Информационно-воспитательная работа
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Тема моей выпускной квалификационной работы предполагает изучение такого вида деятельности офицера, в данном случае заместителя командира роты по воспитательной работе, как организация и управление морально-психологическим обеспечением. Законодательно понятие морально-психологическое обеспечение было введено в оборот директивой министра обороны РФ от 23 декабря 1992 г. и получило название "морально-психологическое обеспечение Вооруженных сил" (МПО). Морально-психологическое обеспечение призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки к ведению войны, боевых операций, применению Вооруженных сил в различных конфликтах и миротворческих акциях. Этот вид обеспечения должен обеспечить подготовку и надежное функционирование психики военнослужащих в самых экстремальных условиях воинской службы, как в мирное время, так и в боевой обстановке. В статье 688 Боевого Устава по подготовке и ведению общевойскового боя написано: "Основным организатором и непосредственным руководителем морально-психологического обеспечения является заместитель командира батальона (роты) по воспитательной работе. Он лично осуществляет оценку обстановки (в части, его касающейся), докладывает выводы из нее и предложения по организации морально-психологического обеспечения; вырабатывает замысел морально-психологического обеспечения, принимает решение на выполнение поставленных задач; организует всестороннее обеспечение мероприятий морально-психологического обеспечения; осуществляет контроль исполнения и оказание помощи". Актуальность данной темы очевидна. В частности потому, что изменения военно-политической ситуации в мире, тенденции развития сил, средств и способов вооруженной борьбы, в том числе информационного и психологического характера, возвращают нас к тем временам, когда морально-психологические факторы являются определяющими не только в военное, но и в мирное время.
Практика доказала, что, руководствуясь высшими интересами России, мы обязаны иметь в Вооруженных силах эффективные органы морально-психологического обеспечения. Обстановка требует создать для этих органов мощный кадровый, интеллектуальный, технический, научно-аналитический потенциал, поднять престиж, авторитет и значимость их деятельности. В этой области наше отставание от зарубежных армий недопустимо, а оно, к сожалению, налицо. "Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение это заключение ума". Знаменитая фраза английского психолога Н.Коупленда из его книги "Психология и солдат" известна сегодня многим. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны маршал Победы Г.К. Жуков в своих мемуарах сделал фундаментальный вывод о роли морального фактора в современных войнах: "Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются непреоборимой волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой". В высказывании маршала заложен глубокий смысл. И действительно, без максимального укрепления морального духа своих войск и снижения морального духа противника в современном бою победы не достигнуть. Истина эта верна еще и потому, что в последние десятилетия возможности воздействия на сознание, психику, мораль человека резко возросли. Ведется поиск новых приемов, способов, форм и методов воздействия на психику человека, больших масс людей. В этой ситуации неизмеримо возрастает значение института заместителей командиров рот по воспитательной работе, как организаторов морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.
Исследованность проблемы. Вопросы организации и управления МПО деятельности подразделения рассматривали в своих работах Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В., Чертополох А.А. и другие военные психологи и педагоги. Однако большинство трудов по данной теме опубликовано в 90-е годы прошлого столетия, проблемы организации и управления МПО в условиях современных вооруженных сил, подвергшихся реформированию, исследованы недостаточно. Проблема исследования заключается в противоречии между теоретическими аспектами организации морально-психологического обеспечения в подразделении и их практической реализацией. Неясность целей и задач, отсутствие веры в свою необходимость снижают мощный потенциал института заместителей командиров рот по воспитательной работе. Объектом исследования является деятельность воинского подразделения. Предметом исследования выступает морально-психологическое обеспечение деятельности подразделения, как комплекс мероприятий, организуемый и проводимый непосредственно заместителем командира по воспитательной работе. Цель данной работы - найти и обосновать наиболее эффективные формы организации и управления МПО деятельности роты, как в мирное время, так и в ходе подготовки и ведения боевых действий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач: изучить принципы и формы организации и управления МПО в годы Великой Отечественной войны, в ходе боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе; найти наиболее важные и эффективные приемы, способы организации и управления МПО деятельности роты, используемые ЗКРВР, составить примерный алгоритм его работы; определить содержание организации и управления МПО по этапам: в ходе повседневной деятельности, а также в период подготовки и ведения боевых действий и по их окончанию. Гипотеза работы: зная и владея наиболее эффективными способами и формами организации и управления МПО деятельности подразделения, заместитель командира роты по воспитательной работе способен мобилизовать личный состав на выполнение учебно-боевых и боевых задач.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены вопросы сущности организации и управления морально-психологическим обеспечением деятельности подразделения в современных условиях и вопросы организации МПО в Великой Отечественной войне, в ходе боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Во второй главе рассмотрен порядок работы заместителя командира роты по воспитательной работе по организации и управлению МПО и вариант принятия решения по МПО боевых действий. ГЛАВА 1. Содержание организации и управления морально-психологическим обеспечением деятельности подразделения . Сущность и содержание морально-психологического обеспечения повседневной деятельности личного состава и в ходе подготовки и ведения боевых действий
