Схема анализа работы по РСВ
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Связь темы, цели и задач урока (занятия) с проблемами РСВ. 2. Отражение специфики РСВ в структуре урока (занятия). 3. Реализация принципов РСВ в ходе урока (занятия). 4. Применение ЗУА, место и роль ее в РСВ на уроке (занятии). 5. Коррекция произношения учащихся на уроке (занятии), приемы коррекции. 6. Организация учащихся на уроке (занятии), приемы организации, их связь с РСВ. 7. Методы, используемые на уроке (занятии), их сочетание с РСВ. 8. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке, средства общения, связанные с РСВ. 9. ТСО на уроке и их взаимодействие с РСВ.
10. Изложение материала учителем, способы восприятия материала учащимися. 11. Поведение учащихся на уроке (занятии): дисциплина, внимание, интерес, самостоятельность в работе с ЗУА и выборы средств восприятия.
12. Использование развивающих упражнений, связанных с РСВ. 13. Учитель на уроке (занятии), такт, организация индивидуальной и фронтальной работы, речь учителя, ее соответствие условиям эффективной работы. 14. Характеристика урока (занятия) в целом. Место и значимость этой формы организации учебной деятельности в системе работы по РСВ, эффективность используемых методов, приемов и средств. Вопросы и задания 1. Назовите формы организации учебной и внеучебной деятельности по РСВ в школах для глухих и слабое дышащих детей. 2. Дайте характеристику индивидуального занятия по РСВ и формированию произношения. 3. В чем особенности музыкально-ритмического занятия? 4. Чем похожи общеобразовательный урок и внеклассное занятие? 5. Расскажите о групповом занятии и его особенностях. 6. Составьте план внеклассного занятия по РСВ на тему: "Заочная экскурсия по городу".
Литература 1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.— М., 1990. 2. Кузъмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухими учащимися.— М., 1991. 3. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих.— М., 1981. 4. Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся.— М., 1961. 5. Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов: Учебное пособие для учителя.—М., 1997. Глава 6 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Термин "технология" заимствован из производства. Все современные производства в своей основе опираются на технологию. В производстве под технологией понимается система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, направленных на достижение целей, т. е. на получение гарантированного продукта. В педагогике технология (педагогическая технология) — это конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Выделяются специфические черты педагогической технологии: — ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей; — оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; — воспроизводимость обучающих процедур. Преподавание каждого предмета имеет свою специфику, которая находит отражение в предметных технологиях. Педагогическая и предметная технологии тесно связаны. Частные дидактики недавно назывались методиками. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Пока не создана технология, существует индивидуальное мастерство учителя того или иного учебного предмета. Но как только индивидуальное мастерство приобретает широкое распространение, становится достоянием многих учителей, приобретает характер "коллективного мастерства", методика уступает место концентрированному выражению — технологии. Однако, по нашему мнению, индивидуальное мастерство может по-прежнему сохраняться и реализовываться в пределах какой-либо технологии, так как каждый учитель обладает собственной неповторимой педагогической системой.
Таким образом, технология по РСВ представляет собой условно аналог производственного процесса, т.к. является коллективным мастерством, который планируется, моделируется, управляется и реализуется в учебном процессе в сочетании с индивидуальным мастерством — методикой преподавания предмета. Технология по РСВ пользуется общепедагогическими принципами, методами, формами организации учебной деятельности и применяет, реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения. Сочетание педагогической и предметной технологии дает продуктивный результат обучения детей РСВ в учебном и воспитательном процессах. Воспитательный процесс тоже выделен условно, т. к. не существует ни одного учебного предмета, который бы не осуществлял в обучении воспитания. Как известно, воспитательный процесс, являясь фундаментальной теорией педагогики, в то же время можно рассматривать как самостоятельный процесс. 6.1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НЕРЕЧЕВЫМИ ЗВУЧАНИЯМИ Программа по развитию слухового восприятия посредством неречевых звуков построена так, что работа начинается со звуков, резко противопоставленных по своему звучанию, доступных слуху учащихся (барабан — дудка). От этих звуков постепенно переходят к различению менее противопоставленных и более высоких звуков (гармоника — металлофон) и др. Работу по РСВ неречевыми звуками следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятия звуков. Под недифференцированным восприятием неречевых звуков понимается восприятие данного звука без точного определения его источника звучания, т. е. ученик должен услышать звук, но не определять, чем он вызван (звонок будильника, бой барабана и т. д.). На первых занятиях по недифференцированному восприятию используются такие неречевые звуки, которые соответствуют частотному и динамическому диапазону слуха учащихся. Для этого следует подбирать звуки по интенсивности и частотной характеристике достаточной мощности, чтобы слабослышащие дети могли их воспринять на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
Задача ученика — поднять руку в том случае, если он действительно услышит предъявленный звук.
