Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описательное исследование заболеваемости Ветряной оспой в Аксубаевском районе за 2007-2016гг.




Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Казанский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины

 

Описательное исследование заболеваемости Ветряной оспой в Аксубаевском районе за 2007-2016гг.

                          Работу выполнила:

студентка гр. №3603

 Акрамова А. Ф.

                          Работу проверила:

асс., к. м. н. Назарова О. А.

                                     г. Казань, 2017 год

Содержание

 

1. Описательный метод в эпидемиологии и доказательной медицине

2. Эпидемиология и профилактика ветряной оспы

3. Характеристика Аксубаевского района

4. Анализ многолетней динамики заболеваемости ветряной оспой совокупного населения Аксубаевского района за 2007-2016 годы

5. Анализ годовой динамики заболеваемости ветряной оспой совокупного населения Аксубаевского района за 2007-2016 годы

6. Анализ многолетней динамики заболеваемости ветряной оспой в выделенных группах за 2007-2016 годы

7. Выводы

8. Рекомендации

9. Приложения

 

Описательный метод в эпидемиологии и доказательной медицине

 

Описательные исследования относят к наблюдательным исследованиям. Описание может быть самостоятельным законченным исследованием, в то же время полученные в таких исследованиях новые эпидемиологические данные побуждают исследователей к проведению аналитических исследований, конечный результат которых - выяснение причины возникновения и распространения изучаемой болезни. В этом случае описательное исследование - лишь первый этап полноценного эпидемиологического исследования, отменить который невозможно, так как только при описании выявляют особенности проявлений заболеваемости. На втором этапе, в аналитических исследованиях, их сравнивают с набором и активностью биологических, социальных и природных факторов. Факторы риска рассматривают как достаточные, необходимые и дополнительные причины возникновения и распространения болезней.                  

Описательное исследование предусматривает получение описательных эпидемиологических данных, т. е. данных о проявлениях заболеваемости. Описать заболеваемость - значит дать характеристику ее распределения во времени в социально­-возрастных группах населения и по территории. При этом описание ограничивается наблюдением за заболеваемостью (т. е. без вмешательства в изучаемое явление) и не предполагает проверку гипотез о причинах заболеваний. Описание представляется в виде таблиц, диаграмм и текста, в которых отражены выявленные проявления заболеваемости.

Описательное исследование чаще называют «ретроспективным анализом», хотя последний должен включать кроме описательной части и аналитический этап изучения заболеваемости.

Ретроспективный эпидемиологический анализ - это изучение эпидемиологической обстановки в прошлом, проводимое с помощью совокупности диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимы данных для планирования противоэпидемической работы на следующий год и более отдаленную перспективу.

Смысл ретроспективного анализа заключается в том, что он, во-первых, дает исчерпывающую характеристику эпидемического процесса в статике (уровень в выбранный отрезок времени) и в динамике за прошедший период. Во-вторых, выявляет (должен выявлять) причины и ведущие тенденции их действия, которые определяли эпидемическую ситуацию в прошлом (недавнем прошлом). Эти тенденции носят обычно устойчивый характер, поэтому позволяют экстраполировать полученные данные на последующий период. Кроме того, при ретроспективном анализе определяется эффект действия проводимых мероприятий, особенно если за анализируемый период в них вносились какие-либо изменения.

Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляется ежегодно - по времени он совпадает с ежегодным отчетом о деятельности противоэпидемического учреждения, но это совсем не значит, что он не может быть осуществлен при необходимости в любое время года.

Особенно ценно, если ретроспективный анализ проводится в течение многих лет (ежегодно) по единой схеме. При такой системе работы, как правило, хорошо устанавливаются основные (устойчивые) тенденции в характере и причинах развития эпидемического процесса, прослеживается также действие какого-то случайного явления (вспышки), искажающего общую картину развития эпидемического процесса. Однако при ретроспективном анализе удается констатировать лишь факт имевшей место вспышки, причины ее, как уже сказано, можно установить только при профессионально проведенном оперативном анализе. Надо также заметить, что лишь на основе многолетних данных можно оценить ситуацию за истекающий (истекший) год. Ретроспективный анализ в значительной степени базируется на данных, которые собираются и систематизируются постоянно при оперативном анализе, поэтому от качества выполнения последнего зависит как результативность ретроспективного анализа, так и объем выполняемой при этом работы.

Кроме того, для ретроспективного анализа необходима следующая информация:

1) подробная общая учетная документация об инфекционных заболеваниях, включая ту, которая не могла быть использована при оперативном анализе;

2) данные демографической характеристики населения;

3) данные о социальных и природных факторах, о их возможных изменениях (например, о различиях в отдельные годы уровня среднелетней температуры воздуха);

4) данные о санитарно-гигиенической характеристике системы водоснабжения, питания, жилищ, детских учреждений и т. п.;

5) данные о соблюдении законодательства о специфической профилактике.

При этом, по каждой инфекции изучаются данные, характеризующие временные потери трудоспособности и, кроме того, необходимые сведения о природных и социальных условиях труда и быта различных групп населения (включая проведенные противоэпидемические мероприятия). Анализ показателей заболеваемости за длительный отрезок времени позволяет выявить наиболее устоявшиеся, закономерные, присущие данной территории проявления эпидемического процесса во времени, пространстве и среди различных групп населения. Сопоставление этих проявлений с эпидемически значимыми условиями труда и быта населения дает возможность установить факторы риска.

Нередко, особенно в практической деятельности, эпидемиологи ограничиваются лишь изучением и констатацией особенностей распределения заболеваемости во времени, по территории и среди различных групп населения, без построения гипотез о факторах риска.

Между тем, ретроспективный эпидемиологический анализ должен вскрыть причинно-следственные связи заболеваемости с факторами риска. Причем в их расшифровке важно дойти до таких факторов, влияние которых мы можем ослабить или вообще устранить. Ретроспективный анализ в значительной степени теоретический процесс, вместе с тем, качество анализа зависит от знаний и умений использовать семиотику, диагностическую технику и диагностическое мышление.

Семиотика ретроспективного анализа - учение о проявлениях эпидемического процесса в многолетней и годовой динамике (т. е. на различных территориях и среди различных групп населения).

Диагностическая техника - это совокупность статистических способов обработки информации.

Диагностическое мышление - это собственно творческий процесс, в результате которого логически выдвигаются гипотезы о связях проявлений эпидемического процесса с факторами риска.

Цель анализа - получение исходных данных для определения основных задач по противоэпидемическому обслуживанию и выбора главного направления в профилактике более актуальной информации на будущий год или отдаленную перспективу как совокупность населения так и отдельных социальных групп.

Задачи анализа:

1) установление по каждой нозологической форме инфекции времени риска, территории риска, групп риска и факторов риска;

2) выявление инфекционных заболеваний, имеющих наибольшее эпидемиологическое, социальное и экономическое значение для обслуживаемого населения;

3) прогноз эпидемиологической ситуации на будущий год.

Основные этапы проведения ретроспективного анализа:

1. Составление программы исследования.

2. Сбор и первичная обработка информации по соответствующим разделам.

3. Изучение информации по соответствующим направлениям:

      - анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения

- анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения

-  анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;

- анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий

4. Постановка эпидемиологического диагноза.

5. Выявление наиболее актуальных проблем инфекционной патологии на обслуживаемой территории.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...