Морально-психологическое обеспечение - один из важнейших, самостоятельных видов обеспечения боевой деятельности войск в мирное и военное время (см. рис. 1). В морально-психологическом обеспечении много общего с другими видами обеспечения - оперативным (боевым), техническим, тыловым, оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном итоге призвано обеспечить высокую боеспособность войск, успешное выполнение боевой задачи. Вместе с тем, морально-психологическое обеспечение во многом отличается от других видов обеспечения, имеющих дело в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск, в то время как морально-психологическое обеспечение призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы деятельности личного состава Вооруженных Сил в боевой обстановке. Влияние морально-психологического обеспечения в определенных границах распространяется и на гражданское население страны, с которым тесно и неразрывно связаны Вооруженные Силы и без материальной и духовной поддержки которых армия не может выполнить возложенные на нее задачи. От эффективности морально-психологического обеспечения зависит в первую очередь надежное функционирование психики солдат и офицеров в самых экстремальных условиях боевой обстановки. Морально-психологическое обеспечение в состоянии оказывать влияние на все грани деятельности человека, как военнослужащего, так и гражданина, гарантировать реализацию всех его прав в военное время.
Рис. 1. Виды обеспечения боевой деятельности войск
Воздействие морально-психологического обеспечения на духовную сферу воинской жизни свидетельствует о его тесной связи с воспитанием, между ними есть много общего. Как и воспитание, морально-психологическое обеспечение призвано формировать военнослужащих как сознательных защитников Отечества, людей чести, высокой нравственности и ответственности. В процессе морально-психологического обеспечения, наряду с присущими ему специфическими приемами, методами и средствами воздействия на личный состав, широко используются приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный пример и др. Однако в отличие от воспитания, решая задачи подготовки войск, МПО преследует прежде всего подготовку сознания, морали и психики личного состава к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке с учетом целенаправленного, информационного, психологического и других видов воздействия на войска и население страны. Как вид обеспечения МПО интегрирует, объединяет и координирует деятельность различных должностных лиц, органов управления, организует между ними взаимодействие для достижения общей конечной цели - необходимого для решения боевых задач морально-психологического состояния личного состава. МПО осуществляется соответствующими управлениями, отделами и отделениями, службами под единым руководством командующего (командира), при организующей роли штаба. Нормативно-правовой основой морально-психологического обеспечения являются: • Конституция Российской Федерации; • Законы Российской Федерации; • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации; • Постановления и распоряжения Правительства РФ; • Приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации; • Директивы Генерального штаба ВС РФ; • Приказы и директивы Главнокомандующих видов Вооруженных Сил; • Указания Главного управления воспитательной работы ВС РФ; • Приказы, директивы командира корпуса, дивизии, командующего армии по МПО. Конкретные требования к организации МПО боевых действий изложены в следующих руководящих документах:
1. Боевой устав вида Вооруженных Сил. 2. Наставление по морально-психологическому обеспечению. 3. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ. . Приказ МО РФ "О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ" от 13 апреля 1996 года. 5. Приказы и Директивы Главнокомандующих (командующих, командиров). Рассмотрим далее в чем сущность МПО. МПО на государственном уровне (т.е. применительно к масштабам и потребностям всей страны) - это комплекс согласованных мероприятий, осуществляемых государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами в целях достижения морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил и населения страны, необходимого для выполнения боевых задач и достижения победы в войне. С началом войны МПО включает в себя активное информационно-психологическое воздействие на войска и население противника. В боевой обстановке МПО становится более конкретным. Его основное содержание составит информационно-психологическое противоборство. Воспитательная работа также сохраняется и усиливается, но главной задачей будет: недопущение деморализации своих войск, их морально-психологического поражения, а также деморализация противника. Сущность МПО заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения боевых действий ВС, их боеспособности и боевой готовности. Понятие сущности МПО содержится в древней классической формулировке: максимальное укрепление морального духа своих войск и максимальное снижение морального духа противника - есть необходимое условие достижения победы. Эта простая, многократно высказанная и проверенная практикой истина, сегодня не потеряла своей актуальности. На военном уровне, т.