Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.2. Химические свойства древесины

ОСНОВЫ ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЯ И ЛЕСНОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Методические указания и контрольное задание для студентов

образовательных учреждений среднего профессионального образования

специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

Г. Красновишерск

2019

Методические указания и контрольные задания для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Основы древесиноведения и лесного товароведения» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.

 

В данных методических указаниях представлены материалы по изучению дисциплины, список литературы, методические указания по изучению каждой темы и выполнению домашней контрольной работы. Сформулированы вопросы и задания для самоконтроля студентов при изучения тем: о строении древесины, о химических, физических и механических свойствах древесины, пороки древесины и способах их измерения в круглых и пиленых материалах, изложены классификация и стандартизация лесоматериалов.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Основы древесиноведения и лесного товароведения» является общепрофессиональной, даёт студентам базовые знания для освоения профессиональных модулей, практическими умениями работы с нормативной и технической документацией, справочными и информационными источниками. Знание данной дисциплины необходимо также специалисту лесного и лесопаркового хозяйства в рациональном использовании древесины для получения древесных материалов и лесной продукции, их учете и хранении.

Дисциплина «Основы древесиноведения и лесного товароведения» имеет тесные структурно-логические связи с дисциплиной «Математика», «Дендрология и лесоведение», «Ботаника», а также создаёт базу для успешного освоения профессиональных модулей:  «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению»,

«Организация использования лесов», «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов», «Проведение работ по лесоустройству и таксации».

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:

- распознавать основные хвойные и лиственные породы по древесине;

- определять пороки древесины;

- использовать действующие стандарты при определении сортности лесоматериалов, маркировке, обмере и учёте;

знать:

- строение древесины и коры;

- свойства и пороки древесины;

- классификацию, стандартизацию и декларирование древесных материалов и лесной продукции.

В процессе преподавания дисциплины необходимо показать, каким образом теоретические знания и практические умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности выпускника. Изучение дисциплины должно проводиться с учетом современного состояния науки и производства, в соответствии с технической документацией и стандартами.

Студенты изучают курс самостоятельно по рекомендуемой литературе. После изучения выполняют одну контрольную работу.

     Программный материал включает одно учебное задание и по темам распределен следующим образом:

     Введение

     РАЗДЕЛ 1.ОСНОВЫ ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЯ

     Тема 1.1. Строение древесины и коры

     Тема 1.2. Химические свойства древесины

     Тема 1.3. Физические свойства древесины

     Тема 1.4. Механические свойства древесины

     Тема 1.5. Пороки и стойкость древесины

     Тема 1.6. Факторы, влияющие на стойкость древесины

     РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЛЕСНОГО ТОВАРОВЕДЕНИЯ

     Тема 2.1. Классификация, стандартизация и декларация древесных

материалов и лесной продукции

     Тема 2.2. Круглые лесоматериалы

     Тема 2.3. Пиленые лесоматериалы

     Тема 2.4. Строганные и лущеные древесные материалы

     Тема 2.5. Композиционные древесные материалы

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Михайличенко А.Л., Сметанин И.С. Древесиноведение и лесное товароведение. М.: Лесная промышленность, 1987

2. Михайличенко А.Л., Сметанин И.С. Практикум по древесиноведению и лесному товароведению. М.: Лесная промышленность, 1989

3. Действующие стандарты и технические условия на древесное сырьё и изделия из древесины.

4. Уголев Б.Н., Станко Я.Н., Дюжина И.А. Определитель пороков древесины /учебно-методическое пособие к лабораторной работе по древесиноведению/. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010, 7-е изд.

Дополнительная:

5. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. М.: Высшая школа, 1991

6. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии. М.: «Аудит» издательские объединения «Юнити», 2001

7. Шапкин О.Н. и др. Комплексное использование недревесной продукции леса в народном хозяйстве. М.: МГУ леса, 1999

8. Борисов Ю.И., Сигов А.С., Нефесов В.И., Битюков В.К., Белик Ю.Д., Верба В.С. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Форум. Инфа, 2005

9. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения. М.: МГУ леса, 2001

Интернет – ресурсы:

1. Федеральный портал Российское образование edu.ru

2. Интернет-магазин. ТОП-книга shop.top-kniga.ru

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

 

Введение

 

Студент должен

иметь представление:

- о задачах учебной дисциплины при подготовке специалиста;

- об основных направлениях в области рационального и комплексного использования древесины и её отходов от лесозаготовок и переработки;

- о связи дисциплины с дисциплинами «Математика», «Ботаника», «Дендрология и лесоведение» и профессиональными модулями «Организация и проведение мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению», «Организация использования лесов», «Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов»,  «Проведение работ по лесоустройству и таксации»;

- о кратких сведениях по содержанию дисциплины, развитии лесного древесиноведения и товароведения в России.

 

Содержание дисциплины, задачи и связь с другими дисциплинами. Краткие сведения о развитии древесиноведения и лесного товароведения в России. Рациональное и комплексное использование древесины и её отходов от лесозаготовок и переработки. Значение древесины для народного хозяйства страны.

Литература

Основная: (1) с.4-5.

Дополнительная: (4) с. 5-6; (6) с.4-7.

