и расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Информацию о деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, как правило, получают оперативные работники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Также данные сведения поступают и в другие службы органов внутренних дел: паспортно-визовые службы, ГИБДД, медицинские вытрезвители, подразделения участковых уполномоченных милиции, дознание, органы предварительного следствия и другие подразделения. Исходная информация о незаконном обороте наркотиков нередко содержится в сигналах граждан (об известных им случаях потребления наркотиков), в оперативных данных органа дознания о фактах незаконного оборота наркотиков, в сообщениях должностных лиц об их хищении или вымогательстве, сообщениях сотрудников аптек о попытках получить названные объекты по поддельным рецептам и др. Каждая информация о незаконном обороте наркотиков подлежит обязательной проверке, в том числе и при участии следователя. Как показывает следственно-оперативная практика, взаимодействие в основном имеет место между следователем и оперативным сотрудником. Взаимодействие между следователем и оперативным работником должно осуществляться на двух уровнях: 1. На стадии фиксации преступной деятельности оперативно-розыскным путем. 2. При расследовании преступлений следователем. Совместное обсуждение следователем и оперативным работником вопросов о том, какой направленности и какие ОРМ и следственные действия необходимо провести, как тактически правильно использовать имеющуюся оперативно-розыскную информацию, создает возможность успешного проведения дальнейшего расследования. Более подробно остановимся на втором уровне взаимодействия т.к. вопросы взаимодействия на стадии фиксации преступной деятельности оперативным путем были подробно рассмотрены в предыдущем вопросе.
Оперативное сопровождение деятельности следователя желательно как в период проведения первоначальных следственных действий, так и до окончания расследования уголовного дела, Кроме того, как показали результаты анализа работы в этом направлении, отлично зарекомендовали себя факты участия службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в оперативном сопровождении вплоть до окончания судебного разбирательства. После возбуждения уголовного дела следователь, как правило, проводит допросы лиц, участвовавших в ОРМ, - понятых, закупщика, свидетелей, очевидцев задержания и иных фактов преступной деятельности. Опросы очевидцев нередко поручаются оперативным работникам, так как они обладают навыками нахождения общего языка с данной категорией граждан, в результате чего получают значительно более полную и детальную информацию. Также зачастую оперативным работникам поручается проведение обысков по месту жительства задержанных, выемок, установление местонахождения и срочное доставление возможных свидетелей. Эти сотрудники привлекаются к участию в допросе задержанных. 11омимо этого, оперативный работник способствует своевременному изучению личности лица, участвовавшего в незаконном обороте наркотиков. Это крайне важно, так как время на производство первоначальных следственных действия ограничено, а их объем значителен, следователь не имеет возможности для личного изучения всех сторон личности допрашиваемого. Вместе с тем изучение и правильная оценка личности подозреваемого, прогноз его поведения на стадии предварительного следствия необходимы для установления с ним психологического контакта, выбора наиболее эффективной тактики следственных действий и стратегии всего предварительного следствия.
На основе современной практики расследования уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков можно систематизировать сведения, обязательные для характеристики правонарушителя. К ним относятся: биографические данные (фамилия, имя, отчество дата и место рождения, образование), место жительства, работа, сведения о родственниках, их занятиях, сведения о круге общения, образе жизни, склонности к употреблению наркотических средств, алкоголя. Значительная часть этой информации следователь получает от оперативного работника, проводившего ОРМ. В частности, следователю становится известно о родственниках и близких лица, привлеченного к уголовной ответственности, их роде занятий, чертах характера, психическом здоровье, круге общения, пристрастиях к алкоголю и наркотикам, причастности к совершенным нераскрытым преступлениям. Весьма продуктивным является допрос лица, привлекаемого к уголовной ответственности, совместно с оперативным сотрудником отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Проведение подобных допросов, - во-первых, достаточно полноценно восполняет пробел в осведомленности следователя о личности допрашиваемого; - во-вторых, позволяет экономить время; - в-третьих, ставит оперативного работника и следователя на равные уровни информированности о произошедшем. Рекомендации о совместном допросе следователя и оперативного работника имеются и в криминалистической литературе. В частности, в учебнике по криминалистике отмечено, что в целом совместный допрос способствует изучению личности лица, совершившего противоправное деяние, что необходимо для раскрытия преступления, получения доказательств, выдвижения обоснованных версий, избрания наиболее эффективной тактики следствия, оказания в ходе расследования воспитательного воздействия, выявления конкретных причин и условий совершения преступления. Следственные действия, проводимые на первоначальном этапе расследования фактов незаконного оборота наркотиков, практически полностью исчерпывают перечень следственных действий, направленных на доказывание вины обвиняемого. Именно поэтому деятельность на данном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков имеет огромное значение. В силу острого дефицита времени и сил, взаимодействие между следователем и оперативными работниками имеет определяющее значение.
