Тема 8. Трансформация мировой системы в эпоху научно-технической революции (1945 - 2000 гг. )
Основные вопросы семинара 1. Борьба и соревнование двух сверхдержав США и СССР: причины, ход и результаты. 2. Проблемы реформирования советского общества в 1945-1990 гг. 3. Распад колониальной системы и судьбы третьего мира. 4. Выбор путей развития в Европе, Азии и Латинской Америке. Важнейшие понятия и термины Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), НАТО, Организация Варшавского договора, тоталитаризм, «холодная война», диссидент, депортация, «оттепель», реабилитация, «застой», «перестройка», права человека, ГКЧП, Беловежские соглашения, СНГ.
Вопросы для проверки знаний 1. Определите тенденции развития ведущих стран Западной Европы после Второй мировой войны и во второй половине XX в. 2. Что такое реформизм? Назовите основные направления данной политики. 3. В чем состояли основные тенденции и новизна условий внутреннего развития СССР в послевоенные годы? 4. Как развивалась экономика и политика в хрущевские годы, и какое влияние оказывала на нее позиция самого руководителя страны? 5. С какими задачами и почему не могла справиться советская экономика в 1960 - 1980-е гг? 6. Что такое «холодная война» и какие приоритеты перед странами-лидерами она ставила? 7. Какое влияние оказала Вторая мировая война на колониальную систему? Страны Африки во второй половине XX века. 8. В чем заключается специфика модернизации традиционных обществ Востока на современном этапе? 9. Назовите основные факторы, сыгравшие ключевую роль 10. Каковы предпосылки крушения социалистических режимов в странах Восточной Европы? В каких государствах преобразования проходили мирным, а в каких насильственным путем?
11. Раскройте содержание второго этапа научно-технической революции (НТР). 12. Какие глобальные проблемы современности были порождены НТР и каковы пути и методы их решения? Ключевые даты 1946 г. – речь У. Черчилля в Фултоне. Начало «холодной войны» 1949 г., апрель -образование НАТО 1949 г. – создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) 1949 г. – испытание советской атомной бомбы 1955 г. - создание Организации Варшавского договора 1956 г. - ХX съезд КПСС (начало «оттепели» в СССР). Доклад Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях 1957 г. - создание Европейского экономического сообщества 1957 г., 4 октября - запуск первого искусственного спутника Земли в СССР 1961 г., 12 апреля - п о лет Ю. А. Гагарина - первого космонавта планеты 1968 г. - «Пражская весна». Вторжение войск стран Организации 1969 г., 21 июля - высадка американских астронавтов на Луне 1975 г. - подписание заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки 1979-1989 гг. - советское военное присутствие в Афганистане 1985 г. – избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС. Начало «перестройки» в СССР. 1991 г. – распад СССР. Темы докладов и рефератов Страны «народной демократии» Восточной Европы в конце 40 -конце 80-х гг. XX в. Вооруженные конфликты 40 - 80-х гг. XX в. Советское общество в конце 40 - начале 50-х гг. XX в. Развитие СССР в 50-70-е гг. XX в. Экономические реформы в СССР в 50 - 60-е гг. XX в. Страны Европы после Второй мировой войны. Развитие ведущих стран Западной Европы во второй половине XX в. Европейская интеграция во второй половине XX в. Борьба колоний за независимость. Год Африки. Послевоенное устройство мира. Задания для студентов 1. Определите ключевые проблемы послевоенного развития. 2. Какие направления НТР представляются вам наиболее значимыми для человечества?
3. Назовите факторы, которые способствовали активизации национально-освободительного движения после 1945 г.? 4. Каковы главные тенденции в развитии капитализма во второй половине XX в.? 5. Почему реформы в послевоенном СССР оказались непоследовательными и не смогли спасти страну от распада? СССР как сверхдержава в послевоенный период: есть ли основания гордиться страной? 6. Каковы главные тенденции развития постсоветской России? Литература
Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: Советский Союз в первые послевоенные годы. - М., 2001. Ермаков В.Д. История международных отношений XX века: Учебное пособие. СПб., 2008. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина.- М.: РОССПЭН, 2009. Новейшая история стран Азии и Африки: материалы к лекционному курсу. М.: МГИМО-Университет, 2008. Пономарёв М. В. История стран Европы и Америки в Новейшее время. -М.: Проспект, 2010. Политические партии России: История и современность. М., 2000. Фортунатов В. В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008.- СПб.: Питер, 2009.
ТЕМА 9. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. Основные вопросы семинара 1. Становление постсоветской России в 1991-1999 гг. 2. Процессы глобализации в современном мире. 3. Какая модернизация нужна современной России? 4. Лидеры мирового развития в начале XXI века. Роль России в современном мире. 5. Какое будущее есть у современной российской молодежи? Важнейшие понятия и термины Автократия, авторитаризм, геополитика, глобализм, гражданское общество, джихад, дефолт, коррупция, либерализация, олигархия, приватизация, плюрализм, сепаратизм, терроризм, четвертая власть, экология, экстремизм. Ключевые даты 1992 г. – Маастрихтские соглашения. Оформление Европейского Союза 1993 г., 12 декабря – принятие Конституции Российской Федерации 2000 г. – первое избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации 2001 г., 11 сентября – террористическая атака на США 2008 г. – мировой финансовый кризис
Вопросы для обсуждения 1. Существует ли альтернатива происходящей глобализации? В чьих интересах она проводится? Что предлагают антиглобалисты в России и в других странах? 2. Возможен ли крах Соединённых Штатов Америки, Европейского Союза? Каковы причины и перспективы успехов КНР? Современная Россия: сверхдержава с ядерным оружием, региональный центр, мировая периферия или сырьевой придаток развитых стран?
3. Что общего между мировым экономическим кризисом 2008-2010 годов и мировыми экономическими кризисами прежних времен (например, 1929-1933 гг.)? В чём особенности протекания и преодоления кризиса в России в сравнении с другими странами? 4. Какие задачи необходимо решать в процессе модернизации в экономической, социальной, политической, духовной сферах жизни России? Какая модернизация необходима в сфере транспорта, в том числе железнодорожного, в России? 5. Каковы отличия, особенности современной российской молодёжи? С какими главными жизненными проблемами сталкивается молодёжь современной России? Каким образом должны решаться эти проблемы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|