 

Методические указания

 

Для удовлетворения нужд и решения экономических задач страны требуется значительное количество древесины. Поэтому при изучении следует обратить внимание на разностороннее, все расширяющееся применение древесины, на многообразие и ценность получаемых из неё продуктов и изделий, широкие перспективы использования её в ближайшем будущем для удовлетворения растущих нужд населения страны.

Важно изучить историю зарождения и развития отечественного древесиноведения и лесного товароведения как научной дисциплины и установить суть содержания дисциплины, её задачи и связь с другими дисциплинами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает дисциплина «Основы древесиноведения и лесного товароведения», и с какими общепрофессиональными дисциплинами имеет связь?

2. Какое значение имеет древесина в развитии народного хозяйства?

3. Какова роль отечественных учёных в развитии науки о древесине?

4. Каковы пути рационального и комплексного использования древесины и её отходов?

5. Каковы достоинства и недостатки древесины как материала?

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЯ

 

Тема 1.1. Строение древесины и коры

 

Студент должен

иметь представление:

- о промышленном использовании древесины различных пород;

знать:

- части растущего дерева, разрезы и части ствола;

- макроскопические признаки для определения породы древесины;

уметь:

- определять древесные породы по макроскопическим признакам и учитывать строение и свойства древесины при её использовании.

 

Части растущего дерева, их значение и промышленное использование. Главные разрезы, части ствола: сердцевина, древесина, камбий, кора и их роль в жизни дерева.

Макроскопическое строение древесины: годичные слои, сердцевинные лучи, заболонь, ядро, спелая древесина, сосуды, смоляные ходы.

Макроскопические признаки для определения породы древесины.

Промышленное использование древесины различных пород.

Литература

Основная: (1) с.6-14, с 200-208; (2) с. 3-14.

Дополнительная: (4) с.7-23.

Методические указания

 

Изучение строения древесины и коры проводится на трёх главных разрезах ствола: поперечном, радиальном и тангенциальном.

Такие макроскопические признаки древесины (наблюдаемые невооруженным глазом) как годичные слои, сердцевинные лучи, сосуды, наличие ядра и др. на разных разрезах имеют определённый рисунок, и знание этого позволяет использовать древесину для изготовления различных изделий из нее, а также для распознавания древесины разных пород.

Для распознавания древесных пород необходимо знать и дополнительные внешние признаки древесины: цвет, блеск, текстуру, запах, плотность и твердость.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких основных частей состоит растущее дерево, и какое значение они имеют для жизни дерева, их народнохозяйственное значение?

2. На каких главных разрезах изучают строение и свойства древесины?

3. Из каких основных частей состоит ствол?

4. Какие признаки макроскопического строения древесины используют для определения пород?

5. Что называется ядром и заболонью?

6. Какие древесные породы называются ядровыми и безъядровыми?

7. Чем отличается древесина ядра от древесины заболони?

8. Что такое спелая древесина? Какие породы относятся к спелодревесным?

9. Что понимается под годичным кольцом (слоем)?

10. Что называется ранней и поздней древесиной?

11. Какие факторы влияют на ширину годичных слоев?

12. Как выглядят годичные слои на главных разрезах ствола?

13. У каких древесных пород годичные слои извилистые?

14. Что называется сердцевинными лучами?

15. Как выглядят сердцевинные лучи на главных разрезах ствола?

16. На какие виды подразделяются сердцевинные лучи по ширине?

17. У каких пород имеются широкие и ложноширокие сердцевинные лучи?

18. В древесине, каких пород встречаются смоляные ходы и каково их промышленное значение?

19. Что представляют собой сосуды?

20. Как выглядят сосуды на главных разрезах ствола?

21. Чем отличаются лиственные кольцесосудистые породы от рассеяннососудистых?

22. Какие породы имеют кольцесосудистую древесину?

23. Какие породы имеют рассеяннососудистую древесину?

Тема 1.2. Химические свойства древесины

 

Студент должен

иметь представление:

- о химическом составе древесины и сложных органических веществах, составляющих клеточную оболочку;

знать:

- органические и экстрактивные вещества древесины и их промышленное применение.

 

Химические свойства и состав древесины. Органические и экстрактивные вещества древесины, их промышленное значение. Основные химические реакции древесины, имеющие промышленное значение.

Литература

Основная: (1) с. 14-18.

Дополнительная. (4) с 29-34.

Методические указания

 

При изучении химических свойств древесины важно уяснить содержание в древесине химических элементов и органических веществ и их значение для выработки различных продуктов, получаемых при химической переработке.

Также необходимо обратить особое внимание на то, что содержание химических элементов в древесине различных пород примерно одинаково, а содержание органических веществ: целлюлозы, гемицеллюлозы и лигнина в древесине хвойных пород и лиственных пород разное, то есть отличается.

Следует отметить чёткое представление о теплотворной способности и её видах: массовой и удельной. При этом уяснить то, что массовая теплотворная способность у различных пород примерно одинакова, а удельная (объемная) зависит от древесной породы. Также нужно усвоить зависимость теплотворной способности от влажности древесины и других факторов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Содержание химических элементов в древесине.

2. Какие органические вещества содержатся в древесине?

3. Где используется целлюлоза, лигнин, гемицеллюлоза?

4. Какие минеральные вещества входят в состав древесины?

5. Что такое теплотворная способность древесины?

6. От каких факторов зависит теплотворная способность древесины?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...