Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты и объекты гос. регулирования эк-ки. Формы ГРЭ. Государственное программирование эк-ки.




Субъекты (не путать с субъектами э-кой политики): законодат. органы власти (совет федерации, гос.дума), исполнит. огр-ны власти (правительство, президент – на федеральном уровне), судебные органы вл. (арбитражный, верховный суды, прокуратура). За эк-кое развитие и регулир-ие отвечают: мин-во финансов (разработка и реализац. гос. бюджета), мин-во эк-ки (прогнозирование, программирование), национальн. банк (стабилизация в сфере денежн. обращения, нац-ой валюты).
Объекты – условия, процессы, отношения, происходящие в национ-ой эк-ке (в сфере общественного воспроизводства), функционирование кот-ых рыночный механизм обеспечивает плохо или не обеспечивает вообще. По ур-ню решаемых задач выделяют: общехозяйственные процессы (эк-ий цикл, денежн. обращение, занятость, инвестиции, цены, НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); крупные сектора эк-ки (промышленность, строительство, сельск. хоз-во, инфраструктуры, финанс. сфера); отрасли и корпорации; регионы страны; соц-ые отношения (между работником и работодат., мелкое и сред. предпринимат-во, соц-ое обеспечение); внешне эк. деят-ность (условия междунар. торговли, движение капитала между странами, миграция раб. силы, валютные отношения, участие страны в междунар. эк-ких организациях). Предмет гос. возд.: в краткоср. пер. – экономич. конъюнктура (колеб. спр. и предлож.), в среднеср. пер. – цикличность, в долгоср. пер. – рост нац-го богатства и имущ-ва страны.

Формы ГРЭ (способы реализации ф-ций): 1) текущее рег-ие эк-ки (адаптационное) – нацелено на поддержание произ-ва и занятости, ликвидацию временных неравновесий, возникающих в рыночной эк-ке (колебания спроса и предложения, товарн. дефицит); осущ-ся посредством бюджетно-налоговой политики; используется преимущественно в США, Канаде, Англии; 2) Гос. программирование эк-ки – долговременное, целевое. Виды гос. программ: временной период – краткоср. (1-3лет), (среднеср. (3-5), долгоср. (5 и более)) – ежегодная корректировка эк-ких ориентиров (показателей); объект программирования: общегосударственные (фиксируют основные и желательные для общества в целом ориентиры эк-кого и соц. развития), региональные (программы развития регионов, программы отдельных частей экономики), целевые (предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований) и поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих), отраслевые (программы развития отраслей экономики), чрезвычайные (разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в

кризисном состоянии, обусловленном климатом, военными действиями и др).

Этапы разработки государственной программы: первый этап: формируется целевая функция (обозначается цель), вступают в действие политические решения, посредством которых определяются очередность целей и их необходимые уровни; второй этап: формируются пакеты вариантов экономической политики или государственных программ; третий этап: прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов государственной программы. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для реализации

программы, определяются системы управления и контроля над ходом реализации

государственной программы; четвертый этап: выявляется критерий, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов государственной программы. За разработку государственных программ отвечает министерство экономики, которое может привлечь общественных деятелей, экономистов и тд. В наибольшей степени государственные программы применяются в странах Западной Европы (Франция, Япония).

 

 

Билет 37

Бюджетно-налоговая политика государства – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния гос. Бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

1.Дискреционная (вызвана сознательным решением правительства в области гос. Расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость, инфляцию.)

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спала экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов T или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т и комбинирование этих мер. К краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

Инструменты:

Изменение ставок налогообложения, финансирование общественных работ, трудоустройство населения

2.Недискреционная – не требует специальных решений правительства (предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений в госбюджет в периоды изменения национального производства.

Инструменты: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, гос. Трансферты, система участия в прибылях.

Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального нац. Дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Мультипликатор гос. Расходов – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению гос. Расходов

Билет 38

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг – общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам ценных бумах.

