Семинар. Введение в работу с телесностью.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «Работа с телесностью в гештальт подходе» Ведущие: Шаньгина Наталья (Гомель) – тренер программы «Московский гештальт институт» Малова Валентина (Херсон) - тренер программы «Московский гештальт институт» В программе представлен современный интегративный психотерапевтический подход в работе с телесностью, основанный на соматической психотерапии, травмо-терапии, гештальт- терапии. Базовые принципы: Принцип целостности – использование тела как единого целого, работа этого принципа позволяет создавать внутреннюю телесную интеграцию, ощущение сбалансированности и равновесия. Принцип телесного осознавания – контакт сознания и тела как источник внутренних изменений. Принцип контакта и взаимодействия – вступление в контакт и отход от него, телесная граница контакта, подвергающаяся разным трансформациям. Основные темы программы: · принципы работы с телесностью · изменения как поиск собственного пути · телесная терапия В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Александера · гештальт-терапия в работе с психосоматическими нарушениями · нарушения телесной идентичности · телесность в парных отношениях (тройках, четвёрках, семьях) · три уровня работы с телом (физический, метафорический, символический) · категории телесных симптомов · работа с ресурсами восстановления чувствительности · работа с психической травмой (виды травм), воронка травмы, система SIBAM · тело как основа для личностной идентификации · философия болезни и философия здоровья (болезнь как послание психики, осознавание картины болезни как поиск пути к самому себе) Программа рассчитана на 140 ч. Обучение проходит в форме 7 трехдневных тематических сессий, которые включают теорию, практические упражнения, индивидуальную работу в группе.
Цель программы: приобретение теоретических знаний и практических навыков телесно-фокусированной работы с клиентами в рамках гештальт-подхода. Программа предназначена для практикующих психологов и психотерапевтов социальных педагогов и врачей, которые хотят повысить уровень своей квалификации, для студентов базового курса обучения гештальт-подходу, желающих получить теоретическую и практическую подготовку в области телесно-фокусированной работы. Тематический план 1. Семинар. Введение в работу с телесностью. Принципы работы с телесностью. Изменения как поиск собственного пути. Телесный процесс - подход "личность как целое" Джеймса Кепнера. Тело и отчужденное «Я» (Чувствующее «Я», Двигающееся «Я», Болезненное «Я», Сексуальное «Я»). Адаптированная телесная структура (Д. Кепнер). Телесная структура, телесный процесс и терапевтическая задача с точки зрения гештальт-подхода. 2. Семинар. Телесно-ориентированная психотерапия. Анализ характера и вегетотерапия В. Райха. Мышечный панцирь и телесный контакт. Биопсихическая (вегетативная энергия). Нарушения в протекании вегетативной энергии. Мышечные зажимы. Вегетативный резонанс. Биоэнергетический подход А. Лоуэна. Энергетические центры тела. Телесные зажимы. Заземление. Изометрическое напряжение и мышечные вибрации. Психофизиологические механизмы терапии А. Лоуэна. 3. Семинар. Гештальт-терапия психосоматических расстройств. Философия болезни и философия здоровья. Взгляд на симптом из перспективы гештальт-подхода (холизм, феноменология, эксперимент). Симптом – как превращённая форма контакта. Роль эмоций в формировании симптома. Алгоритм работы с симптомом. Техники работы с симптомом. Осознавание. Гештальт-эксперименты. 4. Семинар. Введение в травмо-терапию. Понятие о травме. Виды психологических травм: шоковая, эмоциональная, сексуальная, травма развития, травма рождения и др. Травма и гештальт- концепция незавершенных ситуаций. Травма и телесность. Соматическая процессуальная терапия травмы.Концепция соматической терапии Питера Левина. Метод соматического переживания. Теория «триединого мозга» Пол Маклина.
5. Семинар. Работа с психической травмой. Понятие о соматическая разрядки энергии, блокированной в травматическом симптоме. Воронка травмы и воронка исцеления. Техника горизонтальной титрации. Система SIBAM. Работа с целостным опытом травматического переживания. Техники работы с движениями и образами. Аутентичные движения. Работа с чувствами. Работа со смыслами.
6. Семинар. Телесность в парных отношениях (тройках, четвёрках, семьях). Слияние: одна жизнь на двоих. Соматический резонанс. Сенсорно-телесный и пространственно-предметный уровни синхронизации. 7. Семинар. Завершающая сессия. Присутствие терапевта. Сопереживающее присутствие. Углубление уровня присутствия в терапии. Восстановление границы контакта. Супервизия.
Содержание специализации: основные теоретические понятия и подходы. Семинар. Введение в работу с телесностью. Телесный процесс - подход "личность как целое" Джеймса Кепнера. Тело и отчужденное «Я» (Чувствующее «Я», Двигающееся «Я», Болезненное «Я», Сексуальное «Я»). В модели развития человека, созданной гештальт-терапией, рост и формирование «Я» происходит в результате контактов (взаимодействия) с окружающей средой. Через эти контакты мы ищем и находим то, что нам требуется для выживания и развития, усваиваем новый опыт, который может быть использован для роста и изменения, и отвергаем то, что не может быть ассимилировано (Перлз, 1947-1969). В процессе взаимодействия, роста и развития некоторые аспекты или качества «Я» могут стать проблематичными в определенной физической или социальной окружающей среде. Например, «выражение потребности ребенка в любви может быть встречено отказом, его агрессия - наказанием, уязвимость - жесткостью, любопытство - защитной реакцией или скудостью информации». Часто повторяющийся ответ такого рода, как, например, постоянная критика и дезориентация со стороны окружающих может оказать негативное воздействие на развивающуюся личность. Случаи, когда естественные импульсы ребенка встречаются с опасностью отказа в необходимой опеке, могут также иметь нежелательный эффект.
