Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмическом занятии
Одной из форм организации работы по РСВ является музыкально-ритмическое занятие. Эти занятия введены в работу школ в 1986/87 учебном году, но до сих пор не нашли достаточного отражения в литературе. Существуют отдельные статьи практических работников школ в журнале "Дефектология", однако они не имеют серьезного теоретического обоснования. Следует отметить, что большую помощь может получить практический работник из пособия Т. М. Власовой и А. Н. Пфафен-родт (1989) "Фонетическая ритмика". Задачей музыкально-ритмических занятий в школах глухих и слабослышащих является развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами. Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у глухих и слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Вот некоторые аспекты музыкально-ритмического воспитания детей с нарушенным слухом, которые имеют существенные отклонения от нормы и требуют коррекции в учебной, воспитательной работе и образовании в целом. Содержанием обучения является развитие двигательных навыков под музыкальное сопровождение, восприятие несложных музыкальных произведений, воспроизведение простейших музыкальных ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, барабан, дудка и т. д.), работа над произносительной стороной речи с использованием фонетической ритмики и без нее, овладение элементами речитативного пения и т. д. Программа музыкально-ритмических занятий тесно связана с развитием слухового восприятия и формированием произношения.
Первое направление — связь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения
звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение, т. е. сделать речь ребенка эмоциональной и выразительной. В упражнениях осуществляется работа над целым словом, его элементами, т. е- слогами и отдельными звуками. Материалом служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, короткие тексты в виде пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешек, небольших стихотворений, песен и др. Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Это составляет часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой. Таким образом, в процессе перехода от макродвижений к микродвижениям у детей формируется естественная речь с интонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия. Вторым направлением музыкально-ритмических занятий является развитие слухового восприятия. Это значит, что в процессе занятий используется остаточный и сниженный слух для развития слухового восприятия музыки, неречевых звуков и речи. Восприятие неслышащими и слабослышащими музыки основывается на использовании и развитии сохранной функции слухового анализатора. Для этого используются произведения песенного характера, небольшие и несложные музыкальные пьесы, русские народные песни и др. В содержание работы над песней и музыкальными пьесами входит их прослушивание, небольшая беседа об авторах, определение характера музыкального произведения (быстрая, медленная, грустная, веселая, тихая, громкая и т. д.). Эту работу можно сочетать с рассматриванием и подбором пейзажа, картины, портрета, раскрывающих эмоциональную сторону восприятия музыки, с подбором соответствующих картин к определенным выразительным частям музыкальной пьесы и т. д. Учитель может научить учащихся узнавать на слух характер музыкального произведения, настроение героя пьесы уже в 1-м классе. Об этом пишет в своей статье Т. М. Вилочкина (1990) в журнале "Дефектология" № 2. Автором использовался "Детский альбом" П. И. Чайковского, произведения Л. В. Бет-
ховена в работе с глухими детьми, а также произведения Д. Кабалевского и других современных композиторов. После такой предварительной работы по восприятию музыки можно переходить к воспроизведению несложных ритмов песенного характера на маракасах, бубне, дудочке и других инструментах. Это способствует развитию у детей слухового восприятия, звуко-высотного слуха, способности к эмоциональному восприятию музыки. Так, учащиеся уже в 1-м классе учатся выделять сильную долю в марше, песне, танце, передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах. На музыкально-ритмическом занятии осуществляется взаимодействие с речью, речедвигательным анализатором, т.к. учащиеся не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем исполняют речитативом. Для этого они знакомятся с содержанием песни, прослушивают ее в исполнении учителя в музыкальном сопровождении, отрабатывают произносительную сторону песни, воспроизводят ритмический рисунок, а затем разучивают с учителем и исполняют речитативом под музыку. Это имеет большое значение для формирования правильной ритмико-интонационной структуры устной речи неслышащих и слабослышащих, позволяет проникать в эмоциональное содержание песни, развивать навыки выразительного, коллективного ее исполнения.
Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), движения головы (повороты), движение плеч (поднять, опустить), движения рук (вверх — вниз, вперед — в стороны и т. д.), движения кистей рук, движения ног. Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскок. Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с речью, используя потешки, считалки, четырехсти-шия, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями. Движения могут сопровождаться работой над текстом, ритмом и выразительностью речи, а также над интонацией и мелодикой речи. Ритмические движения в сочетании с речью и музыкой заранее не разучиваются, они усваиваются в процессе упражнений, которыми овладевают учащиеся в результате многократных повторений на музыкально-ритмических занятиях.
Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объединяет три направления работы: развитие движений, формирование произносительной стороны речи и развитие слухового восприятия. Рекомендуем структуру музыкально-ритмического занятия. 1. Организация начала занятия. Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здороваются с учителем. 2. Разминка. Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают сопряженно с учителем или вслед за ним (отраженно). 3. Основная часть занятия. — развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ; — формированием (автоматизация, коррекция) произношения в сочетании с крупной моторикой и РСВ; — развитием слухового восприятия в сочетании с речью и движениями. Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слухового восприятия в сочетании друг с другом.
