Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема анализа работы по РСВ




1. Связь темы, цели и задач урока (занятия) с проблемами РСВ.

2. Отражение специфики РСВ в структуре урока (занятия).

3. Реализация принципов РСВ в ходе урока (занятия).

4. Применение ЗУА, место и роль ее в РСВ на уроке (занятии).

5. Коррекция произношения учащихся на уроке (занятии), приемы коррекции.

6. Организация учащихся на уроке (занятии), приемы орга­низации, их связь с РСВ.

7. Методы, используемые на уроке (занятии), их сочетание с РСВ.

8. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке, средства общения, связанные с РСВ.

9. ТСО на уроке и их взаимодействие с РСВ.

 

10. Изложение материала учителем, способы восприятия ма­териала учащимися.

11. Поведение учащихся на уроке (занятии): дисциплина, внимание, интерес, самостоятельность в работе с ЗУА и выбо­ры средств восприятия.


 

12. Использование развивающих упражнений, связанных с РСВ.

13. Учитель на уроке (занятии), такт, организация индиви­дуальной и фронтальной работы, речь учителя, ее соответствие условиям эффективной работы.

14. Характеристика урока (занятия) в целом. Место и значи­мость этой формы организации учебной деятельности в систе­ме работы по РСВ, эффективность используемых методов, при­емов и средств.

Вопросы и задания

1. Назовите формы организации учебной и внеучебной деятель­ности по РСВ в школах для глухих и слабое дышащих детей.

2. Дайте характеристику индивидуального занятия по РСВ и формированию произношения.

3. В чем особенности музыкально-ритмического занятия?

4. Чем похожи общеобразовательный урок и внеклассное за­нятие?

5. Расскажите о групповом занятии и его особенностях.

6. Составьте план внеклассного занятия по РСВ на тему: "За­очная экскурсия по городу".

Литература

1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся воспри­ятию речи на слух.— М., 1990.

2. Кузъмичева Е. П. Методика развития слухового восприя­тия глухими учащимися.— М., 1991.

3. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабо­слышащих.— М., 1981.

4. Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих уча­щихся.— М., 1961.

5. Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухи­ми учащимися младших классов: Учебное пособие для учите­ля.—М., 1997.



Глава 6

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Термин "технология" заимствован из производства. Все со­временные производства в своей основе опираются на техноло­гию. В производстве под технологией понимается система пред­ложенных наукой алгоритмов, способов и средств, направлен­ных на достижение целей, т. е. на получение гарантированного продукта. В педагогике технология (педагогическая техноло­гия) — это конструирование оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Выделяются специфичес­кие черты педагогической технологии:

— ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;

— оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

— воспроизводимость обучающих процедур.

Преподавание каждого предмета имеет свою специфику, ко­торая находит отражение в предметных технологиях. Педаго­гическая и предметная технологии тесно связаны. Частные ди­дактики недавно назывались методиками. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Пока не создана технология, существует индивидуальное мастерство учителя того или иного учебного предмета. Но как только индивидуальное мастерство приобретает широкое рас­пространение, становится достоянием многих учителей, приоб­ретает характер "коллективного мастерства", методика уступает место концентрированному выражению — технологии. Одна­ко, по нашему мнению, индивидуальное мастерство может по-прежнему сохраняться и реализовываться в пределах какой-либо технологии, так как каждый учитель обладает собствен­ной неповторимой педагогической системой.


Таким образом, технология по РСВ представляет собой услов­но аналог производственного процесса, т.к. является коллектив­ным мастерством, который планируется, моделируется, управ­ляется и реализуется в учебном процессе в сочетании с индиви­дуальным мастерством — методикой преподавания предмета.

Технология по РСВ пользуется общепедагогическими прин­ципами, методами, формами организации учебной деятельнос­ти и применяет, реализует собственные технологические прин­ципы, приемы и средства обучения. Сочетание педагогической и предметной технологии дает продуктивный результат обуче­ния детей РСВ в учебном и воспитательном процессах. Воспи­тательный процесс тоже выделен условно, т. к. не существует ни одного учебного предмета, который бы не осуществлял в обу­чении воспитания.

Как известно, воспитательный процесс, являясь фундамен­тальной теорией педагогики, в то же время можно рассматри­вать как самостоятельный процесс.