Перед началом работы учитель должен показать ученикам источник звука (например, барабан), дать послушать его звучание, затем, опираясь на слух и зрение учеников, показать, что при восприятии звука (после удара в барабан) нужно поднять руку. Если звука нет, то руку поднимать не нужно. За правильное различение учитель поощряет детей — выдает фишку, картинку и т. д. Так вырабатывается условный рефлекс на звук. После того как каждый ученик будет правильно соотносить поднятие руки с издаваемым звуком, можно перейти к восприятию звука только на слух. Учитель предлагает закрыть глаза, опустить голову на руки, на парту и ударяет два-три раза в барабан. Услышав звук, учащиеся должны поднять руку. С целью проверки учитель иногда не ударяет в барабан, предлагает открыть глаза и выясняет у учеников, слышали ли они звук. Возможно, что часть учащихся примут желание услышать звук за действительный звук. Учитель обязательно сообщает, были ли изданы звуки. Работа продолжается до тех пор, пока большинство учащихся не овладеют этим умением — воспринимать на слух звуки. Если учащиеся не воспринимают звуки или часто ошибаются, значит, нужно использовать более мощные и интенсивные звуки. Для закрепления материала можно применять следующие упражнения: Игра "Издай такой же звук!". Учащимся раздают любые звучащие игрушки. Учитель издает звук инструментом, учащиеся издают звуки на своих инструментах. Если звука не слышат, то не воспроизводят звуки на своих инструментах. Игра "Найди картинку!". Учащиеся получают картинки с изображением инструмента (бубен, барабан) и таблички: |есть звук | | нет звука| По сигналу учителя, если звук был издан на инструменте учителем и учащиеся его услышали, они поднимают картинку с изображением инструмента и табличку
есть звук Под дифференцированным восприятием подразумевается восприятие звука с точным определением источника звука, т. е. ученик на слух должен определить, какой звук он слышит — звук барабана или бубна и т. д. В этом случае целесообразно использовать ЗУА. Для первых занятий подбираются источники звука, резко различающиеся между собой по звучанию, например барабан и ДУДка. В задачу учащегося входит учиться отличать один звук от другого и соотносить их с объектом, издающим этот звук, оформить ответ речью по образцу, данному учителем: Я слышу звук дудки (барабана). Задачей учителя является выработка у учащихся умения различать звуки по источнику звучания, формировать у детей "слуховой банк" неречевых звуков. Выработка дифференцированного восприятия зависит от ряда условий: — от силы звучания (громкий — тихий звук, школьный звонок — звонок будильника); — от спектра звучания. Низкие звуки различаются легче, чем высокие. Например, лай собаки отличается от мяуканья кошки; — от длительности звучания. Кратковременные звуки не дают возможности сосредоточиться и уяснить характер звучания. Длительные звуки позволяют запомнить этот звук и в дальнейшем отличить от другого звука. Дети младших классов охотно и с интересом играют. Это нужно использовать на занятиях по РСВ. В качестве источника звука сначала можно использовать лай собаки, мычание коровы, крик петуха, а позднее — звуки окружающей среды (шум грозы, удар грома, скрип тормозов машины, звонок трамвая, звонок в дверь), музыкальные звуки, несложные музыкальные произведения, доступные слуху учащихся. Дети очень хотят слышать, поэтому с большим интересом занимаются с учителем различением неречевых звуков. Вначале учитель выясняет у учащихся, знают ли они эти игрушки (барабан, дудка), для чего задает детям вопрос: Что это? Табличку с этим вопросом учитель прикрепляет к доске. Учащиеся внимательно рассматривают игрушки, воспроизводят звук на инструменте. Если знают названия игрушек, то называют их. В том случае, если учащиеся затрудняются, учитель называет сам и прикрепляет к доске таблички с написанным названием: | Это барабан. | [Это дудка. | Затем учитель предлагает учащимся прослушать звучание игрушки и ответить на вопрос: Что ты слышал(а)? Вопрос заранее записан на табличке. Учитель табличку прикрепляет к Доске (наборному полотну). Учащиеся отвечают, обращаясь к образцу ответа: Я слышал(а) звучание дудки (барабана). Упражнение повторяется несколько раз, чтобы учащиеся соотнесли звучание игрушки с его источником. После такой предварительной работы учитель проводит это упражнение,
