Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика «эпохи перестройки»




Цель занятия: осмыслить основные подходы в понимании сущностных характеристик воспитательного процесса и сформулировать его принципы, обосновав их целесообразность

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое «педагогика требований» и «педагогика сотрудничества»?

2. Можно ли в воспитательном процессе обойтись без педагогических требований? Как к решению этого вопроса подходили А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский? Какие существуют формы педагогического требования и в каких формах они могут проявляться?

3. Существует ли противоречие между «педагогикой требований» и «педагогикой сотрудничества»?

4. Что отличает «педагогику сотрудничества»? На каких принципах она строится? Как реализуется сотрудничество в работе педагогов-новаторов?

5. Попытайтесь определить, на каких принципах основываются известные Вам стили воспитательной деятельности: демократический, авторитарный, литеральный. Какие личностные качества учителя позволяют ему формировать тот или иной стиль педагогической работы? Попробуйте определить свою предрасположенность к известным Вам стилям воспитательной деятельности.

Литература:

1. Коротов В.М. Педагогическое требование. – М., 1966. - С. 60-114.

2. Лихачев Б.Т. Нова ли «новая педагогика»? //Народное образование. 1987. - № 4. – С. 77

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Собр. соч.: В 7 т. - Т. 5. – С. 100.

4. Педагогика сотрудничества: истоки, принципы, перспективы //Учительская газета. - 16.02,1988.

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1990.

Тема 9. Педагогическая система А.С.Макаренко:

Авторитарна или демократична?

Цель занятия: познакомиться с педагогической системой выдающегося педагога прошлого и осмыслить возможности ее применения в условиях современной школы; развивать умение давать педагогическую характеристику теоретической и практической деятельности педагога, умение обосновывать собственную точку зрения.

При осмыслении опыта А.С.Макаренко (1888-1939) Вы сможете занять одну из трех позиций: его педагогика: а) авторитарна, б) демократична, в) по каким-то вопросам авторитарна, а по каким-то демократична. Мы советуем Вам при конспектировании книг и статей самого А.С.Макаренко, также его единомышленников и оппонентов, вносить записи в соответствующие графы: (а), (б), (в), оценивая таким образом каждое суждение, каждый факт, каждое событие. Мы предлагаем Вам осмыслить наиболее важные и актуальные для сегодняшней практики вопросы (проблемы), которые решал А.С.Макаренко в 20-30-е годы ХХ века, и оценить возможность использования его опыта и его выводов в практике воспитательной работы в начале ХХI века.

Поскольку деятельность А.С.Макаренко развертывалась в тот период, когда вся деятельность была «пропитана» коммунистической идеологией, это, безусловно, нашло отражение в его теории и практике. Однако мы надеемся, что Вы сумеете сосредоточить свое внимание на педагогических, а не на идеологических аспектах его деятельности. Мы считаем, что опыт такого выдающегося педагога, каким был А.С.Макаренко, заслуживает самого пристального внимания, тем более, что не одно поколение советских учителей (Ваших предшественников и будущих коллег) воспитывалось на его идеях, они всегда вызывали интерес и у зарубежных педагогов. Попытайтесь по достоинству оценить это педагогическое наследие и извлечь для себя определенные уроки.

_______________________________________________________________

Демократическая / НЕ знаю, как оценить / Авторитарная

_______________________________________________________________

1. Как А.С.Макаренко понимал смысл (сущность) воспитательного процесса?

2. Каким, на его взгляд, должен быть идеал человека? Какие задачи развития личности он стремился решать в своей работе?

3. Оцените педагогические принципы его воспитательной работы. Какие из них Вы разделяете?

4. Педагогическое требование рассматривалось им как основа педагогического воздействия. На основе опыта А.С.Макаренко педагогиразработали «лестницу» требований, выявили различные его формы его предъявления (см., например, В.М.Коротов «Педагогическое требование»).

Проанализируйте структуру и ступени педагогического требования, формы реализации и условия успешного использования. Считаете ли Вы, что в основе воспитательных отношений ребенка и взрослого лежит педагогическое требование? Могут ли иначе складываться отношения, если воспитатель действительно хочет помочь развитию ребенка?

5. Можно ли в воспитании обойтись без режима и дисциплины? Вспомните, как рассматривал А.С.Макаренко дисциплину – как цель или как результат воспитательного процесса? Мешает ли, на Ваш взгляд, сознательная дисциплина формированию свободной, творческой, инициативной личности?

6. Авторитет воспитателя, по мнению А.С.Макаренко, - важное условие успешности воспитательной работы. В чем Вы видите разницу между авторитетным и авторитарным педагогом? А как Вы считаете, может ли «состояться» воспитательный процесс, если учитель (родители) не обладают авторитетом у своих воспитанников? Почему?

7. Один из важнейших выводов, который сформулировал сам А.С.Макаренко из своего педагогического опыта, - основополагающим методом воспитания личности является коллектив, который рассматривался им и как ЦЕЛЬ, и как МЕТОД воспитания. Проанализируйте методику формирования коллектива и оцените, какое значение она может иметь для развития современной личности: понятие «коллектив» и «коллективизм», этапы развития коллектива (закон движения коллектива), актив, самоуправление, общественное мнение и традиции коллектива, «завтрашняя радость» (мажор в коллективе), система перспективных линий, закон параллельного педагогического воздействия и т.д.

8. Как Вы оцениваете формы и методы трудового и физического воспитания, которые применялись в колонии им. Ф.Дзержинского и в «стране» ФЭД?

9. В педагогической работе А.С.Макаренко применялась четко продуманная система наказаний. В чем ее смысл? Как Вы считаете, педагог, применяющий наказания, всегда является авторитарным? Как Вы оцениваете «метод взрыва», который применил он на первом этапе формирования коллектива? Как бы в этой ситуации поступили Вы?

Проблемные вопросы:

1. Считаете ли Вы справедливой точку зрения А.С.Макаренко о том, что педагог «имеет право вмешиваться в движение характера и направлять его развитие туда, куда надо»?

2. Как Вы считаете, коллектив в системе А.С.Макаренко подавлял личность воспитанника или развивал ее индивидуальность?

3. Что, на Ваш взгляд, значит «творчески использовать чужой опыт»?

Книги и статьи А.С.Макаренко:

Педагогическая поэма; Флаги на башнях; Методика организации воспитательного процесса; Проблемы школьного советского воспитания; Некоторые выводы из моего педагогического опыта; Лекции о воспитании детей; Книга для родителей.

Тема 10. Педагогическая система В.А.Сухомлинского:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...