6.1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НЕРЕЧЕВЫМИ ЗВУЧАНИЯМИ

Программа по развитию слухового восприятия посредством неречевых звуков построена так, что работа начинается со зву­ков, резко противопоставленных по своему звучанию, доступ­ных слуху учащихся (барабан — дудка). От этих звуков посте­пенно переходят к различению менее противопоставленных и более высоких звуков (гармоника — металлофон) и др.

Работу по РСВ неречевыми звуками следует начинать с вы­работки недифференцированного и дифференцированного вос­приятия звуков. Под недифференцированным восприятием не­речевых звуков понимается восприятие данного звука без точ­ного определения его источника звучания, т. е. ученик должен услышать звук, но не определять, чем он вызван (звонок будиль­ника, бой барабана и т. д.).

На первых занятиях по недифференцированному восприя­тию используются такие неречевые звуки, которые соответству­ют частотному и динамическому диапазону слуха учащихся. Для этого следует подбирать звуки по интенсивности и частот­ной характеристике достаточной мощности, чтобы слабослыша­щие дети могли их воспринять на слух с помощью звукоусили­вающей аппаратуры.

Задача ученика — поднять руку в том случае, если он дей­ствительно услышит предъявленный звук.


 




Перед началом работы учитель должен показать ученикам источник звука (например, барабан), дать послушать его звуча­ние, затем, опираясь на слух и зрение учеников, показать, что при восприятии звука (после удара в барабан) нужно поднять руку. Если звука нет, то руку поднимать не нужно. За правиль­ное различение учитель поощряет детей — выдает фишку, кар­тинку и т. д. Так вырабатывается условный рефлекс на звук. После того как каждый ученик будет правильно соотносить под­нятие руки с издаваемым звуком, можно перейти к восприятию звука только на слух. Учитель предлагает закрыть глаза, опус­тить голову на руки, на парту и ударяет два-три раза в барабан. Услышав звук, учащиеся должны поднять руку. С целью про­верки учитель иногда не ударяет в барабан, предлагает открыть глаза и выясняет у учеников, слышали ли они звук. Возможно, что часть учащихся примут желание услышать звук за действи­тельный звук. Учитель обязательно сообщает, были ли изданы звуки. Работа продолжается до тех пор, пока большинство уча­щихся не овладеют этим умением — воспринимать на слух зву­ки. Если учащиеся не воспринимают звуки или часто ошиба­ются, значит, нужно использовать более мощные и интенсив­ные звуки. Для закрепления материала можно применять следующие упражнения:

Игра "Издай такой же звук!".

Учащимся раздают любые звучащие игрушки. Учитель из­дает звук инструментом, учащиеся издают звуки на своих ин­струментах. Если звука не слышат, то не воспроизводят звуки на своих инструментах.

Игра "Найди картинку!".

Учащиеся получают картинки с изображением инструмента (бубен, барабан) и таблички:

|есть звук | | нет звука|

По сигналу учителя, если звук был издан на инструменте учи­телем и учащиеся его услышали, они поднимают картинку с изображением инструмента и табличку

есть звук

Под дифференцированным восприятием подразумевается вос­приятие звука с точным определением источника звука, т. е. уче­ник на слух должен определить, какой звук он слышит — звук барабана или бубна и т. д. В этом случае целесообразно исполь­зовать ЗУА.

Для первых занятий подбираются источники звука, резко различающиеся между собой по звучанию, например барабан и ДУДка.


В задачу учащегося входит учиться отличать один звук от другого и соотносить их с объектом, издающим этот звук, офор­мить ответ речью по образцу, данному учителем: Я слышу звук дудки (барабана).

Задачей учителя является выработка у учащихся умения раз­личать звуки по источнику звучания, формировать у детей "слу­ховой банк" неречевых звуков.

Выработка дифференцированного восприятия зависит от ряда условий:

— от силы звучания (громкий — тихий звук, школьный зво­нок — звонок будильника);

— от спектра звучания. Низкие звуки различаются легче, чем высокие. Например, лай собаки отличается от мяуканья кошки;

— от длительности звучания. Кратковременные звуки не дают возможности сосредоточиться и уяснить характер звучания. Длительные звуки позволяют запомнить этот звук и в дальней­шем отличить от другого звука.

Дети младших классов охотно и с интересом играют. Это нуж­но использовать на занятиях по РСВ. В качестве источника зву­ка сначала можно использовать лай собаки, мычание коровы, крик петуха, а позднее — звуки окружающей среды (шум гро­зы, удар грома, скрип тормозов машины, звонок трамвая, зво­нок в дверь), музыкальные звуки, несложные музыкальные про­изведения, доступные слуху учащихся. Дети очень хотят слы­шать, поэтому с большим интересом занимаются с учителем различением неречевых звуков.

