вв., диалектический материализм). 2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи. 3. Пространство и время как формы существования материи. 4. Материальная эволюция с точки зрения синергетики.
Литература к темам 8, 9:
1. Алексеев В.П. Понятие ‘’материя’’ // Вопросы философии, 1990. - № 12. 2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982. 3. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983. 4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986. 5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. - №3. 6. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. - М., 1993. 7. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 8. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопросы философии, 1991. - №3. 9. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. – М.: Наука, 2002. – С.3-81. 10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм - В кн.: Сумерки богов. - М., 1990. 11. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С.185-313. 12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. - №10. 13. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.
Тема 10. ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ
1. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. Познаваемость мира. 2. Научное познание и многообразие вненаучных форм освоения мира (мистика, магия, искусство и т. д.). Их отличия и взаимодополняемость. Тема 11. (по выбору студента)
ПОЗНАНИЕ И ИСТИНА 1. История представлений об источниках познания: эмпиризм (Бэкон, Локк) и рационализм (Декарт, Лейбниц). 2. Роль и место чувственного и рационального в познании, их взаимосвязь. 3. Философские учения об истине, ее критерии. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
1. Обоснование опытной науки в Новое время (Бэкон, Галилей). 2. Современная модель научного знания (Поппер, Кун, Лакатос). Отличия науки от ненауки. 3. Социальная роль науки.
Литература к темам 10, 11:
1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988. 2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991. 3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990. 4. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. 5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995. 6. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980. 7. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология (уч. пос.). - М., 1998. 8. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. - М., 1984. 9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995. 10. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989. - №10. 11. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии, 1997. - №7. 12. Философия и методология науки: учебник. - М., 1996.
Тема 12. СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
1. Сознание как высшая форма отражения. 2. Религиозные, естественнонаучные и философские представления о сознании, его происхождении. 3. Роль труда в возникновении сознания. 4. Соотношение биологического и общественно-исторического в сознании.
Тема 13. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ
5. Интенциональность, идеальность, субъективность, активность как предикаты сознания. 6. Сознание и мозг, психофизическая проблема в философии.
7. Сознание и психика (душа), понятие о бессознательном. Самосознание. 8. Язык как опредмеченное сознание. Диалогичность сознания.
Тема 14. УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
1. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда. Структура души по Фрейду. 2. Бессознательное в трактовке К. Юнга. Литература к темам 12 - 14:
1. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1993. 2. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону, 1995. - С.26-46. 3. Киреев А. Психея под скальпелем// Техника - Молодежи, 1998. - №2. 4. Киреев А. Психея на стезе // Техника - Молодежи, 1998. - №3. 5. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990. - №10. 6. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии, 1997. - №10. 7. Налимов В.В. Медитация - это то, что отличает человека от компьютера // Человек, 1991. - №3. 8. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М., 1989. 9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - Гл.3. 10. Философская энциклопедия, т.5. - М., 1970. - С. 43-48. 11. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. - В кн.: Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. 12. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990. 13. Холличер В. Человек в научной картине мира. - М., 1991. 14. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т.2. 15. Юнг К.-Г. Функция снов. Анализ снов. - В кн.: Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991.
Тема 15. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА
1. Происхождение и сущность общества. 2. Общество как система: основные составляющие общественной жизни (общественное хозяйство, социальная организация, политическая организация, духовная культура) 3. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества.
Тема 16. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА; ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
1. Религия. 2. Мораль. 3. Искусство. 4. Наука.
Литература к темам 15 - 16: 1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988. 2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988. 3. Барулин В.С. Социальная жизнь общества. - М., 1987. 4. Веселовский В. Классы, слои и власть. - М., 1981. 5. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. - М., 1976. 6. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. - Ростов-на-Дону, 1996. 7. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988. 8. Обществознание. Пособие для учителя. - Кемерово, 1993. 9. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс, 1998. - № 6. 10. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976. 11. Толстых В.И. Искусство и мораль. - М., 1973. 12. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии, 1997. - №7.
Тема 17. ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Сущность и факторы антропогенеза. 2. Проблема соотношения природного (биологического) и социального в человеке. 3. Понятие личности.
Тема 18. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ЧЕЛОВЕКЕ 1. Проблема специфики человеческого существования. 2. Свобода как ведущая характеристика человека. 3. Проблема смысла жизни.
Литература к темам 17, 18:
1. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. - М., 1990. 2. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематизации // Вопросы философии, 1995. - №2. 3. Гроувс Г. Происхождение современного человека // Человек, 1996. - №3. 4. Лобковиц Н. Что такое личность // Вопросы философии, 1998. - №2. 5. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии, 1992. - №3. 6. О человеческом в человеке. - М., 1991. 7. Ортега-И-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993. - №10. 8. Обществознание. Пособие для учителя. - Кемерово, 1993. 9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974. 10. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994. 11. Феномен человека: Антология. - М., 1993. 12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. 13. Фрейд З. Недовольство культурой. - М., 1991. 14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1991. 15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Человек, 1993. - №1. 16. Человек как философская проблема: Восток - Запад. - М.,1991. 17. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1995.
Тема 19. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ 1. Понятие культуры. 2. Основные культуры человечества: Восток - Запад. 3. Проблема культурно-исторического места России. Тема 20. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Понятие цивилизации. 2. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций. 3. Концепции О. Шпенглера, Л. Гумилева.
