Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец выполнения титульного листа контрольной работы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Кафедра философии и социологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине "ФИЛОСОФИЯ" На тему: "ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ" Выполнил(а): Проверил: Ф.И.О. Морозов группа СКз – 031, Александр Сергеевич, ф-т коммерции и маркетинга, доцент кафедры заочной формы обучения, философии и социологии № зачетной кн. К 02001 Кемерово 200__

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по курсу "ФИЛОСОФИЯ"

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

1. Понятие и структура мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, философия. Философия как исторически развившееся мировоззрение человека, специфический способ духовного освоения мира.

3. Философия и наука: сходство и различия.

 

Тема 2. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1. Предмет философии. Место философии в системе наук и культуре.

2. Основные разделы философии (краткая характеристика).

3. Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративная функции философии.

Литература к темам 1, 2:

 

1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995. - №10.

2. Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988. - №2.

3. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. - М., 1990.

4. Никифоров А.Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся

разум? - М., 1990.

5. Ортега - И - Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991.

6. Рассел Б. История западной философии в 2-х т.Т.1. Введение. - Новосибирск, 1994.

7. Философия и мировоззрение. - М., 1990.

8. Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений. К феноменологии мифа. // Вопросы философии, 1998. - №12.

 

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

1. Особенности философских учений Древнего Китая.

2. Даосизм - основные идеи.

3. Конфуцианство - основные идеи.

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1. Основные учения древнеиндийской философии. Их мифологические истоки и особенности этой философии в целом.

2. Основные идеи буддизма.

Литература к темам 3, 4:

 

1. Антология мировой философии. - М., 1969. - Т.1. Ч.1.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. - М., 1980.

3. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола.: биографические очерки. - М., 1994.

4. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1988.

5. Даосизм. - М., 1994.

6. История китайской философии. - М., 1989.

7. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М., 1989.

8. Лукьянов А.Е. Дао ‘’ Книги перемен’’. - М., 1993.

9. Мень А. Проповедь Гаутамы Будды // Наука и религия, 1991. - №11; 1992. - №1.

10. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1993.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

Тема 5. ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1. Этапы развития древнегреческой философии.

2. Натурфилософия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

3. Учение Гераклита.

4. Греческий атомизм (Демокрит).

5. Софистика и Сократ.

 

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

1. Метафизика.

2. Учение о познании.

3. Взгляды на искусство.

4. Учение о душе и учение о человеке.

5. Учение о государстве.

 

Тема 7. (по выбору студента)

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АРИСТОТЕЛЯ

 

1. Метафизика.

2. Психология.

3. Политическое учение.

 

УЧЕНИЕ ЭПИКУРА.

 

1. Физика и теория познания.

2. Этическое учение.

 

Литература к темам 5 - 7:

1. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

2. Виц Б.Б. Демокрит. - М., 1979.

3. История философии в кратком изложении. - М., 1994.

4. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976.

5. Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982.

6. Нерсесянц В.С. Платон. - М., 1984.

7. Рассел Б. История западной философии в 2-х т. Т.1.- Новосибирск, 1994.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 3-х т. Т. 1.- СПб, 1994.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

10. Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.

11. Шакир-Заде А.С. Эпикур. - М., 1963.

 

 

Тема 8. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

 

1. Осмысление категории бытия в философской традиции.

2. Соотношение понятий «бытие» и «существование», «бытие» и «реальность».

3. Основные формы бытия: бытие вещей природы, бытие идеального, социальное бытие, бытие человека.

4. Понятие небытия.

5. Проблемы человеческого бытия в экзистенциализме.

 

Тема 9. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ

 

1. Развитие представлений о материи в истории философии (античность, XVII - XVIII вв., диалектический материализм).

2. Движение - способ существования материи. Виды движения материи.

3. Пространство и время как формы существования материи.

4. Материальная эволюция с точки зрения синергетики.

 

 

Литература к темам 8, 9:

 

1. Алексеев В.П. Понятие ‘’материя’’ // Вопросы философии, 1990. - № 12.

2. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982.

3. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983.

4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. - №3.

6. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. - М., 1993.

7. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

8. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопросы философии, 1991. - №3.

9. Новое в синергетике: взгляд в третье тысячелетие. – М.: Наука, 2002. – С.3-81.

10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм - В кн.: Сумерки богов. - М., 1990.

11. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С.185-313.

12. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. - №10.

13. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

 

Тема 10. ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

 

1. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. Познаваемость мира.

2. Научное познание и многообразие вненаучных форм освоения мира (мистика, магия, искусство и т. д.). Их отличия и взаимодополняемость.

Тема 11. (по выбору студента)

 

ПОЗНАНИЕ И ИСТИНА

1. История представлений об источниках познания: эмпиризм (Бэкон, Локк) и рационализм (Декарт, Лейбниц).

2. Роль и место чувственного и рационального в познании, их взаимосвязь.

3. Философские учения об истине, ее критерии.

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА

 

1. Обоснование опытной науки в Новое время (Бэкон, Галилей).

2. Современная модель научного знания (Поппер, Кун, Лакатос). Отличия науки от ненауки.