Вначале учитель выясняет у учащихся, знают ли они эти иг­рушки (барабан, дудка), для чего задает детям вопрос: Что это? Табличку с этим вопросом учитель прикрепляет к доске. Учащи­еся внимательно рассматривают игрушки, воспроизводят звук на инструменте. Если знают названия игрушек, то называют их. В том случае, если учащиеся затрудняются, учитель называет сам и прикрепляет к доске таблички с написанным названием: | Это барабан. | [Это дудка. |

Затем учитель предлагает учащимся прослушать звучание игрушки и ответить на вопрос: Что ты слышал(а)? Вопрос за­ранее записан на табличке. Учитель табличку прикрепляет к Доске (наборному полотну). Учащиеся отвечают, обращаясь к образцу ответа: Я слышал(а) звучание дудки (барабана). Упражнение повторяется несколько раз, чтобы учащиеся со­отнесли звучание игрушки с его источником. После такой предварительной работы учитель проводит это упражнение,


 




изолировав зрение: предлагает закрыть глаза, прослушать звук и определить, что звучало. Учащиеся отвечают по очереди, оформляя ответ речью. При ответах зрение других учащихся изолируется индивидуальными экранами, чтобы рядом сидя­щие ученики не прочитали ответ с губ.

Учитель оценивает ответы учащихся (правильно, ошибка). При ответах обязательно нужно использовать обратные микро­фоны для выработки слухового самоконтроля, а также для вы­работки умения воспринимать речь учащихся класса. Если уча­щиеся услышали ответ соседа, опираясь на слух, что будет свое­образной подсказкой, тем лучше. Такую подсказку на данном занятии следует приветствовать, т. к. она активизирует слух

учащихся.

Постепенно к ранее названным неречевым звукам добавля­ются новые звуки. На одном занятии не рекомендуется исполь­зовать более трех-четырех звуков, из них только два могут быть ранее не воспринимаемыми на слух. Большое число звуков бу­дет мешать детям ориентироваться в них.

Затем переходят к различению более близких по звучанию звуков (бубен — барабан, дудка — свисток, металлофон — гар­моника и т. д.).

Этот раздел работы можно проиллюстрировать фрагментом занятия в школе слабослышащих.

Учитель. Сегодня мы будем учиться различать, как звучат разные инструменты (барабан, дудка, гармоника).

(Учитель прикрепляет к доске картинки с изображением ин­струментов.)

Учитель. Кто знает, что это?

У ч а щ и е с я. Я знаю. Это барабан.

(Под картинку прикр епляется табли чка.)

| Это барабан. |

Учитель. Послушайте, как звучит барабан.

Учащиеся. Барабан звучит громко.

(Аналогичная работа проводится с остальными музыкальны­ми инструментами.)

Учитель. Теперь без моей помощи определите, какой инст­румент вы слышали.

В школе глухих на первых занятиях используются только два инструмента. Образец ответа учащихся записывается на доске. Проводится большое число упражнений по различению звуча­ний инструментов на слухо-зрительной и слуховой основе.

На этих занятиях можно использовать игры, способствующие закреплению материала. Предлагаем использовать игры, не-


сколько модифицированные для глухих и слабослышащих деу тей, из пособия В. И. Селиверстова (1979, 1981).

1. Игра "Слушай и выполняй".

Дети встают в круг, у каждого разные звучащие игрушки. Ведущему завязывают глаза. По знаку учителя один из учащих­ся издает звук игрушкой. Ведущий определяет на слух, какой звук он слышал.

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке, по резуль­татам овладения материалом раздела.

2. Игра "Часовой".

В середине помещения очерчивается круг. Ведущий стоит в центре с завязанными глазами. Дети с разными музыкальны­ми игрушками бегут с одного конца помещения в другой. Веду­щий ловит одного из них и по звуку инструмента определяет вид игрушки.

3. Игра "Лошадка и автомобиль".

