Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов для подготовки к зачету




1. Предмет, объект и задачи специальной психологии.

2. Предмет, объект и задачи коррекционной педагогики.

3. Причины нарушений в развитии. Единство биологических и социальных факторов.

4. Классификация различных видов нарушений в развитии.

5. Понятие коррекции и компенсации.

6. Структура психики аномального ребёнка: первичный дефект и вторичные отклонения.

7. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.

8. Сенсорные дефекты: нарушения слуха.

9. Сенсорные дефекты: нарушения зрения.

10. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.

11. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

12. Принципы коррекционной педагогики и специального образования.

13. Формы организации специального обучения.

14. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

15. Задержка психического развития, ее особенности.

16. Психолого-педагогическая характеристика детей с органическими задержками психического развития.

17. Психолого-педагогическая характеристика детей с конституциональными задержками психического развития.

18. Психолого-педагогическая характеристика детей с соматогенными и психогенными задержками.

19. Речевые нарушения. Причины речевых нарушений.

20. Классификация речевых нарушений.

21. Проблемы интегрированного обучения на современном этапе.

22. Интересы государства в развитии коррекционного образования.

23. Социальная адаптация, абилитация, реабилитация аномальных детей.

24. Специальная учебная техника, ее роль в обучении аномальных детей.

25. Депривация и её роль в возникновении детских аномалий.

26. Развитие речи при ДЦП.

27. Особенности развития личности детей с ДЦП

28. Развитие психических функций при ДЦП.

29. Развитие психических функций при умственной отсталости.

30. Нормативно-правовая документация, регламентирующая работу специальных образовательных учреждений.

31. Структура и характеристика специальных образовательных услуг.

32. Школьная система специального образования.

33. Профессиональная ориентация и социализация детей с особыми образовательными потребностями.

34. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

35. Специальное образование детей с нарушениями сенсорной сферы.

 

Рекомендации к оформлению творческих работ

Рекомендации к оформлению творческих проектов

Вариант 1. Составление аннотированного каталога методов и приемов психолого-педагогической коррекции (на выбор: коррекционные технологии, игры и упражнения для детей с нарушением зрения, слуха, речи, ОДА, ЗПР, для коррекции детско-родительских отношений). Требования к оформлению:

- Титульный лист: название работы, автор (авторский коллектив)

- Содержание сборника:

Направление коррекционной работы Название метода, технологии, игры, упражнения Аннотация метода, технологии
Цель Содержание (описание)
Развитие регуляции поведения Игра «Запретный номер» Преодоление двигательного автоматизма, психомышечная тренировка Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое произносить нельзя, вместо него играющий хлопает в ладоши соответствующее количество раз.
Развитие внимания Игра “Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

- Литература

 

Вариант 2. Составление программы коррекционной работы по выбранному направлению (Пример: «Психологическая коррекция памяти у детей с ЗПР) Рекомендуемая форма программы:

1. Титульный лист: название программы, возраст детей, автор (авторский коллектив),

2. Пояснительная записка: особенности детей, задачи и направления коррекционной работы.

3. Содержание: примерная форма

№ п/п Тема занятия Цель Методы и технологии     Радикалы для псих. наблюдения Критерии эффективности
1. Воссоздание образов Развитие способности к воссозданию мысленных образов 1. Игра «Нарисуй» К каждому названному слову нарисуйте картинку: грузовик, гнев, игра, дерево, наказание, умная кошка, интересная сказка 2. Упражнение «Запомни» слова и фразы для запоминания: веселый праздник, темный лес, смелость, теплый вечер, радость Интерес к заданию. Точность образа. Составление рисунков к каждому понятию Запоминание всей серии слов

 

Вариант 3. Составление аннотированного каталога методов психолого-педагогического обследования ребенка с особыми образовательными потребностями (на выбор: дети с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, ЗПР, УО) Рекомендуемая форма программы:

1. Титульный лист: название программы, автор (авторский коллектив), возраст обследуемых детей, направление обследования (что обследуется), задача обследования (зачем обследуется), период обследования.

2. Содержание: примерная форма

Предмет, направление обследования Инструментарий обследования: название метода, методики, Содержание (описание) Критерии оценки
Связная речь Упражнение «Опиши картинку».   Расскажи подробно, кто нарисован на картинке и что делает. Составляет связный рассказ из 3-4 предложений
Слуховое восприятие «Гороховый метод» Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки. Три баночки на одну треть заполняются горохом, гречкой и манкой; четвертая остается пустой. Взрослый находится позади ребенка, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке баночка с крупой, а в другой — пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. Отмечаются безусловные ориентировочные ре­акции ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п. Слышит 70-80дБ (горох) 50-60 дБ (гречка) 30-40дБ (манка)

3. Литература

 

Вариант 4. Составление рекомендаций для родителей по вопросам обучения и воспитания особого ребенка (направление и категория детей – по выбору).

1. Титульный лист: название, указание на возраст и категорию детей, автор (авторский коллектив),

2. Особенности развития детей.

3. Задачи, направления и принципы коррекционной работы.

4. Приемы и технология обучения и воспитания детей (описания игр, упражнений, которые родитель может применять).

5. Справочный материал для родителей.

6. Информационные ресурсы для родителей.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...