Литература к темам 19, 20: 1. Алиев И. Евразийство как национальная идея // Независимая газета, 8 апреля 1996. - №6. 2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993. 3. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990. - №1,2. 4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М., 1993. 5. Губман Б.Л. Введение в философию культуры. - Тверь, 1995. 6. Губман Б.Л. Смысл истории. - М., 1991. 7. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы: философские портреты. - 8. М., 1995. 9. Гумилев Н.Л. Этносфера: История людей и история природы. - 10. М., 1993. 11. Гуревич П. Философия культуры. - М., 1995. 12. Гуревич П. Культурология. - М., 1996. 13. Гуревич П.С. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии, 1990. - №11. 14. Диалог цивилизаций: Восток – Запад // Вопросы философии, 1993. - №6. 15. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993. 16. Культурология - XX век. Антология. - М., 1995. 17. Культура и цивилизация. - М., 1984. 18. Пелипенко А., Яковенко И. Культура как система // Человек, 1997. - № 5. 19. Русская идея. Сборник. - М., 1992. 20. Трифонов Е. Россия всегда была частью Европы // Независимая газета, 8 апреля 1996. - №6. 21. Формация или цивилизация? // Вопросы философии, 1989. - №10. 22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Тема 21. (по выбору студента)
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.
1. Признаки информационного общества. 2. Перспективы и социальные последствия.
СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Сущность и разновидности глобальных проблем. 2. Экологический кризис: причины и пути его преодоления.
СОВРЕМЕННАЯ НТР 1. Основные направления и социальные последствия НТР. Сциентизм и антисциентизм. 2. Критика технократизма.
Литература:
1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. 2. Араб - Оглы Э.Н. Обозримое будущее. Социальные последствия научно-технической революции. Год 2000. - М., 1986. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991. 4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. 5. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии, 1990. - №1. 6. Медоуз Д. и др. Пределы роста. - М., 1991. 7. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии, 1990. - №5. 8. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980. 9. Прорыв. - М., 1988. 10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1993. 11. Современные глобальные проблемы. - М., 1980. Хесле В. Философия и экология. - М., 1993. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
1. Укажите предметную область и предназначение (функции) философии. Что общего у философии с религией и наукой, в чем ее отличия от последних. 2. Охарактеризуйте различные парадигмы (типы) философствования. 3. Какова проблематика философских учений Древней Греции: общее и особенности. 4. Идеализм Платона в его сути и в подходе к познанию, искусству, государству, назначению человека. 5. Что Вы знаете (на выбор): 6. а) об энциклопедической философии Аристотеля? 7. б) об учении Эпикура? 8. Что такое категории мышления? Их свойства. Характеристика категорий единичное - общее, сущность - явление, содержание - форма. Категория «бытие - небытие». 9. Каков предмет онтологии? Расскажите об осмыслении ее вопросов в европейской философии (Демокрит, Платон, Фома Аквинский, Декарт, Беркли, Кант и др.). 10. Предмет, структура и функции философии. 11. Основные учения античной философии. Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. 12. Философия идей Платона. 13. Проблема бытия и основной вопрос философии. 14. Учение о материи. Виды движения материи. Атрибуты материи. 15. Понятие диалектики и метафизики. Основные принципы диалектики. 16. Закон единства и борьбы противоположностей. 17. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. 18. Закон отрицания отрицания. 19. Познаваемость мира. Субъект и объект познания. Трудности процесса познания. Алностицизм. 20. Основные типы познания: искусство, наука, мистика. Специфика, функции, взаимосвязь. 21. Основные формы чувственного и рационального познания. Их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм. 22. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины. 23. Научное познание. Его основные формы и методы. Понятие научной парадигмы. 24. Природа сознания: сознание и мозг, роль труда и общества в возникновении сознания. Соотношение биологического и социального. 25. Основные характеристики сознания: идеальное - материальное; сознание - психика; сознание - бессознательное. 26. Предмет и основные вопросы социальной философии. 27. Экономическая жизнь общества: её структура и механизм. 28. Происхождение и сущность классов. Взаимодействие классов в истории общества. 29. Социально - классовая структура общества. 30. Политическая структура общества. Государство. Типы и формы. 31. Социально - классовая структура современного Российского общества. Тенденции её развития. 32. Современная научно - техническая революция. Основные направления и социальные последствия. Критика сциентизма и технократизма. 33. Глобальные проблемы и перспективы современного человечества. 34. Экологический кризис: причины и пути его преодоления. 35. Демографические проблемы мира и России. 36. Понятие информационного общества. 37. Мораль как форма общественного сознания. 38. Религия; происхождение, сущность и функции в современном мире. 39. Искусство как форма общественного сознания, высший вид человеческой деятельности. 40. Природа и общество. Основные этапы их взаимодействия в развитии общества. Критика географического детерминизма. 41. Основные факторы формирования и развития личности. 42. Социализация. Основные механизмы социализации человека. 43. Понятие ноосферы. Признаки становления ноосферы и пути перехода человечества к ноосферной цивилизации. 44. Происхождение человека и общества, роль труда в этом процессе. 45. Понятие способа производства. Основные исторические формы производства. 46. Понятие культуры. Основные культуры человечества. Россия в диалоге культур. 47. Основные структуры исторического процесса: цивилизация и общественно - экономическая формация. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций. 48. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: личность, индивид, индивидуальность. 49. Человек в мире культуры. Роль культуры в формировании человека. 50. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. 51. Особенности исторического пути России. Современное состояние и перспективы российского общества. 52. Основные идеи современной философии (по выбору студента): 53. экзистенциализм, 54. философская антропология; 55. философия психоанализа; 56. постмодернизм. 57. Философская антропология Ж.П. Сартра. 58. Человек в учении Э. Фромма. 59. Проблемы социальной типологии личности. 60. Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|