3. Социальная роль науки.

 

Литература к темам 10, 11:

 

1. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

4. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995.

6. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1980.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология (уч. пос.). - М., 1998.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII вв. - М., 1984.

9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995.

10. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989. - №10.

11. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии, 1997. - №7.

12. Философия и методология науки: учебник. - М., 1996.

 

Тема 12. СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

 

1. Сознание как высшая форма отражения.

2. Религиозные, естественнонаучные и философские представления о сознании, его происхождении.

3. Роль труда в возникновении сознания.

4. Соотношение биологического и общественно-исторического в сознании.

 

Тема 13. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ

 

5. Интенциональность, идеальность, субъективность, активность как предикаты сознания.

6. Сознание и мозг, психофизическая проблема в философии.

7. Сознание и психика (душа), понятие о бессознательном. Самосознание.

8. Язык как опредмеченное сознание. Диалогичность сознания.

 

Тема 14. УЧЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

 

1. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда. Структура души по Фрейду.

2. Бессознательное в трактовке К. Юнга.

Литература к темам 12 - 14:

 

1. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1993.

2. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону, 1995. - С.26-46.

3. Киреев А. Психея под скальпелем// Техника - Молодежи, 1998. - №2.

4. Киреев А. Психея на стезе // Техника - Молодежи, 1998. - №3.

5. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990. - №10.

6. Налимов В.В. Размышления на философские темы // Вопросы философии, 1997. - №10.

7. Налимов В.В. Медитация - это то, что отличает человека от компьютера // Человек, 1991. - №3.

8. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М., 1989.

9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. - Гл.3.

10. Философская энциклопедия, т.5. - М., 1970. - С. 43-48.

11. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. - В кн.: Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

12. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

13. Холличер В. Человек в научной картине мира. - М., 1991.

14. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание, т.2.

15. Юнг К.-Г. Функция снов. Анализ снов. - В кн.: Юнг К.-Г. Архетип и символ. - М., 1991.

 

Тема 15. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА

 

1. Происхождение и сущность общества.

2. Общество как система: основные составляющие общественной жизни (общественное хозяйство, социальная организация, политическая организация, духовная культура)

3. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества.

 

Тема 16. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА; ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

 

1. Религия.

2. Мораль.

3. Искусство.

4. Наука.

 

Литература к темам 15 - 16:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988.

2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М., 1988.

3. Барулин В.С. Социальная жизнь общества. - М., 1987.

4. Веселовский В. Классы, слои и власть. - М., 1981.

5. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. - М., 1976.

6. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. - Ростов-на-Дону, 1996.

7. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.

8. Обществознание. Пособие для учителя. - Кемерово, 1993.

9. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс, 1998. - № 6.

10. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

11. Толстых В.И. Искусство и мораль. - М., 1973.

12. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии, 1997. - №7.

 

Тема 17. ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

1. Сущность и факторы антропогенеза.

2. Проблема соотношения природного (биологического) и социального в человеке.

3. Понятие личности.

 

Тема 18. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ЧЕЛОВЕКЕ

1. Проблема специфики человеческого существования.

2. Свобода как ведущая характеристика человека.

3. Проблема смысла жизни.

 

Литература к темам 17, 18:

 

1. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии. - М., 1990.

2. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематизации // Вопросы философии, 1995. - №2.

3. Гроувс Г. Происхождение современного человека // Человек, 1996. - №3.

4. Лобковиц Н. Что такое личность // Вопросы философии, 1998. - №2.

5. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии, 1992. - №3.

6. О человеческом в человеке. - М., 1991.

7. Ортега-И-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993. - №10.

8. Обществознание. Пособие для учителя. - Кемерово, 1993.

9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974.

10. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994.

11. Феномен человека: Антология. - М., 1993.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

13. Фрейд З. Недовольство культурой. - М., 1991.

14. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1991.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Человек, 1993. - №1.

16. Человек как философская проблема: Восток - Запад. - М.,1991.

17. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 1995.

 

Тема 19. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие культуры.

2. Основные культуры человечества: Восток - Запад.

3. Проблема культурно-исторического места России.

Тема 20. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Понятие цивилизации.

2. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций.

3. Концепции О. Шпенглера, Л. Гумилева.

 

Литература к темам 19, 20:

1. Алиев И. Евразийство как национальная идея // Независимая газета, 8 апреля 1996. - №6.

2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

3. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990. - №1,2.

4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М., 1993.

5. Губман Б.Л. Введение в философию культуры. - Тверь, 1995.

6. Губман Б.Л. Смысл истории. - М., 1991.

7. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы: философские портреты. -

8. М., 1995.

9. Гумилев Н.Л. Этносфера: История людей и история природы. -

10. М., 1993.

11. Гуревич П. Философия культуры. - М., 1995.

12. Гуревич П. Культурология. - М., 1996.

13. Гуревич П.С. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии, 1990. - №11.

14. Диалог цивилизаций: Восток – Запад // Вопросы философии, 1993. - №6.

15. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

16. Культурология - XX век. Антология. - М., 1995.

17. Культура и цивилизация. - М., 1984.