4. Организация окончания занятия. Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они узнали нового, что их заинтересовало на занятии. Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведенного учителем Ж. А. Фоминой. Тема: — звуки с — ш; — восприятие музыкальных ритмов;
— вальс, современный танец. Задачи: — дифференциация звуков с — ш; — различение различных музыкальных ритмов; — соотнесение движений танца с музыкальными ритмами. План занятия 1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы учащихся к учителю о задачах и плане занятия).
2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музыку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, движения для рук, ног, туловища). 3. Упражнения по фонетической ритмике:
— упражнение для изолированных согласных с и ш; — упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными; с а ш_а с_о ш_о и т. д.; — упражнения в произношении слогов и фраз типа: ша ша ша — мама моет малыша. 4. Работа над четверостишием: На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет. (А. Шибаев) Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся: — Какое это время года? — Кто это? (Корова.) — Что это? (Луг, цветочки, трава.) — Что делает корова? (Ест траву с цветками — кашку.) — Послушайте стихотворение. — Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша. — Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произ 5. Прослушивание музыкальных ритмов: — Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, мед — Какому танцу она соответствует. все музыкальные ритмы знакомы.) 6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями. — Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно 7. Организация окончания занятия: — Какое было занятие? — Что мы делали на занятии? — Какие вопросы вы хотите мне задать? — До свидания. Занятие окончено.
Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объединяет три направления работы: развитие движений, формирование произносительной стороны речи и развитие слуховог-восприятия.
Рекомендуем структуру музыкально-ритмического за нятия. 1. Организация начала занятия. Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здорова ются с учителем. 2. Разминка. Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают сопряженно с учителем или вслед за ним (отраженно). 3. Основная часть занятия. — развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ; — формированием (автоматизация, коррекция) произношения в сочетании с крупной моторикой и РСВ; — развитием слухового восприятия в сочетании с речью и движениями. Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слухового восприятия в сочетании друг с другом. 4. Организация окончания занятия. Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они узнали нового, что их заинтересовало на занятии. Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведенного учителем Ж. А. Фоминой. Тема: — звуки с — ш; — восприятие музыкальных ритмов;
— вальс, современный танец. Задачи: — дифференциация звуков с — ш; — различение различных музыкальных ритмов; — соотнесение движений танца с музыкальными ритмами. План занятия 1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы учащихся к учителю о задачах и плане занятия).
2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музыку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, движения для рук, ног, туловища). 3. Упражнения по фонетической ритмике:
— упражнение для изолированных согласных с и ш; — упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными; с_а ш_а с__ош_оят. д.; — упражнения в произношении слогов и фраз типа: та ша ига — мама моет малыша. 4. Работа над четверостишием: На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет. (А. Шибаев) Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся: — Какое это время года? — Кто это? (Корова.) — Что это? (Луг, цветочки, трава.) — Что делает корова? (Ест траву с цветками — кашку.) — Послушайте стихотворение. — Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша. — Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произносите все звуки, следите за произношением с яш. 5. Прослушивание музыкальных ритмов: — Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, мед — Какому танцу она соответствует. все музыкальные ритмы знакомы.) 6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями. — Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно 7. Организация окончания занятия: — Что мы делали на занятии? — Какие вопросы вы хотите мне задать? — До свидания. Занятие окончено.