изолировав зрение: предлагает закрыть глаза, прослушать звук и определить, что звучало. Учащиеся отвечают по очереди, оформляя ответ речью. При ответах зрение других учащихся изолируется индивидуальными экранами, чтобы рядом сидящие ученики не прочитали ответ с губ. Учитель оценивает ответы учащихся (правильно, ошибка). При ответах обязательно нужно использовать обратные микрофоны для выработки слухового самоконтроля, а также для выработки умения воспринимать речь учащихся класса. Если учащиеся услышали ответ соседа, опираясь на слух, что будет своеобразной подсказкой, тем лучше. Такую подсказку на данном занятии следует приветствовать, т. к. она активизирует слух учащихся. Постепенно к ранее названным неречевым звукам добавляются новые звуки. На одном занятии не рекомендуется использовать более трех-четырех звуков, из них только два могут быть ранее не воспринимаемыми на слух. Большое число звуков будет мешать детям ориентироваться в них. Затем переходят к различению более близких по звучанию звуков (бубен — барабан, дудка — свисток, металлофон — гармоника и т. д.). Этот раздел работы можно проиллюстрировать фрагментом занятия в школе слабослышащих. Учитель. Сегодня мы будем учиться различать, как звучат разные инструменты (барабан, дудка, гармоника). (Учитель прикрепляет к доске картинки с изображением инструментов.) Учитель. Кто знает, что это? У ч а щ и е с я. Я знаю. Это барабан. (Под картинку прикр епляется табли чка.) | Это барабан. | Учитель. Послушайте, как звучит барабан. Учащиеся. Барабан звучит громко. (Аналогичная работа проводится с остальными музыкальными инструментами.) Учитель. Теперь без моей помощи определите, какой инструмент вы слышали. В школе глухих на первых занятиях используются только два инструмента. Образец ответа учащихся записывается на доске. Проводится большое число упражнений по различению звучаний инструментов на слухо-зрительной и слуховой основе. На этих занятиях можно использовать игры, способствующие закреплению материала. Предлагаем использовать игры, не- сколько модифицированные для глухих и слабослышащих деу тей, из пособия В. И. Селиверстова (1979, 1981). 1. Игра "Слушай и выполняй". Дети встают в круг, у каждого разные звучащие игрушки. Ведущему завязывают глаза. По знаку учителя один из учащихся издает звук игрушкой. Ведущий определяет на слух, какой звук он слышал. Эту игру можно проводить на обобщающем уроке, по результатам овладения материалом раздела. 2. Игра "Часовой". В середине помещения очерчивается круг. Ведущий стоит в центре с завязанными глазами. Дети с разными музыкальными игрушками бегут с одного конца помещения в другой. Ведущий ловит одного из них и по звуку инструмента определяет вид игрушки. 3. Игра "Лошадка и автомобиль". Выбирают двух детей. Одному прикрепляют картинку с изображением лошадки и дают колокольчик, другому прикрепляют картинку с изображением автомобиля и дают гудок. Дети становятся в шеренгу. За их спинами — ведущие. По знаку учителя один из ведущих звенит колокольчиком или издает звук гудком, а учащиеся должны на слух определить объект, издававший звук. Те, кто определит источник звука без ошибок, направляются к автомобилю, с ошибкой — к лошадке. Затем поочередно каждая группа двигается по заранее начерченной мелом на полу схеме движения. Важно не столкнуться одной группе с другой и заранее оповестить звуком, чтобы освободили проход для другой группы. 