Выбирают двух детей. Одному прикрепляют картинку с изоб­ражением лошадки и дают колокольчик, другому прикрепля­ют картинку с изображением автомобиля и дают гудок. Дети становятся в шеренгу. За их спинами — ведущие. По знаку учи­теля один из ведущих звенит колокольчиком или издает звук гудком, а учащиеся должны на слух определить объект, изда­вавший звук. Те, кто определит источник звука без ошибок, на­правляются к автомобилю, с ошибкой — к лошадке. Затем по­очередно каждая группа двигается по заранее начерченной ме­лом на полу схеме движения. Важно не столкнуться одной группе с другой и заранее оповестить звуком, чтобы освободи­ли проход для другой группы.

4. Игра "Угадай, кто это".

Дети стоят по кругу, у каждого по звучащей игрушке. Водя­щий стоит в центре, ему завязывают глаза, затем он идет в лю­бом направлении, пока не натолкнется на кого-нибудь. Тот, на кого натолкнулся ведущий, должен подать звук игрушкой. Ве­дущий должен определить, какой звук он слышит.

5. Игра "Дождь и солнце".

Дети делятся на две группы: капли дождя и птички. Учитель поясняет, что под звук тамбурина выбегают и резвятся капли дождя, под звук бубна — птички. Учитель издает звук одним из инструментов, а дети соответствующей группы выбегают на середину комнаты и резвятся.

В дальнейшем учащимся предлагается определить число сиг­налов, издаваемых на инструменте. Учитель одновременно с ударом в барабан (бубен и т. д.) отсчитывает на пальцах число


 




ударов. Учащиеся это делают сначала сопряженно с учителем, а потом самостоятельно. После нескольких подобных упраж­нений на различных инструментах учащиеся отсчитывают ко­личество сигналов на слух, без опоры на зрительный анализа­тор. Для закрепления можно рекомендовать следующее упраж­нение: учитель издает на инструменте определенное количество сигналов, учащиеся отсчитывают на пальцах, отхлопывают в ладоши, воспроизводят на инструментах, зарисовывают круж­ками, палочками, составляют из геометрических фигур строч­ку, показывают соответствующую цифру. Можно провести сле­дующие игры.

6. Игра "Кто внимательный?".

Перед учащимися стоит большая грузовая машина (игруш­ка), рядом лежат кубики, мячи, другие игрушки. Учитель вы­зывает ученика и поясняет, что он должен положить столько кубиков (игрушек) в кузов машины, сколько услышит звуча­ний барабана. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

7. Игра "Считай хлопки!".

Дети сидят по кругу. Учитель поясняет, что дети должны хлопнуть в ладоши после трех (двух, четырех, пяти) хлопков учителя. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Определение направления источника звука. Эта работа осу­ществляется без применения ЗУА, т. к. она доносит до обоих ушей звуки одновременно, несмотря на то, что объект, издаю­щий звук, находится ближе к одному уху.

Работу целесообразно начинать со звуков, имеющих для де­тей реальное практическое значение, например звонок в дверь, школьный звонок, гудок автомобиля, звонок трамвая и т. д. Поэтому хорошо использовать магнитофонные записи с запи­сью уличных шумов, звуков явлений природы и т. п. Програм­мой предусматривается выработка умения определять место­нахождение источника звука с четырех сторон (спереди, сза­ди, справа, слева), а в школе слабослышащих — более тонкие различения, наряду с названными (сзади-слева, спереди-спра­ва, спереди-слева, сзади-справа). Занятия проводятся снача­ла с опорой на слухо-зрительное восприятие, с предупрежде­нием о том, где находится источник звука, а затем только на

слух.

В задачу учащегося входит определение местонахождения источника звука с соответствующим направлением, с опреде­лением источника звучания и оформления ответа речью.

Учащиеся под руководством учителя вспоминают названия звучащих игрушек и прослушивают их звучание.


Учитель сообщает детям, что сегодня они будут учиться отга­дывать, с какой стороны идет звук, определять его источник и направление. Дети выстраиваются в шеренгу, учитель предла­гает поднять правую, левую руку, повернуться направо, нале­во, определить, что находится спереди, сзади (доска, окно, шкаф, дверь и т. д.). Затем учащиеся отходят к окну, а учитель включает магнитофон, и воспроизводится удар грома. Поясне­ния учителя сопровождаются показом рукой источника, отку­да гремит гром (спереди). Предлагается запись на доске: "Где гремит гром?""Гром гремит спереди" '. Определяя направле­ние источника звука, учащиеся отвечают на вопрос, оформляя ответ речью по данному образцу. После такого пояснения уча­щимся предлагается определить направление источника звука без помощи учителя, опираясь только на свой слух. Эти заня­тия можно проводить сначала в помещении, потом на улице. При проведении занятий в помещениях нужно помнить, что ис­точник звука должен находиться от уха на расстоянии не менее чем 3—4 м, т. е. эти упражнения требуют большого помещения, зала. Целесообразно по углам комнаты поставить динамики с усилителями, магнитофоны или другие предметы, издающие звук. Учащиеся становятся в центр помещения, чтобы между ними и динамиками соблюдалось значительное расстояние. Последовательно через каждый динамик репродуцируется звук, учащиеся определяют, с какой стороны он слышится.

