Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Династии Каракитаев и Гуридов




В 1141 каракитаи – говорящий на монгольском языке народ, правивший Восточным Туркестаном и северной частью Западного Туркистана, – одержали победу в Самарканде над Сельджуками. Правитель каракитаев Елюй Даши присоединил к своей империи Согдиану и Бактрию. Газневиды все еще контролировали область восточнее Кабульской долины. Каракитаи следовали смеси буддизма, даосизма, конфуцианства и шаманизма. Тем не менее, Елюй Даши был весьма терпим и защищал в своих владениях все религии, включая ислам.

В 1148 Ала уд-Дин из кочевых тюрок-гузов с гор центральной части Афганистана отвоевал у каракитаев Бактрию и основал династию Гуридов. В 1161 году он отправился в поход, чтобы захватить у Газневидов Газну и Кабул. В 1173 году он назначил своего брата Мухаммада Гури наместником Газны и побудил его вторгнуться на территорию Индостана.

Подобно предшествовавшему ему Махмуду Газани, Мухаммад Гури сначала завоевал в 1178 году исмаильское царство Мултах в северном Синде, которое восстановило к тому времени свою независимость от Газневидов. Затем он продолжил завоевание всего пенджабского района Пакистана и северной Индии, а потом территорию Гангской равнины вплоть до современных Бихара и Западной Бенгалии. Во время своего похода в 1200 году он разграбил и разрушил много больших буддийских монастырей, включая монастыри-университеты Викрамашила и Одантапури. Местный правитель династии Сена устроил в них военный гарнизон, пытаясь воспрепятствовать вторжению.

Лидеры Гуридов могли поощрять боевой дух в своих войсках при помощи религиозного внушения. Между тем их главной целью, как и большинства захватчиков, был захват территорий, богатства и власти. Поэтому Гуриды разрушили только те монастыри, которые находились непосредственно на пути их вторжения. Монастырь Наланда и Бодхгайя, к примеру, располагались в стороне от главной дороги. Поэтому, когда тибетский переводчик Чанг Лоцава посетил их в 1235 году, он нашел их поврежденными и разграбленными, но все еще действующими и имеющими небольшое число монахов. Монастырь Джагаддала в северной Бенгалии не пострадал во время войны и продолжал процветать.

Кроме того, Гуриды не стремились покорить Кашмир и обратить кашмирских буддистов в ислам. В то время Кашмир был беден, и у монастырей почти не было или совсем не было богатств, которые можно было бы разграбить. Более того, поскольку Гуриды не платили своим полководцам и наместникам и не снабжали их припасами и провиантом, предполагалось, что те обеспечат себя и войско всем необходимым за счет местных ресурсов. Если наместники силой обращали каждого находившегося в их власти в ислам, то они не могли обложить большую часть населения дополнительными налогами. Следовательно, как и в Афганистане, Гуриды продолжили традиционный обычай дарования статуса зимми немусульманам в Индии и взимания подушного налога джизя.

Монгольский период

В 1221 году Чингиз-хан отвоевал Афганистан у Гуридов. В соответствии с теми же принципами, которым он следовал в других странах, Чингиз-хан уничтожил противящихся его правлению и разорил их земли. Неясно, каким образом элементы буддизма, все еще остававшиеся в Афганистане, выжили на этот раз. Чингиз-хан был терпим ко всем религиям до тех пор, пока их лидеры молились за его долгую жизнь и военный успех. В 1221 году, к примеру, он вызвал из Китая в Афганистан известного даосского мастера, чтобы тот совершил для него обряды долгой жизни и приготовил ему эликсир бессмертия.

После смерти Чингиз-хана в 1227 году и раздела империи между наследниками его сын Чагатай унаследовал правление Согдианой и Афганистаном и основал Чагатайский улус. В 1258 году Хулагу, внук Чингиз-хана, завоевал Иран и Аббасидский халифат со столицей в Багдаде. Он основал государство Хулагуидов (Ильханат) и вскоре пригласил к своему двору, располагавшемуся в северо-восточном Иране, буддийских монахов из Тибета, Кашмира и Ладакха. Государство Хулагуидов было могущественнее Чагатайского улуса, и в первое время Хулагу имел влияние на своих двоюродных братьев. Поскольку путь буддийских монахов в Иран лежал через Афганистан, они, несомненно, получали официальную государственную поддержку на этом пути.

Согласно некоторым ученым, тибетские монахи, пришедшие в Иран, скорее всего, были последователями школы дригунг-кагью (дрикунг-кагью), и причины, по которым Хулагу пригласил их, могли быть политическими. В 1260 году его двоюродный брат Хубилай-хан, монгольский правитель северного Китая, объявил себя великим ханом всех Монголов. Хубилай покровительствовал традиции сакья тибетского буддизма и даровал лидеру этой школы номинальную власть над Тибетом. До этого политическим влиянием в Тибете обладали лидеры школы дригунг-кагью. Главным соперником Хубилая был его двоюродный брат Хайду, правивший Западным Туркестаном и поддерживавший линию передачи учений дригунг-кагью. Возможно, Хулагу хотел поддержать Хайду в борьбе за власть.