4. Игра "Угадай, кто это". Дети стоят по кругу, у каждого по звучащей игрушке. Водящий стоит в центре, ему завязывают глаза, затем он идет в любом направлении, пока не натолкнется на кого-нибудь. Тот, на кого натолкнулся ведущий, должен подать звук игрушкой. Ведущий должен определить, какой звук он слышит. 5. Игра "Дождь и солнце". Дети делятся на две группы: капли дождя и птички. Учитель поясняет, что под звук тамбурина выбегают и резвятся капли дождя, под звук бубна — птички. Учитель издает звук одним из инструментов, а дети соответствующей группы выбегают на середину комнаты и резвятся. В дальнейшем учащимся предлагается определить число сигналов, издаваемых на инструменте. Учитель одновременно с ударом в барабан (бубен и т. д.) отсчитывает на пальцах число
ударов. Учащиеся это делают сначала сопряженно с учителем, а потом самостоятельно. После нескольких подобных упражнений на различных инструментах учащиеся отсчитывают количество сигналов на слух, без опоры на зрительный анализатор. Для закрепления можно рекомендовать следующее упражнение: учитель издает на инструменте определенное количество сигналов, учащиеся отсчитывают на пальцах, отхлопывают в ладоши, воспроизводят на инструментах, зарисовывают кружками, палочками, составляют из геометрических фигур строчку, показывают соответствующую цифру. Можно провести следующие игры. 6. Игра "Кто внимательный?". Перед учащимися стоит большая грузовая машина (игрушка), рядом лежат кубики, мячи, другие игрушки. Учитель вызывает ученика и поясняет, что он должен положить столько кубиков (игрушек) в кузов машины, сколько услышит звучаний барабана. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. 7. Игра "Считай хлопки!". Дети сидят по кругу. Учитель поясняет, что дети должны хлопнуть в ладоши после трех (двух, четырех, пяти) хлопков учителя. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Определение направления источника звука. Эта работа осуществляется без применения ЗУА, т. к. она доносит до обоих ушей звуки одновременно, несмотря на то, что объект, издающий звук, находится ближе к одному уху. Работу целесообразно начинать со звуков, имеющих для детей реальное практическое значение, например звонок в дверь, школьный звонок, гудок автомобиля, звонок трамвая и т. д. Поэтому хорошо использовать магнитофонные записи с записью уличных шумов, звуков явлений природы и т. п. Программой предусматривается выработка умения определять местонахождение источника звука с четырех сторон (спереди, сзади, справа, слева), а в школе слабослышащих — более тонкие различения, наряду с названными (сзади-слева, спереди-справа, спереди-слева, сзади-справа). Занятия проводятся сначала с опорой на слухо-зрительное восприятие, с предупреждением о том, где находится источник звука, а затем только на слух. В задачу учащегося входит определение местонахождения источника звука с соответствующим направлением, с определением источника звучания и оформления ответа речью. Учащиеся под руководством учителя вспоминают названия звучащих игрушек и прослушивают их звучание. Учитель сообщает детям, что сегодня они будут учиться отгадывать, с какой стороны идет звук, определять его источник и направление. Дети выстраиваются в шеренгу, учитель предлагает поднять правую, левую руку, повернуться направо, налево, определить, что находится спереди, сзади (доска, окно, шкаф, дверь и т. д.). Затем учащиеся отходят к окну, а учитель включает магнитофон, и воспроизводится удар грома. Пояснения учителя сопровождаются показом рукой источника, откуда гремит гром (спереди). Предлагается запись на доске: "Где гремит гром?" — "Гром гремит спереди" '. Определяя направление источника звука, учащиеся отвечают на вопрос, оформляя ответ речью по данному образцу. После такого пояснения учащимся предлагается определить направление источника звука без помощи учителя, опираясь только на свой слух. Эти занятия можно проводить сначала в помещении, потом на улице. При проведении занятий в помещениях нужно помнить, что источник звука должен находиться от уха на расстоянии не менее чем 3—4 м, т. е. эти упражнения требуют