5.5. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УРОКЕ Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях I и II вида. Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.97 г. № 48, предусматривается проведение работы по РСВ и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то обучение грамоте, математика или природоведение. Задачей РСВ на общеобразовательном уроке является включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи. В настоящее время все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Поэтому весь общеобразовательный урок проводится с ЗУА. Причем ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ. С этой целью на уроке предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изолированном зрении. Этот прием, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи. Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т. к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. В этом случае учителем проду-мываются заранее определенные виды работы, отдельные приемы для восприятия на слух, за экраном речи.в виде слов, небольших фраз и т. д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25—30 фраз. При отборе материала нужно учитывать и привлекать: — материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся, типа: какой сейчас урок? Кого нет в классе? — фразы, связанные с организацией урока, типа: Иди к доске, Саша. Читай задачу; — проведение дыхательно-голосовой зарядки; — сообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы;
— материал, характерный только для данного типа урока или темы урока; — организация начала и конца урока. Причем формулировки вопросов и заданий, предлагаемые для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счет введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? использовать: Кто отсутствует в классе? Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живешь? задать вопрос: Назови адрес, где ты живешь? Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета. Прием работы с экраном целесообразно использовать на таких типах уроков, как комбинированный или смешанный; урок обобщения и систематизации изученного материала; урок контроля и коррекции умений; урок повторения и закрепления. Эти уроки по сравнению с уроками усвоения новых знаний, формирования новых умений создают большие возможности для развития слухового восприятия. На общеобразовательном уроке можно использовать прием РСВ без ЗУА, т. е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Определи падеж. Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь. Таким образом, на любом общеобразовательном уроке предусматривается работа со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, т. е. без усиленного слухового контроля. Любой урок позволяет организовать такую работу. Предлагаем в качестве примера план общеобразовательного урока развития речи во 2-м классе школы глухих г. Санкт-Петербурга, проведенный учителем К. В. Дроздовской. План занятия Тема. Мой город Санкт-Петербург. Задачи: — учить отвечать на вопросы, согласовывая прилагательные с существительными; расширять словарный запас; — расширить и уточнить знания о родном городе; — воспитывать чувство гордости за свой город; — развивать слуховое внимание и следить за правильным
1. Организация начала урока. Дается установка на внятное произношение и активную работу учащихся класса. — [Как вы будете работать на уроке?] г — Следите за ударением: [Настя, Оля, Ната]. — Говорите слитно [Равиль, Юра]. — Хорошо говори звук ш [Андрей]. — Сегодня дежурные звуки — к, г. Говорите эти звуки хорошо. — [Оля, узнай у Насти, какой сейчас урок.] — [Повтори, Андрей.] 2. Определение темы урока по краткому его описанию учителем. Как называется этот город? Почему ты так думаешь? [Докажи.] 3. Чтение текста учителем. Санкт-Петербург — большой красивый город. Его основал царь Петр Первый в 1703 году. Сначала город назывался Санкт-Петербург, потом Петроград, затем Ленинград. Сейчас он снова называется Санкт-Петербург. В городе много мостов, красивых зданий. Главная река в городе — Нева. Главный проспект города — Невский. Главная площадь в городе — Дворцовая. В Санкт-Петербурге много памятников, садов, музеев. Мы с вами были в Летнем саду, в музее Эрмитаж. 4. Вопросы по тексту (текст выписан на доску). — [Как назывался он] потом? — [Как называется город] сейчас? — Какой наш город? — Кто основал наш город? 5. Работа с картой города. — Покажите на карте главную реку города. — [Покажите на карте] Невский проспект. — [Покажите на карте] Дворцовую площадь. — [Покажите сад], где мы гуляли. — [Покажите Эрмитаж.] (Учащиеся показывают на карте объекты и формулируют ответ: "Главная улица города — Невский проспект" и т. д.) 6. Согласование окончаний прилагательного с существитель Санкт-Петербург болъш... и красив... город. Главн... река — Нева. Невский — главн... проспект города. Главн... площадь города — Дворцовая. Материал в квадратных скобках воспринимается на слух, с экраном. (Учащиеся читают предложения с правильным окончанием, учитель записывает окончания.) Отгадывание кроссворда. — [Назовите] главн... реку [города]. — [Назовите] самый болып... музей [города]. — [Назовите] перв... сад [города].
(Учащиеся в речи согласовывают окончание в прилагательных с существительными.) 7. Работа с иллюстрациями и открытками. — [Что изображено на открытке?] (Невский проспект, Дворцовая площадь, Летний сад, музей Эрмитаж, река Нева.) — [Поставь на карте] флажок там, где расположен Невский проспект (Эрмитаж, Нева, Летний сад, Дворцовая площадь), Юра (Равиль, Ната, Настя, Оля). — Подбери табличку с названием к иллюстрации: река Нева, (Дворцовая площадь, Летний сад, Невский проспект, музей Эрмитаж). (Учащиеся оформляют ответ речью, согласовывая прилагательные с существительными.) 8. Работа с фотографиями и иллюстрациями. — У кого есть фотографии мест, где вы гуляли с папой и мамой? [Покажите и назовите.] — Найдите иллюстрации, где вы гуляли с папой и мамой. [Назовите их.] — Кто еще найдет места в городе, где вы гуляли с папой и мамой? 9. Рассказ о городе на тему: "Почему ты любишь свой город?" (На доске выписаны опорные слова: потому, что... болъш...., красив..., много мостов, красив... зданий, садов.) 10. Рассказ о городе по плану: — Когда основан город? — Кем основан город? — Как сначала назывался город? — [Как] потом [назывался город]? — [Как] сейчас [называется город]? — Почему ты любишь свой город?
-> Назарова «.Методика...» (Учащиеся сначала рассказывают, используя вопросы, а за! тем один-два ученика рассказывают полностью, опираясь на план и опорные выражения.) 11. Организация окончания урока. — Что нового вы узнали на уроке? — Чему вы учились на уроке? — Хорошо и отлично работали на уроке (Оля, Настя, Юра, Ната), допускали ошибки в произношении звуков [Равиль, Катя,...]. — Урок окончен. Идите на перемену.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|