Особенности организации деятельности некоммерческих фандрайзинговых организаций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Между деятельностью частного и некоммерческого секторов в экономике существует ряд фундаментальных различий. Деятельность частного сектора определяется прежде всего экономической целесообразностью, принимаемые здесь решения носят исключительно добровольный характер. Функционирование государственного сектора во многом определяется политической и социальной необходимостью. Большое влияние на него оказывают общественные и политические институты, решения которых носят обязательный характер. Рассмотрим подробнее различия между этими двумя секторами.
Все изложенное делает невозможным применение стандартных схем менеджмента и приводит к возникновению особого подхода, присущего некоммерческим организациям.
Итак, начнем с определения миссии некоммерческой организации. Миссия некоммерческой организации есть ее цель организации, сформулированная в общем виде, или ее главная задача. В определение миссии входит выбор направления деятельности организации (соответствующей сферы). Отметим, что зачастую миссия некоммерческих организаций в той или иной степени учитывает социальные задачи того или иного региона. Вместе с тем, формулировка миссии некоммерческих организации имеет ряд особенностей: Существует прямое ограничение по распределению, как имущества, так и прибыли некоммерческих организаций среди менеджмента, доноров, учредителей и персонала некоммерческой организации. Данное ограничение является вторым при определении некоммерческой структуры. Б) Как правило, не содержит запрета заниматься прибыльными направлениями работы для некоммерческих организаций. Однако, такая прибыль используется исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия (в качестве примера можно привести такую некоммерческую организацию как фондовую биржу). При ликвидации некоммерческой организации ее имущество передается иным структурам для продолжения «заявленной некоммерческой деятельности». Следовательно, имущество некоммерческой организации служит реализации общественно-полезных целей даже в случае ее закрытия, а не распределяется среди заинтересованных сторон (учредителей, менеджеров, кредиторов, персонала). Такое ограниченное использование прав собственности некоммерческих организаций применяется для гарантий ее социальной ориентации. Даже если некоммерческая организация и оказывает некоторые платные услуги (платные образовательные услуги, платные образовательные услуги и т.п.), то это не основная составляющая их деятельности, поэтому ограничение прав собственности некоммерческой организации служит для соблюдения ее миссии.
Но есть и оборотная сторона проблемы, так как отсутствие возможности в полной мере реализовать свое право собственности не позволяет некоммерческим организациям разнообразить свою деятельность, диверсифицировать предлагаемый ими набор услуг, контролировать в полной мере качество реализуемых услуг, соответствие их существующему и будущему спросу, быстро адаптироваться в динамических условиях среды. Все это делает некоммерческие организации менее динамичными, неэффективными и недостаточно мобильными. Ограничение на распределение доходов в некоммерческих организациях приводит к снижению мотивации персонала организации активно участвовать в инновационных процессах и мероприятиях, направленных на повышение качества основных результатов ее деятельности, а также падению интереса организации в целом к новым подходам и возможностям для эффективного развития. Так материальный стимул все-таки играет значительную роль в привлечении персонала любых организаций к самостоятельной творческой деятельности и участию в инновационных процессах, а некоммерческая организация, лишенная свободных финансовых средств, не всегда может обеспечить премирование перспективных сотрудников, то постепенно она лишается инициативных работников, способных поддержать выбранный ею путь совершенствования. Проблема оценки эффективности результатов деятельности некоммерческой организации в настоящее время очень остра. Ее сложность связана, прежде всего, с качественным характером используемых индикаторов оценки и многоаспектностью деятельности некоммерческих организаций. Более того, контроль их деятельности осуществляется чаще всего в форме инструкций и порицаний сложившейся ситуации или не выполнения поставленных задач. Все это еще больше снижает инновационный потенциал некоммерческой организации, которая опасается менять устойчивое положение и реализовывать новые возможности, но привыкла маскировать бездеятельность и фабриковать отчеты о выполнении поставленных свыше директив. Неэффективная форма контроля и некачественные системы индикаторов, применяющиеся для оценки результатов деятельности некоммерческой организации, затормаживают ее активность, а социальные результаты только декларируются, но не достигаются на практике. Все это заставляет пересмотреть сами подходы к оценке деятельности некоммерческих организаций, и предложить новые модели их взаимодействия с управляющими органами, новые модели стимулирования их инновационного потенциала и возможно новые организационные формы их существования.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России весьма разнообразны. В настоящее время, регулирование организационно-правовых форм осуществляется на основе Закона РФ «О некоммерческих организациях» и Закона РФ «Об общественных объединениях». Существует всего 8 организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие организации в России: учреждение, фонд, автономной некоммерческой организации, государственная корпорация, некоммерческое партнёрство, ассоциации (союза), общественной организации и общественного движения. Наиболее распространенной организационно-правовой формой деятельности некоммерческих организаций в сферах культуры и образования является учреждение. Они владеют имуществом на праве оперативного управления и получают значительную часть средств (иногда и полностью) по каналам государственного финансирования. Поскольку, что имущество государственных учреждений является собственностью государства, «все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти». Таким образом, как учреждения сферы культуры, так и учреждения сферы образования, стараются юридически разделить деятельность некоммерческую и деятельность предпринимательскую. Это можно осуществить двумя путями.
