Разработка фрагмента базы данных учета спортивных достижений учебной группы
Слушатель 1 курса 254 уч. гр. ФЗО лейтенант вн. сл. ПЕТРОВ В.А. Проверил: ФИО преподавателя Санкт-Петербург 2017 Задание на контрольную работу (вариант 2): Разработать фрагмент базы данных по учету спортивных достижений учебной группы. В начальной (постановочной) части работы слушатель должен продумать содержание предметной области своего варианта задания и определить возможный перечень и содержание запросов для получения информации заинтересованными должностными лицами. Далее следует вариант подхода к выполнению этой части работы. В интересах повышения информированности должностных лиц факультета создается автоматизированная информационная система на основе персонального компьютера (компьютерной сети), реализуемая по технологии баз данных. Предполагается, что в базе данных будут содержаться сведения о личном составе подразделения. Должностные лица (начальник факультета, начальник курса) будут выступать пользователями этой базы данных. Объектами учета в базе данных являются слушатели учебной группы. Должностными лицами может быть востребована следующая информация относительно указанных объектов учета, выражаемая в форме запросов. Начальник факультета:
Начальник курса:
Перечень запросов может быть гораздо шире. В рамках учебного примера целесообразно ограничиться только приведенными запросами. Информационно-логическая модель предметной области Приведенные запросы служат основой построения информационно-логической модели (в графическом виде). Пример построения такой модели показан ниже.
Множественность ветви "Спорт" свидетельствует о том, что любой слушатель (курсант) может иметь квалификацию (разряд) по нескольким видам спорта. Если слушатель (курсант) не имеет спортивного разряда, то это не меняет сущности информационно-логической модели. В этом случае позиции "Вид спорта" и "Спортивный разряд" для него будут пустыми. В дальнейшем, по мере совершенствования спортивного мастерства данного слушателя (курсанта) они могут заполняться и даже неоднократно. Дополнительно можно заметить, что в информационно-логической модели предусмотрена позиция "Отчество", хотя в исходных запросах она отсутствует. Учитывая тот факт, что в ходе ведения базы данных могут появляться новые пользователи и/или запросы, в которых весьма вероятно будет встречаться и этот атрибут, введение рассматриваемой позиции в модель оправдано. Таким образом, в качестве объектов учета в базе данных выступают слушатели (курсанты) учебной группы. Их характеристики (атрибуты) показаны в виде "листьев" дерева информационно-логической модели. Далее необходимо описать сами атрибуты. Это описание целесообразно представить в виде следующей таблицы.
Обоснование выбора и характеристики системы управления базами данных
В этой части необходимо привести аргументы в пользу выбора той или иной системы управления базами данных из известных обучающихся. Также следует указать, на каком компьютере предполагается использовать эту систему управления и строить саму базу данных. При перечислении характеристик системы управления базами данных особое внимание надо обратить на тип поддерживаемой модели данных. Структура базы данных Выбор системы управления базами данных определяет логическую структуру самой базы. В случае реляционной системы управления данные в базе будут храниться в виде одной или нескольких таблиц. В последнем случае необходимо обеспечить связи между таблицами. Очевидно, что если непосредственно преобразовать граф информационно-логической модели в табличную форму, то эта таблица будет выглядеть следующим образом.
Этот подход имеет явный недостаток: размер таблицы по вертикали не определен. Возможен другой вариант, с фиксированным числом столбцов:
Но в этом случае некоторые записи (строки таблицы) придется частично дублировать, например:
Такое положение является весьма нежелательным, и подобной ситуации на практике стараются избегать. Причина заключается в том, что при корректировках каких-либо атрибутов могут возникать технические ошибки, связанные с работой оператора базы данных. Например, изменился домашний адрес сержанта Иванова. В этом случае требуется внести изменения во все строки, связанные с сержантом Ивановым. Если же будет пропущена хотя бы одна строка и адрес в ней останется прежним, то содержание базы данных не будет соответствовать реальному положению дел. Кроме того, такое дублирование ведет к неоправданному возрастанию объема базы данных.
Выход из сложившейся ситуации состоит в разбиении исходной таблицы на несколько меньших по размеру.
