Классификация учебных мотивов
· На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: o социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.); o познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); o личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.). М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов (Матюхина М.В., 1984. С. 15-16) (http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html; см. кафедру педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ). I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: · II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1. Широкие социальные мотивы: § мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; § мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. Узколичные мотивы: § стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); § желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). 3. Отрицательные мотивы: § стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). По мнению Марковой А.К. (Маркова А.К., 1990; аннотация), к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. · Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как: o учеба как вынужденное поведение; o процесс учебы как привычное функционирование; o учеба ради лидерства и престижа; o стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
1. Уровни познавательных мотивов: o широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями); o учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); o мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) (рис. 2). 2. Уровни социальных мотивов: o широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); o узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение); o мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе (рис. 3). Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|