е. применительно к масштабам и задачам частей и соединений Вооруженных Сил, морально-психологическое обеспечение (МПО) подготовки и ведения боевых действий - это вид обеспечения боевых действий, включающий комплекс согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами, штабами и службами, воспитательными органами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего безусловное выполнение боевых задач в любых условиях обстановки, а также в целях максимального снижения боевых психологических потерь. Оно организуется и осуществляется в операциях и боевых действиях на основе решения командира и распоряжений вышестоящего органа управления. Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения осуществляется в общей системе управления. Содержание управления МПО рассмотрим через уяснение его целей, принципов и задач в боевой обстановке и в ходе повседневной деятельности. Целью МПО является обеспечение боеспособности частей и соединений на основе поддержания морально-психологического состояния войск на уровне, достаточном для выполнения задач военного времени. Достижение цели предполагает: • развитие у воинов ответственности и беспрекословного выполнения требований Конституции РФ, законов, уставов и приказов, обеспечивающих поддержание высокого уровня правопорядка, организованности, слаженности, минской дисциплины, здоровой морально-психологической атмосферы, выполнение задач по основному предназначению частей и подразделений; • военно-патриотическое воспитание личного состава, формирование у него необходимых морально-психологических и боевых качеств, невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию противника, побуждений и стремлений овладеть своей специальностью, качественно выполнять боевые задачи; • выработку у военнослужащих нервно-психической и моральной готовности и способности выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки военного времени; • создание у воинов необходимого для боя морально-психологического состояния, поддержание и наращивание морально-психологического превосходства личного состава над противником; • максимальное снижение боевых психогенных потерь, создание условий для быстрой психодиагностики, психокоррекции и психореабилитации военнослужащих, получивших боевые психические травмы. Цели морально-психологического обеспечения конкретизируются в его задачах. Основными задачами МПО являются: • обеспечение моральной готовности и способности личного состава выполнять конституционный долг по защите Отечества и достижение на этой основе морально-психологического превосходства над агрессором и психологической устойчивости; • оценка, доведение и разъяснение сложившейся военно-политической и морально-психологической обстановки, принимаемых мер руководством страны и Вооруженных Сил, воспитание у личного состава уверенности в законности ведения боевых действий и преимуществах отечественного вооружения и боевой техники, их готовности и способности выполнять боевые задачи в экстремальных условиях; преодолевая реальные физические и психические перегрузки; • изучение, оценка и прогнозирование МПС соединений и частей в ходе подготовки и ведения боевых действий, проведение психореабилитации личного состава в целях восстановления его боеспособности и готовности к проведению последующих боевых действий; • формирование правого сознания, глубокого уважения к законам и их исполнению в боевой обстановке; • обеспечение и реализация правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих, обеспечение войск всем необходимым для их боевой деятельности и выживания людей в экстремальных условиях; • проведение мероприятий по ослаблению эффективности и срыву воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморализации личного состава своих войск; • организация эффективного МПО в боевой обстановке на основе задействования его сил, средств и возможностей при тесном взаимодействии с региональными органами ФСБ, МВД, ФПС, ФАПСИ и местной власти, структурами воспитательной работы военных округов. Важным условием качественного решения задач морально-психологического обеспечения является четкое выполнение принципов его организации, основными из которых являются: • научный подход и объективная оценка условий выполнения боевых задач, уровня морально-психологического состояния противоборствующих сторон; • неразрывная связь с другими видами боевого обеспечения, их взаимопроникновение; • целеустремленность и нацеленность на решение главных задач боевых действий; • дифференцированный подход к организации МПО с учетом специфики различных категорий военнослужащих и особенностей решения конкретных задач; • согласованное и эффективное использование всех сил и средств МПО применительно к складывающейся обстановке и решаемым задачам, обеспечивающее упреждение всех других мероприятий обеспечения боевых действий, для подготовки сознания и психики личного состава; • своевременное восстановление боеспособности сил, средств и эффективности МПО. Итак, мы рассмотрели сущность, задачи, цели МПО в ходе повседневной деятельности войск, а также при подготовке и ведении боевых действий. Далее рассмотрим коротко составные части МПО: Информационно-воспитательная работа Информационно-воспитательная работа (ИВР) - система целенаправленных мероприятий проводимых командирами (начальниками), штабами и органами воспитательной работы по своевременному вооружению личного состава необходимыми сведениями о военно-политической обстановке, принятых решениях органов государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в интересах формирования устойчивого и управляемого МПС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|