большого помещения, зала. Целесообразно по углам комнаты поставить динамики с усилителями, магнитофоны или другие предметы, издающие звук. Учащиеся становятся в центр помещения, чтобы между ними и динамиками соблюдалось значительное расстояние. Последовательно через каждый динамик репродуцируется звук, учащиеся определяют, с какой стороны он слышится. Для закрепления материала можно использовать следующие игры. 8. Игра "Где звенит?". Учитель дает одному ребенку звучащую игрушку, предлагает всем закрыть глаза и не смотреть, куда прячется ученик со звучащей игрушкой. По знаку учителя ученик издает звук игрушкой, а учащиеся определяют направление источника звука и отыскивают ученика. 9. Игра "Где стучат?". Все дети сидят по кругу. Водящий стоит в центре с завязанными глазами. По знаку учителя один из учеников издает звук игрушкой, водящий определяет направление и источник звучания. 10. Игра "Жмурки с колокольчиками". Дети сидят на скамейке в одну линию. Ведущему завязывают глаза. По знаку учителя один из учеников со звучащей игрушкой старается убежать, пройти мимо ведущего. Ведущий старается поймать ученика, ориентируясь на звук игрушки. Примером может служить фрагмент занятия в 1-м классе школы глухих, проведенного учителем школы Т. В. Антоновой. Учитель. Сегодня мы будем учиться определять звуки транспорта и их направление. Посмотрите на картинки. Что это? Учащиеся. Это автобус. Это трамвай. Учитель. Послушайте звук идущего автобуса и его сигнал. Что ты слышал? У ч е н и к. Я слышал звук автобуса. Учитель. Какой звук он издает? Ученик. Автобус гудит би-би-би. Учитель. Послушайте, автобус гудит справа. Где гудит автобус? Ученик. Автобус гудит справа. Учитель. Кто ездит на автобусе домой? У ч е н и к. Я езжу на автобусе. (Аналогичная работа проводится с другим источником звука и определением его направления — трамваем.) Учитель. А теперь будем играть. Выберите картинки, кто хочет ехать домой на трамвае, а кто на автобусе. Слушайте, какой звук прозвучал и с какой стороны, туда и бегите. Учитель включает магнитофонную запись гудка автобуса за спинами учащихся справа. Ученики, кто имеет картинки с изображением автобуса, бегут вправо. Учитель. Где гудел автобус? Учащиеся. Автобус гудел справа. (Аналогичная работа проводится со звонком трамвая.) Учитель. Как нужно вести себя на улице? Учащиеся: — нужно слушать звуки трамваев, автобусов; — нужно слушать, где звучат звуки автобуса (трамвая). Особенность работы со слабослышащими детьми по этой теме заключается в том, что работа по различению может сразу начинаться со слухового восприятия, а слухо-зрительное используется в том случае, если дети еще не научились использовать свои слуховые возможности. Одним из разделов программы по РСВ является определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости звучания. Задача этого раздела — выработать у учащихся умения различать краткие и длительные звуки, сильные и слабые, слитные и прерывистые. Эти различения вызывают большие трудности, чем предыдущий материал, т. к. это более тонкие различения неречевых звуков. Работа по этому разделу проводится с опорой на слухо-зрительное и слуховое восприятие. Учитель предлагает детям прослушать два звука — долгий и краткий и определить, одинаковые ли эти звуки. Учащиеся отвечают, что это разные звуки: один продолжительный (дети разводят руки в стороны), другой короткий (сводят руки между собой). Затем учитель вывешивает на наборное полотно табличку: "Чем отличаются звуки?" Демонстрирует (на дудке, гармонике и т. д.) продолжительный звук и прикрепляет табличку долго Демонстрирует краткий 'звук и прикрепляет табличку кратко Учитель проводит несколько упражнений с учащимися по определению длительности и краткости звучания. В соответствии с этим определениями предлагается графическое обозначение в виде отрезков. Упражнение сопровождается речью: "Я слышу долгий (краткий) звук дудки" или: "Дудка звучит долго". После ряда упражнений, когда учащиеся начнут отличать один звук от другого, можно перейти к различению материала с исключением из этого процесса зрительного анализатора. Аналогичная работа проводится при различении силы звука, где она обозначается терминами и табличками