Отчуждение определенных аспектов или функции «Я» требует отчуждения также тех телесных аспектов «Я», которые с ним тесно связаны. Язык «Я» обеспечивает еще одно средство утверждения отторжения и отсутствия сознания. Словарь идентифицированного «Я» становится преимущественно вербальным, в то время как словарь телесного «Я» - кинестетический. Так же, как язык, которым не пользуются, постепенно забывается, выражение телесного «Я» становится «неощутимым». В нем нет слов, оно не подкреплено социально и о нем трудно говорить. К тому же целостность нашего опыта разрушается, когда чувства и моторные компоненты (телесные аспекты) прошлого и настоящего опыта отрываются от вербальных и образных аспектов опыта. Без присущей им целостности, воспоминания трудно восстановить, и настоящий контакт нарушен. Это напоминает вырезание частей из общей картины до тех пор, пока ее невозможно будет узнать. Идентификация тела и отчужденных аспектов «Я» происходит благодаря тому, что то, что мы должны отвергнуть, оторвать от нашего чувства себя, или имеет сильный физический компонент, или само по себе физический процесс. Телесно-ориентированные терапевты признают, что многое в нашем опыте основано на соматических и физических процессах, несмотря на то, что общее представление реального «Я» явно психическое». Адаптированная телесная структура (Д. Кепнер). Все люди, с некоторыми вариациями среди расовых групп и особей, рождаются с одинаковой биологической структурой, предписанной эволюционной адаптацией человеческого рода. Но если мы внимательно исследуем людей с точки зрения тела, мы замечаем нечто поразительное: существует много вариантов, посредством которых люди принимают ту или иную позу, а также двигаются и дышат. Это и есть те индивидуальные разновидности в телесной структуре — характерные напряжения, позы, осанки, позиции ног, движения и положения частей тела, которые интересуют нас, как людей, занимающихся изучением человеческой природы.
Адаптированная телесная структура характеризуется позами, осанкой и напряжениями, которые: 1. последовательно и продолжительно использовались длительное время; 2. вмерзли в мускулатуру так, что структура является постоянно видимой, либо являются перепрограммированными мышечными ответами, которые направляют энергию и движение в стилизованные паттерны движения; 3. являются автоматическими и непроизвольными (в большинстве случаев); 4. с трудом изменяются или облегаются при простых попытках по-другому стоять или двигаться (поведенческое изменение).
Большинство телесно-ориентированных терапий возникают из попытки понять и видоизменить природу таких хронических структурных напряжений. Предприняты классические формулировки, чтобы типологизировать разновидности в телесной структуре и установить связь этих телесных типов с характером и детской травмой (А.Лоуэн, 1958; В.Райх, 1945-1972) и с темпераментом (Шелдон, Стивнес и Тернер, 1940). Подход гештальттерапии отличается от других подходов, типологизирующих тело, тем, что он делает акцент на эксперимент и феноменологию. Далее здесь представлен взгляд на природу и происхождение адаптированной структуры тела с точки зрения гештальттерапии. Организмические процессы адаптации и регулирования становятся фиксированными телесными структурами, когда они используются по привычке или потому, что окружающая среда постоянно требует одной и той же реакции, или же потому, что мы приходим к фиксации нашего чувства себя, позволяя себе небольшие уступки. Примером этого может быть ситуация в семье, в которой постоянная угроза наказания или критики требует постоянной физической готовности отступить или защищаться. Примером к сказанному может служить попытка молодого парня определить и ощутить себя хулиганом и избавиться от чувства своей слабости посредством укрепления грудной клетки и грудных мышц и принятия твердой, неподвижной позы. Всё это становится частью приспосабливающейся телесной структуры: путь, по которому мы формируем себя, и как мы уже сформировались посредством жизненного опыта. Когда части «Я» отчуждены, то часто именно физические аспекты контактных функций оказываются отчужденными от чувства «Я». Именно процесс отчуждения телесного «Я» — торможение определенных движений, пониженная телесная чувствительность, отдаление «Я» от телесного опыта, незаконченное физическое выражение «Я» — очень быстро становится структурированным в теле. В этом смысле адаптированная телесная структура безотчетно содержит в себе отчужденную контактную функцию, отчужденное движение или чувство, и процесс, посредством которого происходит отчуждение, то есть напряжение, блокирует это от осознания и выражения. «Я» оказывается расщепленным на части и вступает в конфликт с самим собой. Эмоциональные конфликты, которые наиболее важны для человека и поэтому являются устойчивыми, неизбежно становятся структурно очевидными в теле.
Исходя из общего принципа, что личность — это целое, и что терапия - это процесс развития условий переживания себя как целого, мы можем теперь рассматривать чередующий, послойный и целостный подходы скорее как стадии процесса развития, а не как отдельные методы. Таким образом, терапевт может использовать исключающий, чередующий или послойный подход для создания фундамента интеграции, то есть как подходящий для определенных ступеней развития, а не как находящиеся в противоречии с интеграцией (если предположить, что измененные и объединенные эти методы совместимы в теории, философии и применении). Также, терапевт может считать философию и конечную цель целостной работы основными принципами, не теряя такого клиента, какой он есть, таким образом, мы можем определить степень интеграции каждого и помочь приспособиться к обстоятельствам жизни, а не критиковать недостаточную интеграцию клиента. Благодаря этим принципам и наша философия и наш подход позволяет нам постичь других и подойти к ним и к себе как к целому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|