Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие слухового восприятия на музыкально-ритмическом занятии




Одной из форм организации работы по РСВ является музы­кально-ритмическое занятие. Эти занятия введены в работу школ в 1986/87 учебном году, но до сих пор не нашли достаточ­ного отражения в литературе. Существуют отдельные статьи практических работников школ в журнале "Дефектология", од­нако они не имеют серьезного теоретического обоснования. Сле­дует отметить, что большую помощь может получить практи­ческий работник из пособия Т. М. Власовой и А. Н. Пфафен-родт (1989) "Фонетическая ритмика".

Задачей музыкально-ритмических занятий в школах глухих и слабослышащих является развитие слухового восприятия во вза­имосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.

Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию у глухих и слабослышащих детей эмоционально-волевой сферы, совершенствованию двигательной сферы, расширению позна­вательных интересов, автоматизации произносительных навы­ков, развитию слухового восприятия, эстетических вкусов. Вот некоторые аспекты музыкально-ритмического воспитания де­тей с нарушенным слухом, которые имеют существенные откло­нения от нормы и требуют коррекции в учебной, воспитатель­ной работе и образовании в целом.

Содержанием обучения является развитие двигательных навы­ков под музыкальное сопровождение, восприятие несложных му­зыкальных произведений, воспроизведение простейших музы­кальных ритмов на элементарных музыкальных инструментах (бубен, маракасы, барабан, дудка и т. д.), работа над произноси­тельной стороной речи с использованием фонетической ритмики и без нее, овладение элементами речитативного пения и т. д.

Программа музыкально-ритмических занятий тесно связана с развитием слухового восприятия и формированием произношения.

Первое направление — связь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения


 




звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слит­ностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохра­нять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение, т. е. сделать речь ребенка эмоциональной и выразительной.

В упражнениях осуществляется работа над целым словом, его элементами, т. е- слогами и отдельными звуками. Материалом служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, короткие тексты в виде пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешек, небольших стихотворений, песен и др.

Речевой материал проговаривается в сочетании с движения­ми, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с об­щей моторикой тела. Это составляет часть занятия, другая часть отводится произносительной стороне речи без макродвижений, ограничиваясь мелкой речевой моторикой.

Таким образом, в процессе перехода от макродвижений к микродвижениям у детей формируется естественная речь с ин­тонационной и ритмической выразительностью. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия.

Вторым направлением музыкально-ритмических занятий яв­ляется развитие слухового восприятия. Это значит, что в процессе занятий используется остаточный и сниженный слух для разви­тия слухового восприятия музыки, неречевых звуков и речи. Вос­приятие неслышащими и слабослышащими музыки основыва­ется на использовании и развитии сохранной функции слухово­го анализатора. Для этого используются произведения песенного характера, небольшие и несложные музыкальные пьесы, русские народные песни и др. В содержание работы над песней и музы­кальными пьесами входит их прослушивание, небольшая бесе­да об авторах, определение характера музыкального произве­дения (быстрая, медленная, грустная, веселая, тихая, громкая и т. д.). Эту работу можно сочетать с рассматриванием и подбо­ром пейзажа, картины, портрета, раскрывающих эмоциональ­ную сторону восприятия музыки, с подбором соответствующих картин к определенным выразительным частям музыкальной пьесы и т. д. Учитель может научить учащихся узнавать на слух характер музыкального произведения, настроение героя пьесы уже в 1-м классе. Об этом пишет в своей статье Т. М. Вилочкина (1990) в журнале "Дефектология" № 2. Автором использовался "Детский альбом" П. И. Чайковского, произведения Л. В. Бет-


ховена в работе с глухими детьми, а также произведения Д. Ка­балевского и других современных композиторов.

После такой предварительной работы по восприятию музы­ки можно переходить к воспроизведению несложных ритмов пе­сенного характера на маракасах, бубне, дудочке и других инст­рументах. Это способствует развитию у детей слухового воспри­ятия, звуко-высотного слуха, способности к эмоциональному восприятию музыки.

Так, учащиеся уже в 1-м классе учатся выделять сильную долю в марше, песне, танце, передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

На музыкально-ритмическом занятии осуществляется взаи­модействие с речью, речедвигательным анализатором, т.к. уча­щиеся не только слушают музыку, но и разучивают песенки, которые затем исполняют речитативом. Для этого они знако­мятся с содержанием песни, прослушивают ее в исполнении учителя в музыкальном сопровождении, отрабатывают произ­носительную сторону песни, воспроизводят ритмический рису­нок, а затем разучивают с учителем и исполняют речитативом под музыку. Это имеет большое значение для формирования правильной ритмико-интонационной структуры устной речи неслышащих и слабослышащих, позволяет проникать в эмоци­ональное содержание песни, развивать навыки выразительно­го, коллективного ее исполнения.

Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), движения головы (повороты), движение плеч (поднять, опустить), движения рук (вверх — вниз, вперед — в сто­роны и т. д.), движения кистей рук, движения ног. Используются элементы движения: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскок. Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а так­же без речи и с речью, используя потешки, считалки, четырехсти-шия, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.

Движения могут сопровождаться работой над текстом, рит­мом и выразительностью речи, а также над интонацией и ме­лодикой речи.

Ритмические движения в сочетании с речью и музыкой зара­нее не разучиваются, они усваиваются в процессе упражнений, которыми овладевают учащиеся в результате многократных повторений на музыкально-ритмических занятиях.


 




Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объеди­няет три направления работы: развитие движений, формиро­вание произносительной стороны речи и развитие слухового восприятия.

Рекомендуем структуру музыкально-ритмического за­нятия.

1. Организация начала занятия.

Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здорова­ются с учителем.

2. Разминка.

Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают со­пряженно с учителем или вслед за ним (отраженно).

3. Основная часть занятия.
Проводится работа над:

— развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ;

— формированием (автоматизация, коррекция) произноше­ния в сочетании с крупной моторикой и РСВ;

— развитием слухового восприятия в сочетании с речью и дви­жениями.

Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слу­хового восприятия в сочетании друг с другом.

4. Организация окончания занятия.

Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они уз­нали нового, что их заинтересовало на занятии.

Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведен­ного учителем Ж. А. Фоминой.

Тема:

— звуки сш;

— восприятие музыкальных ритмов;

 

— вальс, современный танец. Задачи:

— дифференциация звуков сш;

— различение различных музыкальных ритмов;

— соотнесение движений танца с музыкальными ритмами.
Оборудование: таблички с записью слогов, слов, фраз, стихот­
ворения, магнитофонная запись музыкальных ритмов.

План занятия 1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы уча­щихся к учителю о задачах и плане занятия).


 

2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музы­ку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, дви­жения для рук, ног, туловища).

3. Упражнения по фонетической ритмике:

 

— упражнение для изолированных согласных с и ш;

— упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными;

с а ш_а

с_о ш_о и т. д.;

— упражнения в произношении слогов и фраз типа:
са сасав лесу бегает лиса

ша ша шамама моет малыша.

4. Работа над четверостишием:

На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет.

(А. Шибаев) Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся:

— Какое это время года?

— Кто это? (Корова.)

— Что это? (Луг, цветочки, трава.)

— Что делает корова? (Ест траву с цветками — кашку.)

— Послушайте стихотворение.

— Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша.

— Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произ­
носите все звуки, следите за произношением с иш.

5. Прослушивание музыкальных ритмов:

— Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, мед­
ленная, громкая, тихая, плавная, грустная, веселая;

— Какому танцу она соответствует.
(Прослушивают вальс и определяют характер музыки;
прослушивают современный музыкальный ритм и определя­
ют характер музыки;

все музыкальные ритмы знакомы.)

6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями.

— Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно
включает вальс, современные ритмы, учащиеся танцуют.)

7. Организация окончания занятия:

— Какое было занятие?

— Что мы делали на занятии?

— Какие вопросы вы хотите мне задать?

— До свидания. Занятие окончено.


 




Таким образом, музыкально-ритмическое занятие объеди­няет три направления работы: развитие движений, формиро­вание произносительной стороны речи и развитие слуховог-восприятия.

Рекомендуем структуру музыкально-ритмического за нятия.

1. Организация начала занятия.

Дети под музыку входят в зал и становятся в круг, здорова ются с учителем.

2. Разминка.

Под музыку выполняют упражнения для корпуса тела, шеи, рук, ног, бегут по кругу, прыгают. Все упражнения делают со­пряженно с учителем или вслед за ним (отраженно).

3. Основная часть занятия.
Проводится работа над:

— развитием моторики тела в сочетании с мелкой моторикой (речью) и РСВ;

— формированием (автоматизация, коррекция) произноше­ния в сочетании с крупной моторикой и РСВ;

— развитием слухового восприятия в сочетании с речью и дви­жениями.

Совсем не обязательно, чтобы упражнения проводились в этом порядке. Важно, чтобы на занятии осуществлялась работа над развитием движений, по формированию речи и развитию слу­хового восприятия в сочетании друг с другом.

4. Организация окончания занятия.

Учитель оценивает работу учащихся, выясняет, что они уз­нали нового, что их заинтересовало на занятии.

Приведем примерный план музыкально-речевого занятия во 2-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга, проведен­ного учителем Ж. А. Фоминой.

Тема:

— звуки сш;

— восприятие музыкальных ритмов;

 

— вальс, современный танец. Задачи:

— дифференциация звуков с — ш;

— различение различных музыкальных ритмов;

— соотнесение движений танца с музыкальными ритмами.
Оборудование: таблички с записью слогов, слов, фраз, стихот­
ворения, магнитофонная запись музыкальных ритмов.