Причины долгового кризиса:

ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства

неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках

избыточные кредиты коммерческих банков

Механизмы сокращения внешней задолженности:

Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг

Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций

Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами. При этом ставка % по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций

Билет 39. Бюджетная система страны-основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Бюджетная система РФ состоит:

1)фед.бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов

2)бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов

3)местные бюджеты

Гос бюджет– 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

Гос соц внебюджетные фонды-пенсионный, медицинский, соц.страхования

Гос доходы — текущие и имущественные переводы от частного сектора к гос-ву

формы получения доходов:

-налоговые: федеральные (НДС), региональные (налог на импортный бизнес),местные, пени, штрафы

-неналогове (доход от гос и муницип имущества, доходы от продаж гос имущества, доходы от в\э деятельности)

Гос расходы — средства, выделенные гос-ом для финансирования отдельных отраслей эк-ки соц жизни страны

Способы финансирования бюджетного дефицита:

-кредитно-денежная эмиссия

-выпуск займов

Билет 40. Фонды в системе фин отношений

-форма перераспределительных отношений

-имеют некоммерческий статус (ориентированы на выполнение общ полезных и необходимых задач)

-специфический характер движения денежных средств

-особое управление (наличие Попечительского совета,публичность отчетности об использовании своих средств)

-особый юр статус (ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданскими или (и) юр лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующую соц.,благотвор,культ, образовательные и др. полезные цели)

Преимущества фондов:

-относительная независимость

-фонды более эффективно используют привлеченные денежные средства

Виды:

-по принадлежности (гос, негос, частн)

-по территор принципу (федер, регион, местн)

-по отраслевому принципу (отраслевые, межотраслевые)

-по признаку места в фин системе (бюджетные, внебюдж)

-по конкретному назначению (экологич, дорожные)

-по преимуществу вида деятельности (экон и соц)

Основное деление:

бюджетные(целевые бюдж фонды(эколог,дорож); фонды бюджетного выравнивания и регионального развития(фед фонд фин поддержки субъектов РФ): резервные фонды(президента РФ, правительства РФ)

внебюджетные

а)социальные:гос социальные(пенсион,медиц,соц.страхов), негос соц-страх(негос пенсионный ф), благотворительный фонды

б)соц-экономические(отраслевые(ГАЗПРОМ),межотралсевые, специальные; фонды поддержки предпринимательского развития; ф поддержки науки(рос ф технологического развития)

в) ф федерального уровня и региональные ф

 

Билет 41

Денежно-кредитная политика

 

• - политика государства, воздействующая на количество денег в обращении;

 

• - совокупность мероприятий ЦБ, направленных на изменение денежной массы в

обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей

денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

 

Модели денежно-кредитной политики (ДКП):

 

Рестрикционная ДКП - ограничительная или политика "дорогих денег".

Направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и

ограничение объема кредитных операций КБ и повышение уровня процентных

ставок.

 

 

Экспансионистская ДКП - стимулирующая или политика "дешевых денег".

Направлена на расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок.

Комментарий: Общественный сектор = государственная + муниципальная

собственность.

 

 

VIII. Виды ДКП:

Тотальная ДКП:

• Мероприятия ЦБ распространяются на все учреждения банковской системы.

Селективная ДКП:

• Мероприятия ЦБ распространяются:

- на отдельные кредитные институты или их группы;

- на определенные виды банковской деятельности;

- на регулирование отдельных форм кредита или кредитование различных

отраслей.

 

Эффекты денежно-кредитной политики:

Положительные эффекты (достоинства):

• Денежно-кредитный метод - косвенный вариант регулирования, что в наибольшей

степени соответствует природе экономики.

• Наиболее результативен данный метод регулирования при решении таких задач

экономической политики, как:

- стабилизация цен;

- достижение конъюнктурного равновесия.

