Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе




ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ (2 часа)

 

1. Характеристика сенсуализма, рационализма, эмпиризма.

2. Особенности чувственных форм отражения.

2. Основные формы мышления и их взаимосвязь.

3. Единство чувственного и рационального.

4. Рациональное и внерациональное.

 

Л и т е р а т у р а основная

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – С.132-215.

2. Философия./под ред. Кохановского, Философия: Полный курс, любые другие учебники, Философские энциклопедии (старая и новая)

3. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие – М., 2005

4. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. – М., 2004,

 

дополнительная

1. Марксистско-ленинская диалектика. Кн. 3. Диалектика процесса познания. - М., 1985. – С.56-75, 84-87, 100-110.

2. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М.. 1974. – С.172-177, 242-250, 320-327.

3. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. – М., 1972. – С. 187-196.

4. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1988 – С. 214-266.

5. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. – М., 1988.

6. Арсеньев А.С., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. – М., 1976. – С. 161-173.

7. Швырев В.С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. – 1997. - № 1.

8. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах //Вопросы философии. – 1995. - № 9.

 

Семинар 1. Истина и заблуждение

1. Проблема истины и заблуждения в истории философии.

2. Истина как процесс. Конкретность истины. Адекватность и объективность как характеристики знания. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного в истине

3. Заблуждение как противоположность истины и его формы. Объективные и субъективные причины заблуждений. Социальная природа заблуждений. Диалектика истины и заблуждения

4. Проблема критерия истины в истории познания. Практика как критерий истины. Внеэмпирические критерии истины.

Литература основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991 – Гл.7,14.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977. – Гл. 1, 5

3. Философия: Полный курс. Ростов-на-Дону, 2004,С.177-185.

4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие – М., 2005, Гл.4, § 3.

5. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994. – Гл.8.

6. Липский Б.И. Практическая природа истины – Л., 1988. – Гл.1.

7. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. Собр. Соч. Т. 29. С. 154-156, 169, 229, 173,184,189,193,195,190-200,301,311.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т.18. – С. 123-125, 127-128, 134-135, 137-138, 145-146, 175-176, 198. Гл.2

14. Марксистско-ленинская диалектика. Кн. 3. Диалектика процесса познания.- М., 1985. – Гл. 12.

15. Заблуждение. // Философская энциклопедия. Т.2.

 

Литература дополнительная

 

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М. 1990. - С.295-314.

2. Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании.- М. 1979.

3. Жуари Ж.-П. Истина и заблуждение. // Вопросы философии. -1987, - №4.

4. Селиванов Ф.А. Истина и заблуждение. - М., 1972.

5. Горак А.И. Истина в контексте социума. // Философские науки. - 1991, -№12.

6. Запасник С. Ложь в политике. // Философские науки. - 1991, - №8.

7. Тилинина Т.В. Заблуждения и социальное познание. – Ростов-на-Дону, 1997.

8. Минасян А.М. Диалектика как логика. – Ростов-на-Дону, 1991. – Ч.2, Гл.7

9. Ильин В.В. Критерии научности знания. - М., 1990.

10. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М. 1994. - Гл.1.

11. Федотова В.Г. Что может и что не может наука? //Философские науки.- 1989, - №12.

12. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины. // Вопросы философии. - 1987. - №10.

13. Кезин А.В. Научность истины. // Вопросы философии. - 1986. - №7.

14. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988. С.69-114

15. Ойзерман Т.И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины // Вопросы философии. – 1982. - № 7,8.

 

 

Семинар 2. Дискуссия: Проблема истины в современной философии

 

Литература

 

1. Назаретян А. Истина как категория мифологического мышления. //Общественные науки и современность. -1995. - №4.

2. Ионов И. Историческая наука: от «истинностного» к полезному знанию.//Общественные науки и современность. -1995. - №4.

3. Никифоров А. Революция в теории познания? //Общественные науки и современность. - 1995. - №4

 

Семинар 3. Характеристика научного знания

1. Генезис науки.

2. Структура, уровни, формы научного познания.

3. Основания научного познания: идеалы, нормы, методы, научная картина мира, философские и общенаучные принципы и предпосылки.