18. Пелипенко А., Яковенко И. Культура как система // Человек, 1997. - № 5.

19. Русская идея. Сборник. - М., 1992.

20. Трифонов Е. Россия всегда была частью Европы // Независимая газета, 8 апреля 1996. - №6.

21. Формация или цивилизация? // Вопросы философии, 1989. - №10.

22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Тема 21. (по выбору студента)

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО.

 

1. Признаки информационного общества.

2. Перспективы и социальные последствия.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

1. Сущность и разновидности глобальных проблем.

2. Экологический кризис: причины и пути его преодоления.

 

СОВРЕМЕННАЯ НТР

1. Основные направления и социальные последствия НТР. Сциентизм и антисциентизм.

2. Критика технократизма.

 

Литература:

 

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

2. Араб - Оглы Э.Н. Обозримое будущее. Социальные последствия научно-технической революции. Год 2000. - М., 1986.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

5. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии, 1990. - №1.

6. Медоуз Д. и др. Пределы роста. - М., 1991.

7. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии, 1990. - №5.

8. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980.

9. Прорыв. - М., 1988.

10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1993.

11. Современные глобальные проблемы. - М., 1980.

Хесле В. Философия и экология. - М., 1993.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

 

1. Укажите предметную область и предназначение (функции) философии. Что общего у философии с религией и наукой, в чем ее отличия от последних.

2. Охарактеризуйте различные парадигмы (типы) философствования.

3. Какова проблематика философских учений Древней Греции: общее и особенности.

4. Идеализм Платона в его сути и в подходе к познанию, искусству, государству, назначению человека.

5. Что Вы знаете (на выбор):

6. а) об энциклопедической философии Аристотеля?

7. б) об учении Эпикура?

8. Что такое категории мышления? Их свойства. Характеристика категорий единичное - общее, сущность - явление, содержание - форма. Категория «бытие - небытие».

9. Каков предмет онтологии? Расскажите об осмыслении ее вопросов в европейской философии (Демокрит, Платон, Фома Аквинский, Декарт, Беркли, Кант и др.).

10. Предмет, структура и функции философии.

11. Основные учения античной философии. Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

12. Философия идей Платона.

13. Проблема бытия и основной вопрос философии.

14. Учение о материи. Виды движения материи. Атрибуты материи.

15. Понятие диалектики и метафизики. Основные принципы диалектики.

16. Закон единства и борьбы противоположностей.

17. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

18. Закон отрицания отрицания.

19. Познаваемость мира. Субъект и объект познания. Трудности процесса познания. Алностицизм.

20. Основные типы познания: искусство, наука, мистика. Специфика, функции, взаимосвязь.

21. Основные формы чувственного и рационального познания. Их взаимосвязь. Сенсуализм и рационализм.

22. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Истина и заблуждение. Критерии истины.

23. Научное познание. Его основные формы и методы. Понятие научной парадигмы.

24. Природа сознания: сознание и мозг, роль труда и общества в возникновении сознания. Соотношение биологического и социального.

25. Основные характеристики сознания: идеальное - материальное; сознание - психика; сознание - бессознательное.

26. Предмет и основные вопросы социальной философии.

27. Экономическая жизнь общества: её структура и механизм.

28. Происхождение и сущность классов. Взаимодействие классов в истории общества.

29. Социально - классовая структура общества.

30. Политическая структура общества. Государство. Типы и формы.

31. Социально - классовая структура современного Российского общества. Тенденции её развития.

32. Современная научно - техническая революция. Основные направления и социальные последствия. Критика сциентизма и технократизма.

33. Глобальные проблемы и перспективы современного человечества.

34. Экологический кризис: причины и пути его преодоления.

35. Демографические проблемы мира и России.

36. Понятие информационного общества.

37. Мораль как форма общественного сознания.

38. Религия; происхождение, сущность и функции в современном мире.

39. Искусство как форма общественного сознания, высший вид человеческой деятельности.

40. Природа и общество. Основные этапы их взаимодействия в развитии общества. Критика географического детерминизма.

41. Основные факторы формирования и развития личности.

42. Социализация. Основные механизмы социализации человека.

43. Понятие ноосферы. Признаки становления ноосферы и пути перехода человечества к ноосферной цивилизации.

44. Происхождение человека и общества, роль труда в этом процессе.

45. Понятие способа производства. Основные исторические формы производства.

46. Понятие культуры. Основные культуры человечества. Россия в диалоге культур.

47. Основные структуры исторического процесса: цивилизация и общественно - экономическая формация. История как процесс развития этнокультурных цивилизаций.

48. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: личность, индивид, индивидуальность.

49. Человек в мире культуры. Роль культуры в формировании человека.

50. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

51. Особенности исторического пути России. Современное состояние и перспективы российского общества.

52. Основные идеи современной философии (по выбору студента):

53. экзистенциализм,

54. философская антропология;

55. философия психоанализа;

56. постмодернизм.

57. Философская антропология Ж.П. Сартра.

58. Человек в учении Э. Фромма.

59. Проблемы социальной типологии личности.

60. Смысл жизни, смерть и бессмертие человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...