План занятия 1. Организация начала занятия (приветствие, вопросы уча­щихся к учителю о задачах и плане занятия).


 

2. Музыкально-ритмическая разминка (учащиеся под музы­ку выполняют упражнения в ходьбе по кругу, повороты, дви­жения для рук, ног, туловища).

3. Упражнения по фонетической ритмике:

 

— упражнение для изолированных согласных с и ш;

— упражнения в произношении согласных в сочетании с гласными;

с_а ш_а с__ош_оят. д.;

— упражнения в произношении слогов и фраз типа:
са сасав лесу бегает лиса

та ша игамама моет малыша.

4. Работа над четверостишием:

На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет.

(А. Шибаев) Учитель предлагает рассмотреть картинку и задает вопросы учащимся:

— Какое это время года?

— Кто это? (Корова.)

— Что это? (Луг, цветочки, трава.)

— Что делает корова? (Ест траву с цветкамикашку.)

— Послушайте стихотворение.

— Прочитайте стихотворение, Аня, Алеша.

— Прочитайте стихотворение все вместе, правильно произ­носите все звуки, следите за произношением с яш.

5. Прослушивание музыкальных ритмов:

— Послушайте музыку и скажите, какая она: быстрая, мед­
ленная, громкая, тихая, плавная, грустная, веселая;

— Какому танцу она соответствует.
(Прослушивают вальс и определяют характер музыки;
прослушивают современный музыкальный ритм и определя­
ют характер музыки;

все музыкальные ритмы знакомы.)

6. Соотношение музыкальных ритмов с движениями.

— Слушайте музыку и танцуйте под музыку. (Поочередно
включает вальс, современные ритмы, учащиеся танцуют.)

7. Организация окончания занятия:
-— Какое было занятие?

— Что мы делали на занятии?

— Какие вопросы вы хотите мне задать?

— До свидания. Занятие окончено.


 




5.5. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УРОКЕ

Общеобразовательный урок является основной формой орга­низации учебной деятельности в образовательных учреждени­ях I и II вида. Согласно Письму Министерства общего и профес­сионального образования РФ от 4.09.97 г. № 48, предусматри­вается проведение работы по РСВ и произношению в ходе всего образовательного процесса. Поэтому РСВ осуществляется на любом общеобразовательном уроке, будь то обучение грамоте, математика или природоведение.

Задачей РСВ на общеобразовательном уроке является вклю­чение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс школы, повышение коммуникативной функции речи в комп­лексном слухо-зрительном восприятии и продуцировании речи.

В настоящее время все классы школ глухих и слабослыша­щих оснащены ЗУА. Поэтому весь общеобразовательный урок проводится с ЗУА. Причем ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ. С этой целью на уроке предусматривается работа с использованием ЗУА и экра­на, когда учебный материал воспринимается учащимися с опо­рой на слух, при изолированном зрении. Этот прием, использо­вания экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.

Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т. к. это затрудняет вос­приятие речи, затормаживает усвоение материала урока, услож­няет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. По­этому весь урок ведется слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. В этом случае учителем проду-мываются заранее определенные виды работы, отдельные при­емы для восприятия на слух, за экраном речи.в виде слов, не­больших фраз и т. д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25—30 фраз. При отборе материала нужно учитывать и привлекать:

— материал, повторяющийся из урока в урок, который зна­ком учащимся, типа: какой сейчас урок? Кого нет в классе?

— фразы, связанные с организацией урока, типа: Иди к дос­ке, Саша. Читай задачу;

— проведение дыхательно-голосовой зарядки;

— сообщение целевых установок типа: на уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы;


 

— материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;

— организация начала и конца урока.

Причем формулировки вопросов и заданий, предлагаемые для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счет вве­дения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в клас­се? использовать: Кто отсутствует в классе? Можно услож­нить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живешь? задать вопрос: Назови адрес, где ты живешь?

Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета.

Прием работы с экраном целесообразно использовать на та­ких типах уроков, как комбинированный или смешанный; урок обобщения и систематизации изученного материала; урок контроля и коррекции умений; урок повторения и зак­репления.

Эти уроки по сравнению с уроками усвоения новых знаний, формирования новых умений создают большие возможности для развития слухового восприятия.

На общеобразовательном уроке можно использовать прием РСВ без ЗУА, т. е. без усиленного слухового контроля. Это мо­жет выглядеть как повторение на ухо имени ученика, задания (пиши аккуратно!), указания на ошибку (Определи падеж. Исправь окончание) и др. Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо за­мечания, исправления, оказывает помощь.

Таким образом, на любом общеобразовательном уроке предус­матривается работа со звукоусиливающей аппаратурой и без нее, т. е. без усиленного слухового контроля. Любой урок по­зволяет организовать такую работу.