Для закрепления материала можно использовать следующие игры.

8. Игра "Где звенит?".

Учитель дает одному ребенку звучащую игрушку, предлага­ет всем закрыть глаза и не смотреть, куда прячется ученик со звучащей игрушкой. По знаку учителя ученик издает звук иг­рушкой, а учащиеся определяют направление источника звука и отыскивают ученика.

9. Игра "Где стучат?".

Все дети сидят по кругу. Водящий стоит в центре с завязан­ными глазами. По знаку учителя один из учеников издает звук игрушкой, водящий определяет направление и источник зву­чания.

10. Игра "Жмурки с колокольчиками".

Дети сидят на скамейке в одну линию. Ведущему завязы­вают глаза. По знаку учителя один из учеников со звучащей игрушкой старается убежать, пройти мимо ведущего. Веду­щий старается поймать ученика, ориентируясь на звук иг­рушки.


Примером может служить фрагмент занятия в 1-м классе школы глухих, проведенного учителем школы Т. В. Антоновой.

Учитель. Сегодня мы будем учиться определять звуки транспорта и их направление. Посмотрите на картинки. Что это?

Учащиеся. Это автобус. Это трамвай.

Учитель. Послушайте звук идущего автобуса и его сигнал. Что ты слышал?

У ч е н и к. Я слышал звук автобуса.

Учитель. Какой звук он издает?

Ученик. Автобус гудит би-би-би.

Учитель. Послушайте, автобус гудит справа. Где гудит ав­тобус?

Ученик. Автобус гудит справа.

Учитель. Кто ездит на автобусе домой?

У ч е н и к. Я езжу на автобусе.

(Аналогичная работа проводится с другим источником звука и определением его направления — трамваем.)

Учитель. А теперь будем играть. Выберите картинки, кто хочет ехать домой на трамвае, а кто на автобусе. Слушайте, ка­кой звук прозвучал и с какой стороны, туда и бегите.

Учитель включает магнитофонную запись гудка автобуса за спинами учащихся справа. Ученики, кто имеет картинки с изоб­ражением автобуса, бегут вправо.

Учитель. Где гудел автобус?

Учащиеся. Автобус гудел справа.

(Аналогичная работа проводится со звонком трамвая.)

Учитель. Как нужно вести себя на улице?

Учащиеся:

— нужно слушать звуки трамваев, автобусов;

— нужно слушать, где звучат звуки автобуса (трамвая). Особенность работы со слабослышащими детьми по этой теме

заключается в том, что работа по различению может сразу на­чинаться со слухового восприятия, а слухо-зрительное исполь­зуется в том случае, если дети еще не научились использовать свои слуховые возможности.

Одним из разделов программы по РСВ является определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости зву­чания.

Задача этого раздела — выработать у учащихся умения раз­личать краткие и длительные звуки, сильные и слабые, слит­ные и прерывистые. Эти различения вызывают большие труд­ности, чем предыдущий материал, т. к. это более тонкие разли­чения неречевых звуков.


Работа по этому разделу проводится с опорой на слухо-зри­тельное и слуховое восприятие.

Учитель предлагает детям прослушать два звука — долгий и краткий и определить, одинаковые ли эти звуки. Учащиеся от­вечают, что это разные звуки: один продолжительный (дети раз­водят руки в стороны), другой короткий (сводят руки между со­бой). Затем учитель вывешивает на наборное полотно табличку: "Чем отличаются звуки?" Демонстрирует (на дудке, гармонике и т. д.) продолжительный звук и прикрепляет табличку

долго Демонстрирует краткий 'звук и прикрепляет табличку

кратко

Учитель проводит несколько упражнений с учащимися по определению длительности и краткости звучания. В соответ­ствии с этим определениями предлагается графическое обозна­чение в виде отрезков.