В заключение можно предложить провести упражнение по различению звуков по двум признакам: кратко и громко, долго и тихо, т. е. по интенсивности и длительности звучания. Важно выработать у учащихся умение не только различать эти звуки по характеру звучания, но и переносить их на бытовые явления, например: дождь был краткий (короткий), гроза (метель) длилась долго; ветер выл прерывисто, звонок трамвая слитный и т. д. Примером может служить фрагмент занятия учителя Т. В. Антоновой из школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга. Учитель. Посмотрите на картинки и определите, как движется мальчик. Демонстрируется три картинки: мальчик идет, бежит, идет медленно, т. к. тянет за собой тяжелый груз — везет другого мальчика на санках, тележке. Даются таблички Iнормально, N быстро,II медленно! и обозначения к ним в виде первых букв слов н, б, м
Учащиеся. Мальчик идет быстро 1 б 1 Мальчик идет нормально 1 н | Мальчик идет медленно | м | (Предложения соотносятся с картинками и обозначениями темпа). Учитель. Слушайте и делайте со мной движения пальцами рук (стучат по парте, имитация игры на пианино): быстро, медленно, нормально. (Учащиеся выполняют эти движения вместе с учителем.) Учитель. Теперь различайте слова сами, без моей помощи. Мальчик идет медленно. (Соответствующая имитация учащихся пальцами рук). Покажите картинки. Покажите букву. Скажите. Учащиеся. Мальчик идет медленно. (Аналогичная работа проводится с остальными понятиями: быстро, нормально, оформляется ответ речью.) Учитель. Я буду говорить слоги, а вы делайте движения пальцами. Слоги записаны на доске: па_по_пу_пи_пэ — долго, медленно па-по-пу-пи-пэ — быстро, кратко па, по, пу, пи, пэ — нормально Учащиеся выполняют упражнения пальцами сначала с предупреждением учителя о темпе чтения таблицы с доски, а затем самостоятельно, без опоры на зрение. Учитель.А теперь послушайте и повторите слоги, как я: быстро, медленно, нормально. Говорите: па, по, пу, пи; па_по_пу_пи, па-по-пу-пи. Покажите букву. (Учащиеся различают на слух заранее и темп произношения слогов, воспроизводят в речи соответственно и показывают буквы с обозначением темпа.) Учащиеся. Мы говорим нормально (медленно, быстро). Учитель. Возьмите карточки [б], \м\, [н| и слушайте стихотворение. Поднимите соответствующую карточку и повторите за мной рифмованную строчку в ну жно м темпе. Капля — раз, капля — два. I М I Капли медленно сперва, 1 М 1 Капли стали поспевать I Н 1 И друг друга догонять. I Б 1 Кап-кап-кап-кап-кап. 1 Б 1 Затем карточки с обозначением темпа убираются, дети слушают, как читает учитель, какой темп речи он выдерживает, а потом учитель читает строчки стихотворения, изолировав зрение учащихся экраном. В ходе этой работы используются такие приемы, как прикрепление учащимися карточек (с обозначением темпа) к строчкам стихотворения, прочитанных учителем, учащимися. Все ранее названные разделы работы связываются с различением неречевых ритмов, ритмов простейших слогосочетаний и речи. Задачей этого раздела является выделение на слух более длительного звука среди ряда прочих, кратких звуков, сначала в неречевых, а затем в простейших слогосочетаниях (типа тата-та), а позднее — ударного и безударного слога в речи. А также вырабатывается умение воспроизводить их голосом в слогосочетаниях и в речи. Учитель поясняет детям, что длительные и краткие звуки бывают и в речи, например один слог произносится долго, а другой — кратко. Эти упражнения готовят слуховое восприятие к различению ударного слога в слове. Поэтому целесообразно в упражнениях по различению ритмов в ряду следующих друг за другом неречевых ритмов и в простейших слогосочетаниях выделять только один более длительный звук по сравнению