Предлагаем в качестве примера план общеобразовательного урока развития речи во 2-м классе школы глухих г. Санкт-Пе­тербурга, проведенный учителем К. В. Дроздовской.

План занятия

Тема. Мой город Санкт-Петербург.

Задачи:

— учить отвечать на вопросы, согласовывая прилагательные с существительными; расширять словарный запас;

— расширить и уточнить знания о родном городе;

— воспитывать чувство гордости за свой город;

— развивать слуховое внимание и следить за правильным
произношением.


 




1. Организация начала урока.

Дается установка на внятное произношение и активную ра­боту учащихся класса.

— [Как вы будете работать на уроке?] г

— Следите за ударением: [Настя, Оля, Ната].

— Говорите слитно [Равиль, Юра].

— Хорошо говори звук ш [Андрей].

— Сегодня дежурные звуки — к, г. Говорите эти звуки хорошо.

— [Оля, узнай у Насти, какой сейчас урок.]

— [Повтори, Андрей.]

2. Определение темы урока по краткому его описанию учителем.
Это большой и красивый город. Его построил Петр Первый.

Как называется этот город? Почему ты так думаешь? [Докажи.]

3. Чтение текста учителем.

Санкт-Петербург — большой красивый город. Его основал царь Петр Первый в 1703 году. Сначала город назывался Санкт-Петербург, потом Петроград, затем Ленинград. Сейчас он снова называется Санкт-Петербург. В городе много мостов, красивых зданий. Главная река в городе — Нева. Главный про­спект города — Невский. Главная площадь в городе — Двор­цовая. В Санкт-Петербурге много памятников, садов, музеев. Мы с вами были в Летнем саду, в музее Эрмитаж.

4. Вопросы по тексту (текст выписан на доску).
г— Как сначала назывался наш город?

— [Как назывался он] потом?

— [Как называется город] сейчас?

— Какой наш город?

— Кто основал наш город?

5. Работа с картой города.

— Покажите на карте главную реку города.

— [Покажите на карте] Невский проспект.

— [Покажите на карте] Дворцовую площадь.

— [Покажите сад], где мы гуляли.

— [Покажите Эрмитаж.]

(Учащиеся показывают на карте объекты и формулируют от­вет: "Главная улица города — Невский проспект" и т. д.)

6. Согласование окончаний прилагательного с существитель­
ным в речи (предложения выписаны на доску.)

Санкт-Петербург болъш... и красив... город. Главн... рекаНева. Невскийглавн... проспект города. Главн... площадь городаДворцовая.

Материал в квадратных скобках воспринимается на слух, с экраном.


(Учащиеся читают предложения с правильным окончанием, учитель записывает окончания.) Отгадывание кроссворда.

— [Назовите] главн... реку [города].

— [Назовите] самый болып... музей [города].

— [Назовите] перв... сад [города].

 

     
И    
     
12| I    
     

(Учащиеся в речи согласовывают окончание в прилагатель­ных с существительными.)

7. Работа с иллюстрациями и открытками.

— [Что изображено на открытке?] (Невский проспект, Двор­цовая площадь, Летний сад, музей Эрмитаж, река Нева.)

— [Поставь на карте] флажок там, где расположен Невский проспект (Эрмитаж, Нева, Летний сад, Дворцовая площадь), Юра (Равиль, Ната, Настя, Оля).

— Подбери табличку с названием к иллюстрации: река Нева, (Дворцовая площадь, Летний сад, Невский проспект, музей Эрмитаж).

(Учащиеся оформляют ответ речью, согласовывая прилага­тельные с существительными.)

8. Работа с фотографиями и иллюстрациями.

— У кого есть фотографии мест, где вы гуляли с папой и ма­мой? [Покажите и назовите.]

— Найдите иллюстрации, где вы гуляли с папой и мамой. [Назовите их.]

— Кто еще найдет места в городе, где вы гуляли с папой и мамой?

9. Рассказ о городе на тему:

"Почему ты любишь свой город?" (На доске выписаны опор­ные слова: потому, что... болъш...., красив..., много мостов, кра­сив... зданий, садов.)

10. Рассказ о городе по плану:

— Когда основан город?

— Кем основан город?

— Как сначала назывался город?

— [Как] потом [назывался город]?

— [Как] сейчас [называется город]?

— Почему ты любишь свой город?


 



-> Назарова «.Методика...»



(Учащиеся сначала рассказывают, используя вопросы, а за! тем один-два ученика рассказывают полностью, опираясь на план и опорные выражения.)

11. Организация окончания урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы учились на уроке?

— Хорошо и отлично работали на уроке (Оля, Настя, Юра, Ната), допускали ошибки в произношении звуков [Равиль, Катя,...].

— Урок окончен. Идите на перемену.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...