Оперативное сопровождение, оказываемое в ходе расследования, заключается не только в оказании помощи в производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на собирание дополнительной информации о преступной деятельности обвиняемых. Оно также включает в себя обеспечение явки свидетелей, их защиту и подготовку к следственным действиям и судебному заседанию. Как известно, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, как правило, совершаются организованными преступными группами, изобличить которые в полном составе удается достаточно редко. Это одна из причин отказа очевидцев свидетельствовать против сбытчиков наркотиков. Данное суждение относится не только к случайным свидетелям, но и к лицам, участвовавшим в ОРМ в качестве закупщиков и понятых. Наиболее важным свидетелям по делам данной категории необходимо обеспечивать защиту от возможных посягательств на их жизнь и здоровье. Учитывая, что тяжесть наказания, предусмотренного за незаконный сбыт наркотиков, угроза устранения свидетелей выглядит более чем реальной. Также следует помнить, что лица, выступающие в качестве закупщиков, как правило, сами являются представителями криминальной среды. С ними обязательно проводится активная профилактическая работа, с тем, чтобы они сами не совершили какие-либо преступления и чтобы в отношении них не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Избрание в отношении закупщика данной меры пресечения в результате совершенного им преступления влечет за собой не только опасность отказа им от своих показаний под давлением сбытчиков наркотиков и оправдание последних, но и физическое устранение данного свидетеля - нанесение тяжких увечий, убийство.
Необходимость взаимодействия на стадии расследования преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков возникает и потому, что в большинстве случаев не устанавливаются каналы и источники поступления наркотиков. Следователи ограничиваются только показаниями самих сбытчиков наркотиков. Установление всех каналов и источников преступления возможно только при: 1. Совместном планировании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в рамках СОГ. 2. Взаимном информировании аппаратов других ОВД. 3. Наступательности процесса раскрытия и расследования. Практика взаимодействия следователя и оперативного работника, ведущих борьбу с организованной преступностью в сфере наркобизнеса, свидетельствует о необходимости совершенствования мероприятий по выявлению и расследованию деятельности преступных групп, которая зачастую, носит межрегиональный характер. География проявления преступной активности таких групп расширяется и находится в определенной зависимости от социально-экономических, демографических, миграционных процессов. Проведение ОРМ и следственных действий основывается на строгом соблюдении каждым участником своих полномочий и четком разграничении функций. Независимость при проведении действий, самостоятельность в выборе средств, в определенной тактике проведения намеченных ОРМ базируется на положениях уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности. Успешность установления истины по делу зависит от своевременного информирования следователем и оперативным работником друг друга о вновь выявленных данных и результатах их использования в процессе деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, так как изобличение организаторов наркобизнеса (сбытчиков, расхитителей, перевозчиков и т.д.), содержателей притонов, лиц, вовлекающих в наркоманию других граждан, требует знания специфики деятельности этих преступников и наступательности в ходе предварительного расследования данного вида преступлений. В следственной практике можно выделить ряд негативных моментов, возникающих при организации взаимодействия между следователями и органами дознания. 1. Имеются еще факты руководства СОГ оперативными работниками. Кстати, из-за таких руководителей и группы именуются как оперативно-следственные, что не отвечает потребностям следственной практики. 2. Несвоевременное и неполное информирование следователей о результатах ОРМ5 производство оперативным работником задержаний, допросов подозреваемых и наиболее важных свидетелей без поручения следователя, в производстве которого находится уголовное дело.
3. Преждевременное прекращение либо резкое снижение интенсивности работы представителей оперативно-розыскных подразделений по истечении времени установления преступников "по горячим следам", хотя таковые остались неустановленными или установленными не полностью, при наличии данных об участии в преступлении группы лиц, что в большинстве случаев имеет место по делам в сфере незаконного оборота наркотиков. Таким образом, взаимодействие между следователем и оперативным работником позволяет наиболее полно и грамотно собирать и фиксировать доказательственную информацию о преступной деятельности подозреваемого (обвиняемого) в кратчайшие сроки, затрудняя возможность организации противодействия правоохранительным органам. В деятельности по выявлению и раскрытию преступлений выработаны наиболее эффективные формы взаимодействия. Можно отметить, что наиболее целесообразным способом установления делового контакта между следователем и оперативным работником (применительно к расследованию незаконного оборота наркотиков) является двухсторонний характер инициации взаимодействия, которое (по делам данной категории) должно быть организовано как до возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркопреступность в последние годы определялась комплексом основных криминогенных факторов: увеличением территорий произрастания наркотикосодержащих культур и ростом объемов контрабандных поставок, увеличением количества подпольных лабораторий по производству синтетических наркотикосодержащих веществ и числа потребителей. Несомненно, что эти факторы сохранят свою криминогенную роль не только в ближайшие годы, но и в более отдаленной перспективе, что дает основания прогнозировать значительный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в последующие годы. Поэтому деятельность правоохранительных органов должна быть направлена на перелом ситуации на основе неуклонного соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства. Выполнение этих задач в значительной степени зависит от качества предварительного следствия. Анализ следственной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, показывает, что качество расследования дел этой категории остается не на должном уровне. Данная лекция будет способствовать получению определенных знаний и навыков будущими следователями и обеспечит единый подход к тактике выявления и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|