Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данные. Вор в пустом доме




Данные

 

Дэвид Кресуэлл, теперь работающий в Университете Карнеги — Меллон, был еще одним молодым ученым, чей интерес к медитации подпитывался Летним исследовательским институтом ума и жизни. Чтобы оценить начальную стадию среди новичков в медитации, группа Кресуэлла измерила активность мозга людей, которые приняли участие в трехдневном интенсивном курсе внимательности[189]. Добровольцы никогда не медитировали прежде, но на том курсе внимательности они узнали, что, если ты потерялся в какой-то личной мелодраме (излюбленная тема пассивного режима), ты можешь сознательно выйти из нее. Для этого можно назвать ее или переключить внимание на наблюдение за дыханием или на осознавание текущего момента. Все это — активные вмешательства, попытки остановить обезьяний ум.

Подобные усилия повышают активность в дорсолатеральной префронтальной коре — главном участке, управляющем пассивным режимом. Как мы узнали, эта область запускается каждый раз, когда мы намеренно стараемся успокоить возбужденный ум — например, когда пытаемся подумать о чем-то более приятном, чем та встреча, которая постоянно прокручивается в голове.

Три дня практики методов внимательности привели к укреплению связей между этим контролирующим участком и корой задней части поясной извилины, входящей в сеть пассивного режима. Данная область отвечает за мысли, сосредоточенные на нас самих. Это говорит о том, что новички в медитации не дают уму блуждать, активируя нейронные схемы, способные заглушать сеть пассивного режима.

Но в отношении более опытных практикующих следующая фаза разукрупнения чувства «я» продолжает снижать активность главных областей пассивного режима — ослабляет механику «я». При этом по-прежнему растут связи с контролирующими участками. Наглядный пример: исследователи во главе с Джадсоном Брюером, тогда работавшим в Йельском университете, изучили мозговые корреляты практики внимательности. В исследовании они сравнили опытных мастеров (в среднем 10 500 часов практики) с новичками[190].

Во время медитации всем участникам предложили различать простое обращение внимания на сущность переживания (допустим, имеет место зуд ) и отождествление с ним (Я испытываю зуд ) — и затем отпускать это. Это различие кажется важным шагом в ослаблении чувства «я» благодаря активации метаосознания — «минимального “я”», которое может заметить зуд, но не поместит его в нашу сюжетную линию (мой зуд ).

Как уже отмечалось, когда мы смотрим фильм и увлечены сюжетом, но затем замечаем, что находимся в кинотеатре, мы покидаем мир кино и оказываемся в большем пространстве, которое включает в себя фильм, но не ограничивается им. Такое метаосознание позволяет нам следить за своими мыслями, чувствами и действиями, по желанию управлять ими и анализировать их динамику.

Наше чувство «я» вплетается в непрерывный нарратив, который объединяет различные части жизни в связный сюжет. Рассказчик в основном находится в сети пассивного режима, но сводит воедино данные из множества областей мозга. Сами по себе они не связаны с чувством «я».

Опытные практикующие в исследовании Брюера обладали той же прочной связью между контролирующим участком и пассивным режимом, что и новички, но, кроме того, их участки сети пассивного режима были сами по себе менее активными. Это особенно наблюдалось при практике медитации любящей доброты и подтверждало принцип, что чем больше мы думаем о благополучии других, тем меньше концентрируемся на себе[191].

Любопытен тот факт, что опытные мастера продемонстрировали ту же менее прочную связь в сети пассивного режима, когда просто отдыхали до проверки, что и во время практики внимательности. Вероятно, это эффект черты и хороший знак: практикующие целенаправленно учились быть внимательными в повседневной жизни, как и на сеансах медитации. Та же менее прочная связь по сравнению с новичками в медитации была обнаружена исследователями мозга из Израиля. Ученые наблюдали опытных практикующих медитацию внимательности, чье среднее количество часов практики составляло 9000[192].