с другими, как это существует в слове (одно ударение), а затем перенести эти умения сначала на простейшие слогосочетания типа татата и в речь (варежки). Для облегчения усвоения неречевых ритмов (нескольких ударов в барабан) вводится графическое обозначение, где один ударный слог обозначается черточкой большей длины (_ _), или общепринятыми значками, где ударный слог обозначается скобкой с вертикальной черточкой, безударный — просто скобкой (иии) и т. д. Учитель, опираясь на слух и зрение учащихся, предлагает послушать и выделить среди ряда звуков, издаваемых на барабане, более длительный, отхлопывая этот ритм в ладоши, отбить ритм по парте, на барабане, записать на доске и воспроизвести отраженно. На последующих занятиях этот ритм связывается со сло-госочетанием. Например, иии, иии, иии, татата, татата, татата, где один из слогов произносится более длительно и напряженно. Это слогосочетание записывается на доске под соответствующим обозначением неречевого ритма, и предлагается воспроизвести его сначала сопряженно, а потом отраженно. Для закрепления умений в различении ритмов можно использовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховое восприятие. 11. Игра "Скажи, что ты слышишь?". Учитель отбивает ритм на барабане, учащиеся воспроизводят его на музыкальных инструментах, а затем подбирают слово к
этому ритму. Ответ оформляют речью: Я слышу ритм ии, тата, (вода). 12. Игра "Тихо-громко". Учитель воспроизводит ритм на дудочке (пианино), выделяя тихие и громкие звуки. Учащиеся отбивают соответствующий ритм в ладоши, ответ оформляют речью: "Я слышу ритм — один громкий, два тихих звука". 13. Игра "Кт1 о что услышит?". Учитель или ведущий за ширмой отбивает ритм двух-четы-рех строк из стихотворения А. Барто и загадок, которые записаны на доске. Например, Наша Таня Громко плачет. Уронила в речку Мячик. Грызет белка орех, А ребятам смех. Зимой и летом Одним цветом. Косоглазый, маленький В белой шубке, в валенках. Учащиеся по ритму определяют, каким строчкам из стихотворений соответствуют эти ритмы. Затем подбирают ритмы простейших слогосочетаний к ним, типа: тата тата тата тата та тата та та. В качестве примера приведем фрагмент занятия, проведенного в 1-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга учителем Т. В. Антоновой. Учитель.Я буду отбивать ритм, а вы подберите соответствующее слово. (На доске написаны слова: транспорт, автобус, трамвай, пешеход, улица.) Учащиеся, ииии— это трамвай; иииии — это улица. Учитель.Я буду говорить слова, а вы подберите соответствующие с доски слова: татата, тата, татата. Учащиеся, татата — автобус; тата —транспорт татата — пешеход. Учитель. Дополните предложение по ритму: К остановке подъехал ии. По улице идет ии. Пешеход идет по иии. Учащиеся. К остановке подъехал трамвай. По улице идет транспорт. Пешеход идет по улице. Учитель. Составьте слогосочетание по ритму. (На доске записаны слогосочетания: новый, большой, автобус, трамвай.) Учащиеся, иииии — новый автобус. ии ии — большой трамваи. В школе слабослышащих подбирается значительное количество ритмов, используется больший объем речевого материала. Виды работ и приемы работы могут быть использованы те же самые, восприятие материала осуществляется на слух, к слухо-зри-тельному восприятию учитель прибегает в том случае, когда учащиеся не воспринимают материал, или в качестве вида помощи. Приведем пример развернутого плана фронтального занятия в 1-м классе школы слабослышащих пос. Юкки Ленинградской области, проведенного учителем С. В. Мигачевой. Тема. Различение неречевых ритмов и речи. Задачи: Формирование умения воспринимать неречевые ритмы; Формирование умения воспроизводить ритмы; Перенос умений в различении неречевых ритмов на слова. Оборудование. Таблички с ритмами, со словами; магнитофонные записи. План занятия 1. Организация начала занятия. (Приветствие, установка режима усиления.) 2. Слуховая перекличка с голоса учащихся. 3. Сообщение темы занятия.