Во-первых, создаётся отдельная структура для ведения предпринимательской деятельности. Как правило, контроль достигается передачей контрольного пакета акций учреждению. Во-вторых, заключение договоров с предпринимательскими структурами. Учреждение предоставляет свои площади, бренды, торговые марки, различные права и получают оговоренный процент от полученной прибыли. Приоритет некоммерческих целей ведет к более низкой оплате труда в некоммерческих организациях, по сравнению с коммерческими предприятиями. Психологический доход выступает как своеобразная компенсация за невысокий уровень оплаты труда и отсутствие карьерной перспективы и позволяет в определенной степени разрешить проблемы с наймом квалифицированного персонала. Вместе с тем, привлекательность некоммерческой сферы позволяет изыскивать резерв сотрудников: помимо традиционных штатных сотрудников, некоммерческие организации активно привлекают к работе волонтёров. Труд добровольцев, или волонтеров, с каждым годом становится все более важным ресурсом развития мировой экономики. Поэтому, постараемся систематизировать присущие ему особенности. Во-первых, оно основывается на добровольном (не требующем оплаты) труде. Во-вторых, мотивами волонтерства являются социальные, духовные и благотворительные интересы, но не материальное поощрение. В-третьих, труд волонтеров обычно носит вспомогательный (для некоммерческой организации характер). Это может быть: - различные общественные работам (строительство дорог, уборка территорий), - организация общественно-полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающимся), - индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны, некоммерческим организациям) и т. д. Отметим, что отношения между некоммерческой организацией и волонтёром в зарубежной практике регулируются договорными обязательствами. Рассматривать волонтёрство как полноправную систему трудовых отношений позволяет характер труда (действительно, хаотичного характера труд волонтёра не носит) и определенный уровень ответственности по отношению к организации (материальная ответственность, репутация организации и т.п.) Мировой опыт эффективного стимулирования волонтерской деятельности показывает, что наиболее перспективно использование методов практического, информационного и привилегированного стимулирования.
Методы практического стимулирования ориентируют на предоставление волонтерам возможности приобретения практического опыта, сбора необходимой (например, для научной деятельности) статистической информации, получение новых знаний и навыков и т. д. Информационное стимулирование обеспечивает волонтерам доступ к новым информационным источникам и аналитическим материалам компании, предполагает обеспечение возможности знакомства волонтеров с новыми технологиями и, научно-техническими разработками и др. Метод привилегированного стимулирования использует возможность предоставления волонтерам возможности получения ряда персональных льгот, например, права на бесплатное получение эксклюзивных услуг некоммерческой организации (например, приглашение их на закрытые торжественные мероприятия, помощь в получении поддержки со стороны государственных органов власти и других некоммерческих организаций и т. д.). Описанные методы стимулирования работают достаточно гибко и позволяют формировать на их основе новые способы развития интереса у потенциальных волонтеров к в деятельности некоммерческой организации и участия в ее проектах. Исходя из российской специфики, и, учитывая приведенное выше, можно обобщить понятие волонтерства. Волонтерство (добровольчество) представляет собой систему трудовых отношений в некоммерческой организации, построенную на механизме нематериального стимулирования и преследующую социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Обобщая базовые теоретические концепции управления некоммерческим сектором, можно выделить ряд общих особенности управления этими организациями. Сюда относятся: - применение социального маркетинга; - наличие контроля со стороны стейкхолдеров; - активное использование фандрайзинга; - особая специфика использования трудовых ресурсов (психологический доход, волонтёрство).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|