Дальнейшее косвенное доказательство этого изменения в опытных мастерах поступило из исследования Университета Эмори с участием практикующих дзен (около трех лет практики, но общее количество часов неизвестно). По сравнению с участниками контрольной группы они продемонстрировали меньшую активность в участках сети пассивного режима, в то время как концентрировались на дыхании при сканировании мозга. Чем сильнее был этот эффект, тем лучше они прошли проверку на устойчивое внимание после сканирования, что говорит о стабильном снижении блуждания ума[193]. Наконец, небольшое, но показательное исследование Монреальского университета с участием практикующих дзен (в среднем 1700 часов практики) обнаружило менее прочную связь участков сети пассивного режима во время отдыха. Их сравнивали с группой добровольцев, обучавшихся дзадзену на протяжении недели[194].

Существует теория, согласно которой то, что привлекает наше внимание, указывает на привязанность: чем больше привязанность, тем чаще наше внимание будет занято и сосредоточено на чем-либо. В эксперименте, проверяющем это предположение, группе добровольцев и группе опытных практикующих медитацию (4200 часов) сообщили, что они будут получать деньги каждый раз, когда смогут определить конкретные геометрические фигуры в ряду[195]. В некотором смысле была создана мини-привязанность. Затем в более поздней фазе, когда участников попросили просто сконцентрироваться на дыхании и игнорировать эти фигуры, испытуемые с опытом медитации, в отличие от контрольной группы, отвлекались меньше.

Работая в том же направлении, группа Ричи обнаружила, что у тех, чье среднее количество часов практики составляет 7500, по сравнению с людьми их возраста, снижался объем серого вещества в ключевой области — прилежащем ядре[196]. Оно стало единственным участком, где произошли изменения по сравнению с мозгом участников контрольной группы того же пола. Уменьшенное прилежащее ядро ослабляет связь между участками и другими нейронными модулями, которые обычно руководят созданием нашего чувства «я».

Довольно неожиданно: прилежащее ядро играет огромную роль в участках мозга, отвечающих за вознаграждение — источник приятных чувств в жизни. Но это также ключевая область с точки зрения «прилипчивости», наших эмоциональных привязанностей и пристрастий — иными словами, того, что нас соблазняет. Снижение объема серого вещества в прилежащем ядре может отражать сниженную привязанность практикующих медитацию, в особенности к нарративному «я».

Делает ли это изменение практикующих медитацию холодными и равнодушными? На ум приходят Далай-лама и другие опытные практикующие, а также те, кто побывал в лаборатории Ричи: большинство из них излучают жизнерадостность и тепло.

Тексты описывают опытных практикующих, достигших устойчивого сострадания и блаженства, а также «пустоты» в смысле отсутствующих привязанностей. Например, созерцательные традиции индуизма говорят о вайрагье[197] — одном из продвинутых этапов практики, на котором привязанности исчезают; в этом смысле отречение происходит скорее спонтанно, а не усилием воли. Благодаря этой перемене возникает альтернативный источник радости в чистом бытии[198].

Может ли это свидетельствовать о нейронной сети, которая доставляет тихое удовольствие, даже если наши привязанности, относящиеся к прилежащему ядру, ослабнут? Мы рассмотрим подобную возможность, изученную на базе исследований мозга опытных йогинов, в главе 12.

Артур Зайонц — второй президент Института ума и жизни, квантовый физик и к тому же философ — однажды сказал, что если мы избавимся от привязанности, то «станем более открытыми нашему опыту и другим людям. Эта открытость — форма любви — позволит нам с большей легкостью понять страдания других людей».

«Великие умы, — добавляет он, — воплощают в себе способность бороться со страданием и разбираться с ним без потерь для себя. Избавление от привязанностей освобождает, создает моральный стержень для действия и сострадания»[199].

 

Вор в пустом доме

 

В древних руководствах по медитации говорится, что избавление от этих мыслей поначалу похоже на змею, которая постепенно ослабляет давление своих колец: потребуется приложить усилия. Однако позже любые мысли, приходящие на ум, напоминают вора, пробравшегося в пустой дом. Там нечего делать, и поэтому мысли просто уходят.

