Субъекты и объекты гос. регулирования эк-ки. Формы ГРЭ. Государственное программирование эк-ки.
Субъекты (не путать с субъектами э-кой политики): законодат. органы власти (совет федерации, гос.дума), исполнит. огр-ны власти (правительство, президент – на федеральном уровне), судебные органы вл. (арбитражный, верховный суды, прокуратура). За эк-кое развитие и регулир-ие отвечают: мин-во финансов (разработка и реализац. гос. бюджета), мин-во эк-ки (прогнозирование, программирование), национальн. банк (стабилизация в сфере денежн. обращения, нац-ой валюты). Формы ГРЭ (способы реализации ф-ций): 1) текущее рег-ие эк-ки (адаптационное) – нацелено на поддержание произ-ва и занятости, ликвидацию временных неравновесий, возникающих в рыночной эк-ке (колебания спроса и предложения, товарн. дефицит); осущ-ся посредством бюджетно-налоговой политики; используется преимущественно в США, Канаде, Англии; 2) Гос. программирование эк-ки – долговременное, целевое. Виды гос. программ: временной период – краткоср. (1-3лет), (среднеср. (3-5), долгоср. (5 и более)) – ежегодная корректировка эк-ких ориентиров (показателей); объект программирования: общегосударственные (фиксируют основные и желательные для общества в целом ориентиры эк-кого и соц. развития), региональные (программы развития регионов, программы отдельных частей экономики), целевые (предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований) и поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих), отраслевые (программы развития отраслей экономики), чрезвычайные (разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в
кризисном состоянии, обусловленном климатом, военными действиями и др). Этапы разработки государственной программы: первый этап: формируется целевая функция (обозначается цель), вступают в действие политические решения, посредством которых определяются очередность целей и их необходимые уровни; второй этап: формируются пакеты вариантов экономической политики или государственных программ; третий этап: прогнозируется ресурсное покрытие всех вариантов государственной программы. Для этого разрабатывается бюджет средств, необходимых для реализации программы, определяются системы управления и контроля над ходом реализации государственной программы; четвертый этап: выявляется критерий, который позволяет оптимизировать выбор одного из вариантов государственной программы. За разработку государственных программ отвечает министерство экономики, которое может привлечь общественных деятелей, экономистов и тд. В наибольшей степени государственные программы применяются в странах Западной Европы (Франция, Япония).
Билет 37 Бюджетно-налоговая политика государства – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния гос. Бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП. 1.Дискреционная (вызвана сознательным решением правительства в области гос. Расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость, инфляцию.) Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спала экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов T или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т и комбинирование этих мер. К краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. Инструменты: Изменение ставок налогообложения, финансирование общественных работ, трудоустройство населения 2.Недискреционная – не требует специальных решений правительства (предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений в госбюджет в периоды изменения национального производства. Инструменты: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, гос. Трансферты, система участия в прибылях. Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального нац. Дохода к вызвавшему его изменению налогов. Мультипликатор гос. Расходов – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению гос. Расходов Билет 38 Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки) Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Частный долг – общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам ценных бумах. Причины долгового кризиса: ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках избыточные кредиты коммерческих банков Механизмы сокращения внешней задолженности: Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг Обмен долга на акционерный капитал (своп) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами. При этом ставка % по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций Билет 39. Бюджетная система страны-основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетная система РФ состоит: 1)фед.бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов 2)бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов 3)местные бюджеты Гос бюджет– 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Гос соц внебюджетные фонды-пенсионный, медицинский, соц.страхования Гос доходы — текущие и имущественные переводы от частного сектора к гос-ву формы получения доходов: -налоговые: федеральные (НДС), региональные (налог на импортный бизнес),местные, пени, штрафы -неналогове (доход от гос и муницип имущества, доходы от продаж гос имущества, доходы от в\э деятельности)
Гос расходы — средства, выделенные гос-ом для финансирования отдельных отраслей эк-ки соц жизни страны Способы финансирования бюджетного дефицита: -кредитно-денежная эмиссия -выпуск займов Билет 40. Фонды в системе фин отношений -форма перераспределительных отношений -имеют некоммерческий статус (ориентированы на выполнение общ полезных и необходимых задач) -специфический характер движения денежных средств -особое управление (наличие Попечительского совета,публичность отчетности об использовании своих средств) -особый юр статус (ГК РФ определяет фонд как не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданскими или (и) юр лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующую соц.,благотвор,культ, образовательные и др. полезные цели) Преимущества фондов: -относительная независимость -фонды более эффективно используют привлеченные денежные средства Виды: -по принадлежности (гос, негос, частн) -по территор принципу (федер, регион, местн) -по отраслевому принципу (отраслевые, межотраслевые) -по признаку места в фин системе (бюджетные, внебюдж) -по конкретному назначению (экологич, дорожные) -по преимуществу вида деятельности (экон и соц) Основное деление: бюджетные(целевые бюдж фонды(эколог,дорож); фонды бюджетного выравнивания и регионального развития(фед фонд фин поддержки субъектов РФ): резервные фонды(президента РФ, правительства РФ) внебюджетные а)социальные:гос социальные(пенсион,медиц,соц.страхов), негос соц-страх(негос пенсионный ф), благотворительный фонды б)соц-экономические(отраслевые(ГАЗПРОМ),межотралсевые, специальные; фонды поддержки предпринимательского развития; ф поддержки науки(рос ф технологического развития) в) ф федерального уровня и региональные ф
Билет 41 Денежно-кредитная политика
• - политика государства, воздействующая на количество денег в обращении;
• - совокупность мероприятий ЦБ, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Модели денежно-кредитной политики (ДКП):
Рестрикционная ДКП - ограничительная или политика "дорогих денег". Направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций КБ и повышение уровня процентных ставок.