Упражнение сопровождается речью: "Я слышу долгий (крат­кий) звук дудки" или: "Дудка звучит долго". После ряда упраж­нений, когда учащиеся начнут отличать один звук от другого, можно перейти к различению материала с исключением из это­го процесса зрительного анализатора.

Аналогичная работа проводится при различении силы звука, где она обозначается терминами и табличками

 

громко, тихо, слитно, прерывисто

В заключение можно предложить провести упражнение по различению звуков по двум признакам: кратко и громко, долго и тихо, т. е. по интенсивности и длительности звучания.

Важно выработать у учащихся умение не только различать эти звуки по характеру звучания, но и переносить их на быто­вые явления, например: дождь был краткий (короткий), гро­за (метель) длилась долго; ветер выл прерывисто, звонок трамвая слитный и т. д.

Примером может служить фрагмент занятия учителя Т. В. Ан­тоновой из школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга.

Учитель. Посмотрите на картинки и определите, как дви­жется мальчик.

Демонстрируется три картинки: мальчик идет, бежит, идет медленно, т. к. тянет за собой тяжелый груз — везет другого мальчика на санках, тележке. Даются таблички Iнормально, N быстро,II медленно!

и обозначения к ним в виде первых букв слов

н, б, м


 




Учащиеся.

Мальчик идет быстро 1 б 1

Мальчик идет нормально 1 н |

Мальчик идет медленно | м |

(Предложения соотносятся с картинками и обозначениями темпа).

Учитель. Слушайте и делайте со мной движения пальцами рук (стучат по парте, имитация игры на пианино): быстро, мед­ленно, нормально.

(Учащиеся выполняют эти движения вместе с учителем.)

Учитель. Теперь различайте слова сами, без моей помощи. Мальчик идет медленно. (Соответствующая имитация учащихся пальцами рук). Покажите картинки. Покажите букву. Скажите.

Учащиеся. Мальчик идет медленно. (Аналогичная работа проводится с остальными понятиями: быстро, нормально, офор­мляется ответ речью.)

Учитель. Я буду говорить слоги, а вы делайте движения пальцами.

Слоги записаны на доске:

па_по_пу_пи_пэ — долго, медленно

па-по-пу-пи-пэ — быстро, кратко

па, по, пу, пи, пэ — нормально

Учащиеся выполняют упражнения пальцами сначала с пре­дупреждением учителя о темпе чтения таблицы с доски, а за­тем самостоятельно, без опоры на зрение.

Учитель.А теперь послушайте и повторите слоги, как я: быс­тро, медленно, нормально. Говорите: па, по, пу, пи; па_по_пу_пи, па-по-пу-пи. Покажите букву. (Учащиеся различают на слух за­ранее и темп произношения слогов, воспроизводят в речи соот­ветственно и показывают буквы с обозначением темпа.)

Учащиеся. Мы говорим нормально (медленно, быстро).

Учитель. Возьмите карточки [б], \м\, [н| и слушайте стихот­ворение. Поднимите соответствующую карточку и повторите за мной рифмованную строчку в ну жно м темпе.

Капля — раз, капля — два. I М I

Капли медленно сперва, 1 М 1

Капли стали поспевать I Н 1

И друг друга догонять. I Б 1

Кап-кап-кап-кап-кап. 1 Б 1

Затем карточки с обозначением темпа убираются, дети слу­шают, как читает учитель, какой темп речи он выдерживает, а потом учитель читает строчки стихотворения, изолировав зре­ние учащихся экраном.


В ходе этой работы используются такие приемы, как прикреп­ление учащимися карточек (с обозначением темпа) к строчкам стихотворения, прочитанных учителем, учащимися.

Все ранее названные разделы работы связываются с различени­ем неречевых ритмов, ритмов простейших слогосочетаний и речи.

Задачей этого раздела является выделение на слух более дли­тельного звука среди ряда прочих, кратких звуков, сначала в неречевых, а затем в простейших слогосочетаниях (типа тата-та), а позднее — ударного и безударного слога в речи. А также вырабатывается умение воспроизводить их голосом в слогосо­четаниях и в речи.

Учитель поясняет детям, что длительные и краткие звуки бывают и в речи, например один слог произносится долго, а дру­гой — кратко. Эти упражнения готовят слуховое восприятие к различению ударного слога в слове. Поэтому целесообразно в упражнениях по различению ритмов в ряду следующих друг за другом неречевых ритмов и в простейших слогосочетаниях вы­делять только один более длительный звук по сравнению с дру­гими, как это существует в слове (одно ударение), а затем пере­нести эти умения сначала на простейшие слогосочетания типа татата и в речь (варежки).