Такой переход от первоначальных усилий к последующей легкости кажется универсальной, хотя и малоизвестной темой в традициях медитации. Здравый смысл подсказывает нам, что овладение любым навыком требует упорной работы вначале и упрощается с практикой. Когнитивная нейронаука сообщает, что этот переход к легкости означает нейронный переход к мастерству: теперь префронтальные участки без усилий выполняют работу, так как руководство могут перенять базальные ядра меньшего размера в мозге. Это нейронное состояние говорит о легкости.

Требующая усилий практика на первых этапах медитации активирует префронтальные контролирующие участки. Однако последующий переход к безусильной практике может происходить с разной динамикой: ослабленная связь между различными участками сети пассивного режима и сниженная активность коры задней части поясной извилины, поскольку в требующем усилия контроле больше нет необходимости. Ум на данном этапе успокаивается, и «я»-нарратив становится менее «прилипчивым».

Это было обнаружено в другом исследовании Джадсона Брюера. В нем опытные практикующие сообщали о своем переживании в конкретный момент. Таким образом они позволяли ученым понять, какая активность мозга коррелируется с этим переживанием. Когда практикующие демонстрировали сниженную активность PCC, они сообщали о чувствах вроде «неотвлекающегося осознавания» и «безусильного действия»[200].

Другое научное исследование было связано с навыками, практикуемыми людьми, — от стоматологии до шахмат. Когда речь заходит об отделении дилетантов от профессионалов, общие часы практики — золотой стандарт. Накопленная база огромных усилий, приложенных в начале, переходящая в растущее мастерство, проявляется в самых разных экспертах, например пловцах и скрипачах. Как нам уже известно, мозг людей с наибольшим количеством часов практики в медитации прилагал меньше усилий на поддержание однонаправленной концентрации, несмотря на бо льшие отвлечения. Люди с меньшим количеством часов практики прилагали больше усилий. В самом начале новички продемонстрировали рост биологических маркеров ментальных усилий[201].

Главное правило: мозг новичка усердно работает, в то время как мозг эксперта тратит мало энергии. По мере развития мастерства мозг сохраняет свое топливо, запуская «автоматический» режим деятельности, контролируя, что активность уходит из верхних участков мозга в базальные ядра, находящиеся гораздо ниже неокортекса. Мы все выполняем переход от «сложно поначалу» к «проще простого», когда учимся ходить — и при овладении любым другим навыком. То, что прежде требовало внимания и усилий, доводится до автоматизма и выполняется непринужденно.

По нашим предположениям, на последнем, третьем этапе отпускания мыслей, направленных на самого себя, роль контролирующего участка мозга снижается, так как действие смещается на ослабленную связь участков сети пассивного режима, дом нашего «я». Группа Брюера выявила такое снижение в своем исследовании.

Со спонтанным переходом к безусильности происходит перемена в отношениях с нашим «я»: оно перестает быть «прилипчивым». Как и прежде, те же мысли могут возникать в вашем уме, однако они становятся гораздо легче — не такими захватывающими, не такими эмоционально загруженными. По этой причине от них проще избавиться. Так или иначе, это подтверждает слова опытных йогинов, которых Ричи изучал в своей лаборатории, а также классические руководства по медитации.

Но у нас нет данных на этот счет, и научный вопрос остается открытым. То, что обнаружат будущие исследователи, возможно, поразит нас. Например, может оказаться, что перемена в отношениях с чувством «я» происходит не в известных на сегодня нейронных «я-системах», а в других системах, которые только предстоит открыть.

Как ни странно, ослабление тисков «я», всегда остававшееся главной целью практикующих медитацию, игнорировалось исследователями. Возможно, по вполне понятным причинам они концентрировались на более популярных выгодах вроде расслабления и окрепшего здоровья. Таким образом, ключевая цель медитации — осознание отсутствия собственного «я» — поддерживается недостаточными данными, в то время как другие выгоды, например улучшение здоровья, широко исследованы. Мы убедимся в этом в следующей главе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...