— Перед вами конверты. В них буквы. Я назову имена девочек. Вы послушаете и выберете только первые буквы к именам: [Р. ита, И____ ра, Т______ аня, М аша]. — [Какое получилось слово?] (Ритм.) — Это тема нашего занятия. 4. Различение неречевых ритмов. — Будем играть. Закройте глаза. Спите. Слушайте! (Включается магнитофонная запись с боем часов.) — Что вы слышали? — Часы.! \ — Покажите картинку на доске. — Прикрепите табличку к картинке. — Подберите нужные слоги к звучанию. (На доске записано: тик-так, бом-бом.) — Наступило утро. Мы пойдем гулять. Я буду ударять в барабан, а вы топайте ножками. Послушайте, как вы идете. (За экраном учитель ударяет в барабан: топ ____ ___ топ ____; топ ____ топ ___; учащиеся соответственно топают сидя на ме — Вышли на улицу. Светит солнышко. Вы рады. Послушайте, как дети топают (часто ударяет в барабан). — Скажите слогами, как дети топают. (Топтоптоп.), — Будем играть в мяч. Слушайте ритм: ии, ии, ии, ии. — Отхлопайте эти ритмы. Подберите слоги к этому ритму (тата, тата, тата, тата).,,, — Вдруг подъехала машина, она подает сигнал: иии, иии, иии. — Отхлопайте эти сигналы. Подберите к ним слоги. — Набежала туча, пошел дождь. Упали первые капли дождя. Как они капают? Слушайте и отхлопайте. — А сейчас послушайте запись дождя. Определите, как он капает. — Правильно, быстро. Можно сказать: "Пошел частый дождь".,, I — Отстучите пальчиками, как капает дождь (иии, иии, иии). 5. Работа с музыкальным ритмом "Летка-енька". — Послушайте музыку. Послушайте, как отхлопаю ритм я. Отхлопайте, Вова, Ната, Ира. Отхлопаем вместе. — Встаньте из-за парт. Идите сюда. Танцуйте. 6. Подбор ритмов к словам. — Назови свое имя. Слушай себя. Ты сказал правильно. Изобрази ритм (ии — Андрей). (Предлагает выполнить это задание 2—3 учащимся.),, — Угадайте по ритму, кого я назвала: ии — (Вова); иии -(Сережа) и др. 7. Организация окончания занятия. — Что вы делали на уроке? — Чему вы научились? — Вы хорошо работали. До свидания! Следующим разделом работы является определение характера музыки и других звучаний с магнитофонных записей (отличие вальса от марша и польки, пения от разговора, хорового исполнения от сольного, мужского голоса от женского и т. п.)« Задачей этого раздела является определение характера музыкальных ритмов, сопоставление их по характеру звучания (грустная музыка, веселая, быстрая, плавная и т. д.). Эту работу целесообразно начинать с различения музыкальных неречевых ритмов (марш, полька и вальс), затем можно перейти к различению сольного исполнения на инструменте от оркестрового, сольного исполнения песен от хорового, мужского голоса от женского и детского. Поэтому учитель должен иметь соответствующие магнитофонные записи. В начале занятия учитель сообщает детям, что сегодня они будут слушать музыку, отличать марш от вальса, показывает картинку с изображением колонны шагающих солдат и спрашивает: "Что делают солдаты?" После ответа учащихся объясняет, что очень удобно ходить под музыку, удобно маршировать под марш. Прикрепляет таблички со словами: | марш] I маршируют! I идут под марш I Включает магнитофон. Во время прослушивания учитель дирижирует в такт рукой, привлека.я к сопряженному, а потом отраженному дирижированию учащихся. Затем знакомит учащихся с картинкой, изображающей Дети танцуют вальс Включает магнитофонную запись для прослушивания с сооб Это вальс Это марш Дети танцуют вальс После такой предварительной работы учитель предлагает детям встать, построиться в шеренгу и сообщает, что сейчас они будут шагать под марш. Дети шагают под музы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|