Экспансионистская ДКП - стимулирующая или политика "дешевых денег". Направлена на расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок.
Комментарий: Общественный сектор = государственная + муниципальная собственность.
VIII. Виды ДКП: Тотальная ДКП: • Мероприятия ЦБ распространяются на все учреждения банковской системы. Селективная ДКП: • Мероприятия ЦБ распространяются: - на отдельные кредитные институты или их группы; - на определенные виды банковской деятельности; - на регулирование отдельных форм кредита или кредитование различных отраслей.
Эффекты денежно-кредитной политики: Положительные эффекты (достоинства): • Денежно-кредитный метод - косвенный вариант регулирования, что в наибольшей степени соответствует природе экономики. • Наиболее результативен данный метод регулирования при решении таких задач экономической политики, как: - стабилизация цен; - достижение конъюнктурного равновесия. Отрицательные эффекты (недостатки): • Регулирование ставки процента в определенной степени противоречит рыночной системе; • Процентная политика (в сторону повышения) может создать эффект роста цен; • Колебания учетной ставки негативны для отраслей-должников; • Рост интернационализации банковской сферы усиливает независимость КБ, снижая степень влияния на них ЦБ. Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени: • изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики; • изменение процентной ставки на денежном рынке; • изменение совокупных расходов; • изменение объема национального производства. Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы. Инструменты административного (прямого) регулирования: - регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам КБ; - ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями (кредитные потолки); - селективная кредитная политика (используется наиболее активно в развивающихся странах). Реализуется посредством следующих инструментов: 1. Установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли (ОПК); 2. Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам (Стройбанк - предоставляет кредиты предприятиям, которые возводят жилищные и иные строения); 3. Распространение различных льгот на банковские учреждения, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики (налоговые льготы). Экономические (рыночные) методы: • Мероприятия, использование которых оказывает косвенное воздействие на рынок и не предполагает установление прямых запретов и ограничений. Выделяют три группы методов: • Налоговые методы (прерогатива финансовых органов); • Нормативные методы (прерогатива ЦБ, применяются путем установления и пересмотра контрольных цифр): - отчисления в фонд обязательных резервов; - коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала: 1. Уровень достаточности банковского капитала (для крупных банков - 10%) (собственный капитал / суммарный объем активов * 100%); 2. Мгновенной ликвидности Н2 (не менее 15%) (сумма высоко-ликвидных активов / сумма обязательств по счетам до востребования); 3. Текущей ликвидности Н3 (не менее 50%) (сумма ликвидных активов / сумма обязательств по счетам до востребования и по длительности до 30 дней).
Билет 42 I. Базовые характеристики модели: • Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного-0 и денежного рынков. Является моделью кейнсианского типа. Описывает экономику в краткосрочном периоде. • Была разработана Джоном Хиксом в 1937 году в статье "Кейнс и неоклассики"; • Широкое распространение получила после выхода в 1949 году книги Элвина Хансена "Монетарная теория и фискальная политика". Поэтому иногда эту модель называют моделью Хикса-Хансена; • Кривая IS описывает равновесие товарного рынка и отражает взаимоотношения между рыночной процентной ставкой (R) и уровнем дохода (Y). Выводится из модели совокупных расходов. R - эндогенная величина во всех точках кривой I=S; • Кривая LM характеризует равновесие на денежном рынке; • Пересечение кривых равновесия товарного (IS) и денежного (LM) рынков дает равновесные значения R и Y.
II. Предпосылки построения модели IS-LM: Сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели, а именно: • Уровень цен фиксирован; • Совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично; • Доход Y, потребление С, инвестиции I, чистый экспорт Xn являются эндогенными величинами и определяются внутри модели.
Исключение составляет предпосылка о постоянстве процентной ставки. Если. В модели "Кенсианского креста" ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром. То в модели IS-LM она эндогенная. Уровень ее меняется в зависимости от ситуации на денежном рынке (планируемые расходы зависят от ставки процента). • Государственные расходы G, предложение денег M, налоговая ставка t являются величинами экзогенными и формируются вне модели (задаются извне); • ВНД = ЧНД = НД (так как налоги платят только домохозяйства и косвенные налоги на бизнес отсутствуют).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|