Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 виза
Возникновение отдаленной Калининградской области с административным центром в бывшем немецком городе Königsberg - результат Второй мировой войны. С 1995 до 2003 г.г. режим транзита российских граждан через территорию Литвы регулировался Временным соглашением о взаимных поездках граждан обоих государств. Но в то же время согласно общему порядку ЕС, т.е. Шенгенскому договору, граждане России при пересечении границ государств ЕС были обязаны иметь визы. В Протоколе Амстердамского договора об интеграции Шенгенский достижений в систему ЕС было предусмотрено, что введение Шенгенский достижений является обязательным для стремящихся к членству в ЕС стран-кандидатов. Поэтому Литве было необходимо изменить существовавший порядок. Вопрос о Калининградском транзите, который Россия стала активно поднимать с 1999 г., был специфической и только для Литвы характерной проблемой в ходе переговоров с ЕС. Первая более чёткая позиция ЕС относительно статуса Калининграда в контексте проводимого расширения ЕС была изложена в начале 2001 г. в Коммюнике Европейской Комиссии о ЕС и Калининградской области. По всем вопросам, в том числе и Калининградском транзиту, Комиссия декларировала своё стремление применять существующие в ЕС положения и не создавать связанных с Калининградской областью исключений специальными соглашениями с Россией. Однако с течением времени, особенно в формате переговоров России и ЕС, позиция ЕС начала слабеть, ЕС стал склоняться к исключениям и уступкам для России. Переговоры по вопросу Калининградской области в формате ЕС и России были переменчивыми. Вначале Россия придерживалась строгой позиции и решение вопроса о Калининградской области связывала с вопросами в других областях. Принципиальные позиции обеих сторон (ЕС и России) в начале 2002 г. завели переговоры в тупик. Инициативу стали проявлять отдельные члены ЕС. Например, Испания предложила идею "запломбированных поездов", президент Франции Жак Ширак поддержал позицию России. Такие заявления оказывали большое давление на Европейскую Комиссию.
Всё-таки в конце 2002 г. в переговорах ЕС и России обе стороны сделали существенные уступки, и было решено, что документы упрощённого транзита являются промежуточным вариантом решения проблемы. Окончательное соглашение в формате данных переговоров было достигнуто 11 ноября 2002 г., когда Россия и ЕС подписали Совместное заявление о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. Данным соглашением был закреплен порядок упрощённых транзитных документов (УТД) и упрощённых проездных документов на железной дороге (УПД-ЖД). Согласно указанному заявлению российским гражданам, часто следующим через территорию Литвы в/из Калининградской области, в консульских учреждениях Литвы должны были выдаваться УТД. А УПД-ЖД выдаются российским гражданам, следующим через территорию Литвы в Калининградскую область и из неё поездом. УТД и УПД-ЖД в дальнейшем были закреплены регламентом 693/2003 Совета ЕС от 14 апреля 2003 г. и теоретически могут применяться не только для России. Документы действительны только на территории государств-членов через которые осуществляется транзит. УТД рассчитан на многократное применение и позволяет совершать транзит любыми видами сухопутного транспорта. Его срок может достигать трёх лет, а срок пребывания при каждой поездке не более суток. Для его получения необходимо на прямую обратиться в соответствующее консульство, представив документы, которые подтверждают необходимость частых поездок, а также уплатив сбор в 5 евро. УПД-ЖД рассчитан только на однократное применение и может использоваться только для поездок на железнодорожном транспорте. Срок его действия не превышает трёх месяцев, а длительность поездки шести часов. Выдача УПД-ЖД производится бесплатно, ходатайство подается при приобретении железнодорожного билета.
Для получения обоих документов ходатайствующему лицу необходимо обладать "документом на поездку", не являться объектом информационного запроса в целях недопуска и не рассматриваться в качестве угрозы общественному порядку, национальной безопасности или международным отношения какого-либо из государств-членов. Кроме того для получения УТД на многократный транзит, необходимо "иметь действительные причины для совершения частых поездок между двумя частями своей страны". В случае невыполнения оснований для получения УТД и УПД-ЖД консульство государства-члена может отказать в выдаче этих документов. Отказ должен быть мотивирован, однако процедура его обжалования регулируется национальным правом. Литва или любое другое государство-член, выдающее УТД и УПД-ЖД праве в любой момент отказаться от исполнения подобных документов. В таком случае проезд через их территорию будет осуществлять на общих основаниях пересечения границ шенгенского пространства. По Отчету Комиссии от 22 декабря 2006 года о функционировании упрощенного транзитного режима для физических лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации "Система работает нормально и оба партнера удовлетворены ее функционированием. Система УЖТД/УТД, как представляется, соответствует требованиям Шенгенского права, так как по данной схеме не отмечается никакой нелегальной иммиграции. Поэтому Комиссия не видит необходимости менять систему. В долгосрочной перспективе режим упрощенного транзита будет зависеть от развития договоренностей в визовой политике между ЕС и Россией". Заключение
На улучшение сообщения России со своей Калининградской области, а также облегчение передвижения граждан РФ в шенгенском пространстве приходится надеяться в случае входа России в число стран безвизового режима. Такой вопрос может рассматривать ЕС, но только как "долгосрочная перспектива".
Стратегия России в целом направлена на отмену виз с шенгенской зоной "хоть завтра". И в Евросоюзе появляется всё больше сторонников включения России в "безвизовое пространство", среди них Италия, Кипр и даже протестовавшая ранее Финляндия. Но, тем не менее, данный вопрос решается согласием всех членов союза, а у некоторых членов ЕС иная позиция. Среди проблем, которые мешает скорому введению безвизового режима между Россией и ЕС выделяют боязнь нелегальной иммиграции и преступность. Российскую общественность сильно будоражили мнения что на саммите Россия и ЕС 1 июня в Ростове-на-Дону наконец отменят визовый режим. Но проект соглашения по поводу отмены виз был сюрпризом для представителей ЕС, и принят для дальнейшего рассмотрения. Российская общественность разделается во мнениях по правильности такого шага: кто-то считает, что сначала необходимо было привести в порядок внутреннюю политику, ввести дорожные карты, биопаспорта с отпечатками пальцев и сетчатки, подписать соглашение о прекурсорах, отменить безвизовый режим с другими странами СНГ. Вторая позиция предполагает переданный на саммите проект тождествен брошенному мечу, и теперь Евросоюза надо на него ответить. Проигнорировать проект предполагается невозможным поскольку тесны сейчас связи экономические, политические и межличностные. Мы обречены жить друг с другом просто по законам географии. Список использованной литературы 1. Конвенция о применении шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах 2. Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс). Перевод Четверикова А.О. 3. Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах). Перевод Четверикова А.О.
4. Комментарий к регламенту (ЕС) № 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 г., устанавливающему Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс). Предисловия Четверикова А.О. 5. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом "об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза" от 25 мая 2006 г. 6. Отчет Комиссии от 22 декабря 2006 года о функционировании упрощенного транзитного режима для физических лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации 7. Право Европейского Союза: учебник для вузов / под ред. С.Ю. Кашкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010 8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|