Для облегчения усвоения неречевых ритмов (нескольких уда­ров в барабан) вводится графическое обозначение, где один удар­ный слог обозначается черточкой большей длины (_ _), или общепринятыми значками, где ударный слог обозначается скоб­кой с вертикальной черточкой, безударный — просто скобкой (иии) и т. д.

Учитель, опираясь на слух и зрение учащихся, предлагает по­слушать и выделить среди ряда звуков, издаваемых на барабане, более длительный, отхлопывая этот ритм в ладоши, отбить ритм по парте, на барабане, записать на доске и воспроизвести отра­женно. На последующих занятиях этот ритм связывается со сло-госочетанием. Например, иии, иии, иии, татата, татата, татата, где один из слогов произносится более длительно и на­пряженно. Это слогосочетание записывается на доске под соот­ветствующим обозначением неречевого ритма, и предлагается воспроизвести его сначала сопряженно, а потом отраженно.

Для закрепления умений в различении ритмов можно исполь­зовать следующие упражнения, которые проводятся с опорой на слуховое восприятие.

11. Игра "Скажи, что ты слышишь?".

Учитель отбивает ритм на барабане, учащиеся воспроизводят его на музыкальных инструментах, а затем подбирают слово к


 




этому ритму. Ответ оформляют речью: Я слышу ритм ии, тата, (вода).

12. Игра "Тихо-громко".

Учитель воспроизводит ритм на дудочке (пианино), выделяя тихие и громкие звуки. Учащиеся отбивают соответствующий ритм в ладоши, ответ оформляют речью: "Я слышу ритм — один громкий, два тихих звука".

13. Игра "Кт1 о что услышит?".

Учитель или ведущий за ширмой отбивает ритм двух-четы-рех строк из стихотворения А. Барто и загадок, которые запи­саны на доске. Например,

Наша Таня Громко плачет. Уронила в речку Мячик.

Грызет белка орех, А ребятам смех.

Зимой и летом Одним цветом.

Косоглазый, маленький В белой шубке, в валенках.

Учащиеся по ритму определяют, каким строчкам из стихо­творений соответствуют эти ритмы. Затем подбирают ритмы простейших слогосочетаний к ним, типа: тата тата тата тата та тата та та.

В качестве примера приведем фрагмент занятия, проведен­ного в 1-м классе школы глухих № 31 г. Санкт-Петербурга учи­телем Т. В. Антоновой.

Учитель.Я буду отбивать ритм, а вы подберите соответству­ющее слово.

(На доске написаны слова: транспорт, автобус, трамвай, пе­шеход, улица.)

Учащиеся, ииии— это трамвай; иииии — это улица.

Учитель.Я буду говорить слова, а вы подберите соответству­ющие с доски слова: татата, тата, татата.

Учащиеся, татата — автобус; тата —транспорт татата — пешеход.


Учитель. Дополните предложение по ритму: К остановке подъехал ии. По улице идет ии. Пешеход идет по иии. Учащиеся. К остановке подъехал трамвай. По улице идет транспорт. Пешеход идет по улице. Учитель. Составьте слогосочетание по ритму. (На доске записаны слогосочетания: новый, большой, авто­бус, трамвай.) Учащиеся, иииии — новый автобус.

ии ии — большой трамваи. В школе слабослышащих подбирается значительное количе­ство ритмов, используется больший объем речевого материала. Виды работ и приемы работы могут быть использованы те же са­мые, восприятие материала осуществляется на слух, к слухо-зри-тельному восприятию учитель прибегает в том случае, когда уча­щиеся не воспринимают материал, или в качестве вида помощи. Приведем пример развернутого плана фронтального занятия в 1-м классе школы слабослышащих пос. Юкки Ленинградской области, проведенного учителем С. В. Мигачевой. Тема. Различение неречевых ритмов и речи. Задачи:

Формирование умения воспринимать неречевые ритмы; Формирование умения воспроизводить ритмы; Перенос умений в различении неречевых ритмов на слова. Оборудование. Таблички с ритмами, со словами; магнитофон­ные записи.

План занятия

1. Организация начала занятия. (Приветствие, установка режима усиления.)

2. Слуховая перекличка с голоса учащихся.

3. Сообщение темы занятия.