Отрицательные эффекты (недостатки):

• Регулирование ставки процента в определенной степени противоречит рыночной

системе;

• Процентная политика (в сторону повышения) может создать эффект роста цен;

• Колебания учетной ставки негативны для отраслей-должников;

• Рост интернационализации банковской сферы усиливает независимость КБ,

снижая степень влияния на них ЦБ.

Эффективность кредитно-денежной политики в целом зави­сит от работы всех звеньев так называемого передаточного меха­низма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

• изменение величины предложения денег в экономике в ре­зультате проведения центральным банком соответствую­щей политики;

• изменение процентной ставки на денежном рынке;

• изменение совокупных расходов;

• изменение объема национального производства.

Необходимое условие для проведения эффективной кредит­но-денежной политики — наличие современной банковской сис­темы.

Инструменты административного (прямого) регулирования:

- регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам КБ;

- ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями

(кредитные потолки);

- селективная кредитная политика (используется наиболее активно в

развивающихся странах). Реализуется посредством следующих инструментов:

1. Установление количественных параметров на кредиты, направляемые в

приоритетные отрасли (ОПК);

2. Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений,

осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким

процентным ставкам (Стройбанк - предоставляет кредиты предприятиям,

которые возводят жилищные и иные строения);

3. Распространение различных льгот на банковские учреждения,

предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики

(налоговые льготы).

Экономические (рыночные) методы:

• Мероприятия, использование которых оказывает косвенное воздействие на

рынок и не предполагает установление прямых запретов и ограничений.

Выделяют три группы методов:

• Налоговые методы (прерогатива финансовых органов);

• Нормативные методы (прерогатива ЦБ, применяются путем установления и

пересмотра контрольных цифр):

- отчисления в фонд обязательных резервов;

- коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала:

1. Уровень достаточности банковского капитала (для крупных банков - 10%)

(собственный капитал / суммарный объем активов * 100%);

2. Мгновенной ликвидности Н2 (не менее 15%)

(сумма высоко-ликвидных активов / сумма обязательств по счетам до

востребования);

3. Текущей ликвидности Н3 (не менее 50%) (сумма ликвидных активов / сумма

обязательств по счетам до востребования и по длительности до 30 дней).

 

 

Билет 42

I. Базовые характеристики модели:

• Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного-0 и

денежного рынков. Является моделью кейнсианского типа. Описывает экономику

в краткосрочном периоде.

• Была разработана Джоном Хиксом в 1937 году в статье "Кейнс и неоклассики";

• Широкое распространение получила после выхода в 1949 году книги Элвина

Хансена "Монетарная теория и фискальная политика". Поэтому иногда эту модель

называют моделью Хикса-Хансена;

• Кривая IS описывает равновесие товарного рынка и отражает взаимоотношения

между рыночной процентной ставкой (R) и уровнем дохода (Y). Выводится из

модели совокупных расходов. R - эндогенная величина во всех точках кривой I=S;

• Кривая LM характеризует равновесие на денежном рынке;

• Пересечение кривых равновесия товарного (IS) и денежного (LM) рынков дает

равновесные значения R и Y.

 

II. Предпосылки построения модели IS-LM:

Сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели, а именно:

• Уровень цен фиксирован;

• Совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично;

• Доход Y, потребление С, инвестиции I, чистый экспорт Xn являются эндогенными

величинами и определяются внутри модели.

 

Исключение составляет предпосылка о постоянстве процентной ставки. Если. В

модели "Кенсианского креста" ставка процента фиксирована и выступает

экзогенным параметром. То в модели IS-LM она эндогенная. Уровень ее меняется в

зависимости от ситуации на денежном рынке (планируемые расходы зависят от

ставки процента).

• Государственные расходы G, предложение денег M, налоговая ставка t являются

величинами экзогенными и формируются вне модели (задаются извне);

• ВНД = ЧНД = НД (так как налоги платят только домохозяйства и косвенные

налоги на бизнес отсутствуют).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...