В этом случае необходимо организовать связь между таблицами. Связующим звеном выступает поле "Фамилия":
Назовем верхнюю таблицу главной (ее имя Слушатель или Курсант), а нижнюю - подчиненной (ее имя - Спортивные успехи). В главной таблице не должно быть повторяющихся фамилий, а в подчиненной - повторяющихся сочетаний Фамилия - Вид спорта. Первое условие введено искусственно для упрощения примера (в случае однофамильцев пришлось бы вводить дополнительный столбец, например с номерами слушателей или курсантов для их однозначной идентификации). Второе условие вполне естественно: у человека не может одновременно быть двух разных разрядов по одному и тому же виду спорта. Таким образом, обнаруживается, что в главной таблице ключевым является столбец Фамилия, а в подчиненной - столбцы Фамилия и Вид спорта (составной ключ). Поскольку каждой строке главной таблицы может соответствовать несколько строк подчиненной (один человек имеет разряды по нескольким видам спорта), то связь этих таблиц характеризуется как " один-ко-многим ". Схематично это изображается следующим образом. Слушатель (Курсант) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спец. звание | Фамилия | Имя | Отчество | Дата рождения | Домашний адрес | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивные успехи | |||||
Фамилия | Вид спорта | Спорт. разряд | |||
Характеристики таблиц, схема данных, содержимое таблиц, примеры запросов и отчетов приведены ниже в виде форм машинных документов. Учебный пример реализован в среде системы управления базами данных Microsoft Access.
|
|
Машинная реализация базы данных) структура таблицы Слушатель (курсант)
б) пример заполнения таблицы Слушатель (курсант)
в) структура таблицы Спортивные успехи
г) пример заполнения таблицы Спортивные успехи
д) схема базы данных
е) пример связанных записей таблиц Слушатель (курсант) и Спортивные успехи
ж) общая структура запроса Начальник факультета
з) пример выполнения запроса Начальник факультета без условий
и) пример структуры запроса Начальник факультета с условием
Специальное звание = Курсант
к) пример выполнения запроса Начальник факультета с условием
Специальное звание = Курсант
л) общая структура запроса Начальник курса
м) пример выполнения запроса Начальник курса без условий
н) пример структуры запроса Начальник курса с условием
Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2
о) пример выполнения запроса Начальник курса с условием
Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2
п) пример выполнения отчета по запросу Начальник факультета с условием
Специальное звание = Курсант
р) пример выполнения отчета по запросу Начальник курса с условием
Специальное звание = Курсант и Спортивный разряд = 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление современными организационно-техническими системами практически невозможно без использования мощнейшего потенциала компьютерной техники. Поэтому дальнейшее изучение информационных технологий и приобретение практики работы с их элементами является важным атрибутом подготовки специалиста в любой области деятельности. Именно на обеспечение высокого уровня образованности выпускника университета и на формирование его как глубоко эрудированной личности направлена дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Предметная область информационных технологий отличается высокой динамичностью. Достаточно заметить, что смена семейств аппаратных средств компьютерной техники в настоящее время исчисляется отнюдь не десятилетиями, а годами, и этот период имеет тенденцию к сокращению. Практически то же самое касается и программных продуктов.
Поэтому одна из задач дисциплины состоит в том, чтобы научить слушателей самостоятельно работать над материалом, дать импульс к его дальнейшему изучению в рамках будущей служебной деятельности в соответствии с требованиями времени.
|
|
Литература
Основная:
1. Информатика. Базовый курс. Под ред. С.Симоновича. Гриф МО. Учебное пособие, Изд-во Питер, 2015 г.
2. Информационные технологии: учебное пособие / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.: рис., схемы. - Библиогр.: с. 324-325 Экземпляры: всего:8 - ЧЗ(1), АБУ(7).
Дополнительная:
1. Персональный компьютер. Лучший самоучитель Е. Н. Гузенко, А. С. Сурядный, М. АСТ Астрель 2011 г.-544 с.
2. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, Изд-во Питер, 2006 г.
3. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. В.Л. Бройдо СПб.: Питер, 2011
4. Иванов А.Ю. Информатика. Учебное пособие / Под ред. В.С. Артамонова. СПб.: СПб ИГПС МЧС России, 2006.
5. С.Симонович, В Мураховский, Г. Евсеев. Новые возможности Интернета. Необходимый самоучитель. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.
6. Microsoft Office System 2007. Русская версия. Серия «Шаг за шагом / Кокс Дж., Фрай К.Д., Ламберт С. и др. – М.: ЭКОМ 2007 г.
7. Зубаха А.М. Подружкина Т.А. Компьютерный практикум по информатике. Microsoft Office 2007. СПб: УГПС МЧС России, 2014 г.
8. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах/ Хорев П.Б.: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, 3-е изд., стер.: Академия 2007.
9. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебник для вузов — ЗАО «КонсультантПлюс — Новые технологии», 2009, 256 с.
10. Любарский, Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы; М.: Наука, 2013. - 232 c.
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г..
2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» от 5 декабря 2016 г.
3. Доклад «О долгосрочных перспективах развития системы МЧС России (МЧС России - 2030) Доклад Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. М.: МЧС России, 2012».
4. Основы единой государственной политики РФ в области ГО на период 2020 года (утверждена Президентом РФ от 03.09.2011, № ПР-2613).
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года, №2227-р).
6. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 – ФЗ (ред.от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
7. Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образец оформления титульного листа
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра прикладной математики и информационных технологий
|
|