Некоторые предполагают, что причина обращения Хубилая и Хулагу к Тибету кроется в том, что они хотели заручиться сверхъестественной поддержкой Махакалы – буддийского защитника, практику которого выполняли в обеих традициях, сакья и кагью. Махакала был защитником тангутов, которым принадлежала территория между Тибетом и Монголией. Как-никак их дед Чингиз-хан был убит в битве тангутами, которые, должно быть, получали сверхъестественную помощь. Вряд ли монгольские лидеры, включая Хулагу, выбрали тибетский буддизм благодаря его глубоким философским учениям.

После смерти Хулагу в 1266 году Чагатайский улус стал более независим от государства Хулагуидов и вступил в союз с Хайду в его борьбе против Хубилай -хана. Тем временем линия преемников Хулагу чередовала поддержку тибетского буддизма и ислама, видимо также по политическим причинам. Сын Хулагу, Абака, продолжил политику поддержки тибетского буддизма, начатую его отцом. Тем не менее, брат Абаки Такудар, наследовавший ему в 1282, принял ислам, когда вторгся на территорию Египта и завоевал его, чтобы получить поддержку местного населения. Сын Абаки Аргун разгромил своего дядю и стал ильханом в 1284 году. Он сделал буддизм государственной религией Ирана и основал на его территории несколько монастырей. Когда Аргун умер в 1291 году, ильханом стал его брат Гайхату. Тибетские монахи дали Гайхату тибетское имя Ринчен Дордже, однако тот был опустившимся пьяницей и вряд ли делал честь буддийской вере. Он ввел в Иране китайские бумажные деньги, что привело к экономической катастрофе.

Гайхату умер в 1295 году, через год после смерти Хубилай-хана. Его трон унаследовал сын Аргуна Газан. Он восстановил ислам в качестве официальной государственной религии государства Хулагуидов и разрушил новые буддийские монастыри. Некоторые ученые утверждают, что отмена Газан-ханом религиозной политики его отца была способом дистанцировать себя от реформ и веры его дяди, а также заявить о своей независимости от монгольского Китая.

Несмотря на приказ разрушить буддийские монастыри, складывается впечатление, что Газан-хан не желал разрушать все связанное с буддизмом. Например, он поручил Рашид ад-Дину написать «Всеобщая история» (араб. Джами' ат-таварих) c переводом на персидский и арабский языки. В часть труда, посвященную культурам захваченных монголами народов, Рашид ад-Дин включил текст «Жизнь и учения Будды». Чтобы помочь историку в его исследовании, Газан-хан пригласил ко двору Бакши Камалашри – буддийского монаха из Кашмира. Как и более ранний труд аль-Кермани, труд Рашида представил буддизм в легко понятной для мусульман форме. Например, Будда назывался пророком, дэвы назывались ангелами, а Мара – Дьяволом.

Рашид ад-Дин сообщил, что в его время в Иране были распространены 11 буддийских текстов, переведенных на арабский, включая тексты махаяны, такие как «Сутра об устройстве чистой земли блаженства» (санскр. Сукхавативьюха сутра, повествующая о чистой земле будды Амитабхи; «Подробное описание счастливой земли»), «Сутра о расположении, подобном плетеной корзине» (санскр. Карандавьюха сутра, сутра об Авалокитешваре – воплощении сострадания) и «Разъяснение о Майтреи» (санскр. Майтреявьякарана, текст о Будде Майтрее – грядущем будде и воплощении любви). Эти тексты, несомненно, были среди переведенных под покровительством Аббасидских халифов в багдадском «Доме знаний», основанном в VIII столетии.

Рашид ад-Дин закончил свой исторический труд в 1305, в период правления приемника Газана – Олджейту. Тем не менее, создается впечатление, что в Иране все еще встречались буддийские монахи, по крайней мере до того, как в 1316 умер Олджейту, поскольку монахи безуспешно пытались добиться возвращения правителя к буддизму. Следовательно, по крайней мере до этого времени буддийские монахи все еще пересекали территорию Афганистана по пути в Чагатайский улус и, возможно, их по-прежнему радушно принимали при Чагатайском дворе.

В 1321 Чагатайская империя распалась на 2 части. Западный Чагатайский улус включал Согдиану и Афганистан. С самого начала его ханы приняли ислам. Государство Хулагуидов в Ираке распалось на части в 1336 году. Начиная с этого времени ничто не указывает на присутствие буддизма в Афганистане. Буддизм продержался на территории Афганистана почти 19 веков. Тем не менее, буддийские знания не погибли. В 1364 году Западный Чагатайский улус завоевал Тимур (Тамерлан), а в 1385 году он также завоевал небольшое государство-преемник Ильханата Хулагуидов. Сын и наследник Тимура Шахрух поручил историку Хафизи-Абру написать на персидском «Собрание летописей» (араб. Маджма ат-таварих). Исторический труд, законченный Хафизи-Абру в 1425 году в столице Шахруха – Герате, содержит упоминания о буддизме в манере, напоминающей труд Рашида ад-Дина, написанный за сто лет до этого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...