 

— Перед вами конверты. В них буквы. Я назову имена дево­чек. Вы послушаете и выберете только первые буквы к именам: [Р. ита, И____ ра, Т______ аня, М аша].

— [Какое получилось слово?] (Ритм.)

— Это тема нашего занятия.

4. Различение неречевых ритмов.

— Будем играть. Закройте глаза. Спите. Слушайте! (Включа­ется магнитофонная запись с боем часов.)

— Что вы слышали?

— Часы.!

\


Покажите картинку на доске.

— Прикрепите табличку к картинке.

— Подберите нужные слоги к звучанию. (На доске записано: тик-так, бом-бом.)

— Наступило утро. Мы пойдем гулять. Я буду ударять в ба­рабан, а вы топайте ножками. Послушайте, как вы идете. (За

экраном учитель ударяет в барабан: топ ____ ___ топ ____;

топ ____ топ ___; учащиеся соответственно топают сидя на ме­
сте.) Каким слогом вы назовете? (Топ.)

— Вышли на улицу. Светит солнышко. Вы рады. Послушай­те, как дети топают (часто ударяет в барабан).

— Скажите слогами, как дети топают. (Топтоптоп.),

— Будем играть в мяч. Слушайте ритм: ии, ии, ии, ии.

— Отхлопайте эти ритмы. Подберите слоги к этому ритму (тата, тата, тата, тата).,,,

— Вдруг подъехала машина, она подает сигнал: иии, иии,

иии.

— Отхлопайте эти сигналы. Подберите к ним слоги.

— Набежала туча, пошел дождь. Упали первые капли дож­дя. Как они капают? Слушайте и отхлопайте.

— А сейчас послушайте запись дождя. Определите, как он капает.

— Правильно, быстро. Можно сказать: "Пошел частый

дождь".,, I

— Отстучите пальчиками, как капает дождь (иии, иии, иии).

5. Работа с музыкальным ритмом "Летка-енька".

— Послушайте музыку. Послушайте, как отхлопаю ритм я. Отхлопайте, Вова, Ната, Ира. Отхлопаем вместе.

— Встаньте из-за парт. Идите сюда. Танцуйте.

6. Подбор ритмов к словам.

— Назови свое имя. Слушай себя. Ты сказал правильно. Изоб­рази ритм (ии — Андрей). (Предлагает выполнить это задание 2—3 учащимся.),,

— Угадайте по ритму, кого я назвала: ии — (Вова); иии -(Сережа) и др.

7. Организация окончания занятия.

— Что вы делали на уроке?

— Чему вы научились?

— Вы хорошо работали. До свидания!

Следующим разделом работы является определение характе­ра музыки и других звучаний с магнитофонных записей (отли­чие вальса от марша и польки, пения от разговора, хорового исполнения от сольного, мужского голоса от женского и т. п.)«


Задачей этого раздела является определение характера музы­кальных ритмов, сопоставление их по характеру звучания (гру­стная музыка, веселая, быстрая, плавная и т. д.).

Эту работу целесообразно начинать с различения музыкаль­ных неречевых ритмов (марш, полька и вальс), затем можно перейти к различению сольного исполнения на инструменте от оркестрового, сольного исполнения песен от хорового, мужско­го голоса от женского и детского. Поэтому учитель должен иметь соответствующие магнитофонные записи.

В начале занятия учитель сообщает детям, что сегодня они будут слушать музыку, отличать марш от вальса, показывает картинку с изображением колонны шагающих солдат и спра­шивает: "Что делают солдаты?" После ответа учащихся объяс­няет, что очень удобно ходить под музыку, удобно маршировать под марш. Прикрепляет таблички со словами:

| марш] I маршируют! I идут под марш I

Включает магнитофон. Во время прослушивания учитель ди­рижирует в такт рукой, привлека.я к сопряженному, а потом отраженному дирижированию учащихся.

Затем знакомит учащихся с картинкой, изображающей
танцующих детей. Снова спрашивает: "Что делают дети?"
Если дети не знают, то сообщает, что они танцуют вальс.
Прикрепляет табличку____________

Дети танцуют вальс

Включает магнитофонную запись для прослушивания с сооб­
щением, что они будут слушать:________________

Это вальс Это марш Дети танцуют вальс

После такой предварительной работы учитель предлагает де­тям встать, построиться в шеренгу и сообщает, что сейчас они будут шагать под марш. Дети шагают под музы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...