4. Проблема как исходный пункт научного исследования.

5. Гипотеза как форма проблемного мышления.

6. Теория, ее структура и функции.

 

Литература основная

 

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.- Гл. 12,13.

2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. - М., 1978, Гл.1-3.

3. Философия. – Ростов-на-Дону, 2002,. – Гл.11.

4. Введение в философию. В 2ч. – М., 1989. – Ч.2., Гл.13.

5. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. - Минск. 1982. - С.43-76.

6. Минасян А.М. Диалектика как логика. – Ростов-на-Дону, 1991. – Ч.2, Гл.5.

7. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М. 1974. - Ч.2, Гл.6.

8. Рузавин Г.И. Научная теория. - М., 1978. – Гл. 2,6,7.

9. Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. - Ростов-Дон, 1972. - Введение, Гл.2.3.

 

Литература дополнительная

1. Султанова Л.Б. Объективно-исторический аспект обоснования научной теории //Вестник МГУ. Серия №7. Философия, 2003. №2

2. Денисов В.В. Проблема диалектического единства теории и практики в контексте современной науки // Философия и общество, 2002, №2

3. Нугаев Р.М. Смена развитых теорий: ценностные измерения //Вопросы философии. 2002, №11

4. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие //Вопросы философии. 2001, №3

5. Степин В.С.Теоретическое знание. – М., 2000,


 

Учебно-тематический план самостоятельной работы студентов

 

Формы отчетности

Форма отчетности Тема Часы
Собеседование по методу «малых групп» Проектное задание №1 «Многообразие форм знания»: подобрать литературу и описать одну из форм знания.  
Коллоквиум и про- верка план-конспектов Проектное задание №2: провести сравнительный анализ современных концепций рациональности  
Индивидуальное собеседование по таблице   Проектное задание №3: создать таблицу «Основные концепции истины»  
Итого    

 

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

Курс «Систематическая философия. Часть 3. Гносеология» предполагает 16 часов самостоятельной работы студентов в течение семестра. Это выполнение проектных заданий, предполагаемых в завершении каждого модуля. Самостоятельная работа имеет целью привитие навыков исследовательской деятельности, развитие творческой самостоятельности.

В течение семестра кроме проектных заданий студенты выполняют следующие задания:

1. Составить словарь терминов по изучаемому курсу, пользуясь справочной литературой (как 70-90 годов, так и современной), провести сравнительный анализ.

 

В словаре должны быть следующие понятия: гносеология (теория познания), эпистемология, агностицизм, скептицизм, догматизм, релятивизм, практика, познание, сознание, знание, мнение, сомнение, вера, убеждение, субъект познания (практики), объект познания (практики), опредмечивание, распредмечивание, овеществление, отчуждение, гносеологический образ, знак, значение, формы чувственности: ощущения, восприятия, представления; понятие, суждение, умозаключение, рассудок, разум, понимание, интерпретация, репрезентация, конвенция, отражение, истина, заблуждение, ложь, ошибка, иллюзия, наука, эмпирический уровень, теоретический уровень, факт, закон, принцип, идея, проблема, гипотеза, теория.

Задание выполняется индивидуально каждым студентом в течение семестра и защищается в часы консультаций или контролируемой самостоятельной работы

2. Подготовиться к коллоквиуму по теме «Познание и творчество». Каждый студент должен быть готов выступить по вопросам коллоквиума, который проводится со всей группой. Кроме того, каждый студент выбирает из списка литературы статью или главу какого-либо источника и по данной работе составляет план-конспект, который сдается на проверку преподавателю.

 

В о п р о с ы д л я к о л л о к в и у м а

1. Познание, отражение, творчество.

2. Понятие творчества, его основные формы и стимулы.

3. Детерминация творчества.

4. Диалектика творческого процесса, его структура и основные этапы.

5. Творчество и возникновение нового знания.

6. Единство продуктивного и репродуктивного в творчестве.

7. Творческое познание, предвидение и целеполагание.

8. Воображение, память, интуиция, фантазия и их роль в творчестве.

9. Единство интуитивного и дискурсивного в познании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...