Обучаемость, развиваемость, воспитуемость как показатели зоны ближайшего развития
· Наряду с перспективой ребенка в сфере обучения (обучаемость) есть потенциальные возможности и в сфере развития (см. рис. 9). А.К. Маркова называет это явление развиваемостью (см. рис. 10). Это определяется: o способностью, возможностью к дальнейшему развитию; o готовностью к переходу на новые уровни развитости; o проявлением динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д. Есть различные подходы к развитию способностей. · Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития - воспитуемость (см. рис. 11), которая определяется: o откликаемостью на воспитательные воздействия извне; o готовностью к переходу на новые уровни развития личности. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, не психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-odar.html; см. лабораторию психологии одаренности ПИ РАО).
Обучаемость как способность к обучению · 4.4.1. Понимание обучаемости · 4.4.2. Показатели обучаемости
Понимание обучаемости В сфере обучения присутствует та или иная восприимчивость, чувствительность к усвоению знаний, способность к дальнейшему обучению, восприимчивость к обучающим воздействиям извне. Это явление принято называть обучаемостью. Справедливо отмечается Т.И. Гончаровой, что "школьник остается лишь обучаемым и воспитуемым, он объект, а не субъект процесса познания окружающего мира, его пассивная позиция - главное зло организации учебно-воспитательного процесса" (Гончарова Т.И., 1987. С. 27).
· К ним прежде всего относятся:
o познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); o особенности личности - мотивация, характер, эмоциональные проявления; o отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности. · Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются: o управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.); o речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения. Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения.
Показатели обучаемости В психологии рассматриваются разные виды обучаемости (см. рис. 13). Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.
· В основе обучаемости лежат (см. рис. 14): o уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; o уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной; o развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения. Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.
· О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости: o быстрота формирования новых понятий, обобщений; o гибкость мыслительных операций; o способность решать задачи разными способами; o память на общие понятия; o обобщенные знания; o интеллектуальная активность и др.
· В целом, признаками обучаемости считаются: o активность ориентировки в новых условиях; o перенос известных способов решения задач в новые условия; o быстрота образования новых понятий и способов деятельности; o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; o и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).
******* Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.
Резюме · Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии o В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.). · К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский). o Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера. o Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин). · Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). o Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость. o Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. o Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
Словарь терминов 1. Воспитанность 2. Воспитуемость 3. Задатки 4. Зона ближайшего развития (ЗБР) 5. Интеллект 6. Мышление 7. Научение 8. Обучаемость 9. Обучение 10. Обученность 11. Память 12. Развиваемость 13. Развитие 14. Развитость 15. Созревание 16. Способности 17. Становление 18. Уровень актуального развития (УАР) 19. Психическое развитие 20. Развивающее обучение 21. Учение 22. Формирование
Вопросы для самопроверки 1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии? 2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время? 3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову). 4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. 5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд? 6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития? 7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития. 8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие? 9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося? 10. Что такое зона ближайшего развития? 11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития? 12. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося. 13. Что понимается под обученностью? 14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной). 15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости? 16. Что понимается под обучаемостью? 17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению. 18. Чем отличается общая обучаемость от специальной? 19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962. 4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. 5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999. 6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 9. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975. 13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979. 15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988. 16. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992. 17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. 19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. 21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995. 22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975. 23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996. 24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. 25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996. 27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|