Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. История как наука. Основы методологии и методики изучения истории.




Основные вопросы семинара

1. Что изучает история? Сущность, формы и функции исторического знания.

2. Кто изучает историю? История как совокупность научных дисциплин.

3. Как изучают историю? Принципы, подходы и методы изучения истории.

4. О чем спорят историки? Ключевые проблемы отечественной и мировой историографии.

5. Почему искажают (фальсифицируют) историю? Честная, научная история в борьбе против лжи.

 

Вопросы для обсуждения

1. Чем отличаются предмет от объекта изучения истории? Для чего необходима периодизация мировой и отечественной истории? Что такое историческое знание и историческое сознание?

2. Кто занимался изучением истории в различные исторические эпохи? Как становятся историками в России и других странах? Что отличает профессионального историка от обычных любителей истории? Какие вопросы изучают геральдика, нумизматика, сфрагистика, дипломатика, палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины?

3. Что такое исторический факт? Из каких источников историки черпают сведения для своих трудов? Чем отличаются материальные источники от письменных? Какие новые источники исторических сведений появились во второй половине XX – начале XXI вв.? Что такое формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно-исторический подходы к изучению истории? Какими принципами должен руководствоваться профессиональный историк? Чем занимается философия истории? Что такое методология истории?

4. Что необходимо историку для установления исторической истины, возможно ли её получить? Какой период можно назвать золотым веком в истории России, Англии, Франции, США, Китая, других стран? Кто более матери-истории ценен: вокруг каких исторических фигур и почему в течение длительного времени продолжаются споры? Почему историки любят спорить по поводу исторических терминов (понятий, дефиниций)? Почему в кандидатских и докторских диссертациях, в серьезных исследованиях всегда есть историографическое введение (история вопроса)?

Кто и почему чаще всего искажает (фальсифицирует) историю? Почему в России создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по борьбе с фальсификациями истории? Какие фальсификации российской истории представляются вам наиболее опасными? Как отличить фальсификацию, лживое изложение исторических сюжетов от исторической правды?

 

Важнейшие понятия и термины:

Исторический процесс, историческое сознание, научность, объективность, историзм, диалектика, цивилизация, историческая география, историческая демография, ономастика, топонимика, геральдика, нумизматика, метрология, археология, историография.

Ключевые даты

4241 г. до н.э. – в Египте введен календарь; это первый год, который можно уверенно датировать.

Около 450 г. до н.э. – древнегреческий ученый и историк, «отец истории» Геродот составил карту мира.

6 г. до н.э. – наиболее вероятная дата рождения Иисуса Христа.

476 г., н.э. – падение Западной Римской империи, рубеж античной эпохи и феодализма.

Темы докладов и рефератов.

Место исторического знания в общественном сознании, в мировоззрении личности.

История на службе правителей. Биография и творчество выдающихся отечественных и зарубежных историков (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, В.И. Старцев и другие; Геродот, Фукидид, Сыма Цянь, Тацит, Аврелий Августин, Ибн Хальдун) – по выбору студентов. Исторические концепции Полибия, Августина Блаженного, Г.В.Ф. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Шпенглера, А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевского, М. Блока, Ф. Броделя, Л.Н. Гумилева и других – по выбору студентов.

Принципы исторического исследования. Методы исторического исследования. О чем рассказывают монеты, гербы, названия рек, улиц, городов, железнодорожных станций и т.д.? Почему Ивановых, Кузнецовых, Сидоровых, Петровых больше всего в России? Какая фамилия главная в мире? Почему российский орёл двуглавый? Косая сажень в плечах: много или мало?

Выдающиеся государственные деятели, ученые, философы об истории. Религиозная, позитивистская, марксистская и т.д. концепции мирового развития. Исторические взгляды Гомера, Аристотеля, У. Шекспира, В. Скотта, М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и других деятелей культуры.

Какими были в описаниях историков Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Клеопатра, Иисус Христос, царь Ирод, Константин Великий, Карл Великий, Рюрик, Владимир I, Александр Невский, Ричард Львиное Сердце, Жанна д´Арк, Иван Грозный, Оливер Кромвель, Петр Великий, В.И. Ленин, И.В. Сталин и другие исторические персонажи?

 

Задания для студентов

(с использованием Интернет, справочной и учебной литературы).

1. Подготовить мини-справку об историческом термине.

2. Ознакомиться с сочинением на историческую тему и составить краткую аннотацию.

3. Составить сравнительную таблицу по избранному сюжету, например, сравнительный анализ формационного, цивилизационного, альтернативного, сравнительно-исторического подходов к изучению истории; сравнение взглядов историков разных направлений или на ту или иную проблему и т.д.

4. Сделать подборку высказываний известных людей по тем или иным историческим событиям, сюжетам, личностям, явлениям.

5. Обнаружить ложную историческую информацию в сообщениях СМИ.

Вопросы для проверки знаний.

1. В чем состоят особенности периодизации, которая положена в основу курса «История» по Федеральному Государственному стандарту третьего поколения? В чем заключаются характерные черты исторического сознания россиян (старшего поколения, молодежи, различных социально-профессиональных групп)? Какие вопросы российской истории требуют более полного исследования и всестороннего освещения?

2. Какие известные историки жили, работали, похоронены в Петербурге? Какие труды по истории железнодорожного транспорта, Петербургского государственного университета путей сообщения имеются в библиотеке ПГУПС? Как складывались судьбы историков в разные эпохи?

3. Какие исторические архивы имеются в Петербурге? Что такое внешняя и внутренняя критика источника? Чем занимаются археологи, источниковеды, палеографы и другие специалисты?

4. Что может служить истиной в споре между историками? Действительно ли история «никого и ничему не учит»?

5. Какие сюжеты российской истории подвергаются наибольшим искажениям со стороны некоторых зарубежных историков? Почему и для чего это делается? Какие сюжеты отечественной истории подвергаются наибольшим искажениям со стороны некоторых российских историков, политиков, деятелей культуры? Почему и для чего это делается? Какие сюжеты мировой истории и почему подвергаются наибольшим искажениям со стороны российских историков, политиков и деятелей культуры? Какое место занимают исторические сюжеты во взаимоотношениях России с соседями по ближнему и дальнему зарубежью?

Литература:

Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- М., 2008.

Бердинских В. А. Ремесло историка в России.- М., 2009.

Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: учебное пособие для студентов вузов.- 3-е изд.- М., 2009.

Згурский Г. В. Словарь исторических терминов.- М., 2008.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: пособие для вузов. - М., 2006.

Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие.- М., 2007.

Соболева Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета.- М., 2006.

Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961.- М., 2008.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...