Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема принятия новой конституции Украины

 Возникла в период предвыборной кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под­няли участники диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет Украины одобрил концепцию новой Конститу­ции, однако к 1992 г. она устарела не только политически, но и мо­рально. Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституцион­ная комиссия разработала ее проект и вынесла на обсуждение Верхов­ного Совета. Своим решением от 1 июля 1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что:

— Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством;

— предлагается полупрезидентская или смешанная форма прав­ления, а форма государственного строя — унитарная (в отличие от фе­деративной или земельной);

— в первом варианте организации законодательной власти через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта — однопалатность.

После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три принципиально разных подхода к этому документу, рав­но как и к механизму его принятия:

— доработка и утверждение проекта как основы Конституции Ук­раины;

— принятия временной Конституции на переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработ­ка нового Основного Закона;

— принятие любого документа подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.

Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее политизированы в таких вопросах, как:

— целесообразность федеративно-земельного устройства государст­ва;

— двойного гражданства и двуязычия;

— отношения к системе Совета как рудименту или жизнеспособ­ному организму.

Консолидации — жизненно важный для Украи­ны ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав бывших республик, входящих  в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов существовали и ярко выраженные бюрократи­чески-имперские пункты. Президент Украины в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно наду­манные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою деятельность прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз ком­мунистов Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промыш­ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о вос­становлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан­ной отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, данное соглашение во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной форме дипло­матические отношения, более 13 стран мира. С участием специалистов Всемирного банка реконструкции и раз­вития готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт показывает, что государственная форма собственности наименее эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производ­ства возможен только при возвращении труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной соб­ственности. В июле—ноябре 1993 года шло всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около 190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых учитыва­лась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года Верховный Совет Украины назначил про­ведение выборов народных депутатов, а на 26 июня — выборы прези­дента. В ноябре 1993 года Украина ратифицировала договор о ликвида­ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно этому решению, за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36% ракетных но­сителей и 42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном вывозе ядерных ракет с террито­рии республики. В свою очередь Россия предоставляла Украине соот­ветствующую материальную компенсацию и совместно с США гаранти­ровала территориальную целостность и независимость Украины.

 

     Существенные усилия Украине следует уделить в области юрис­пруденции. Особенно отстала сфера законодательства в области прав человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство Украины является системой защиты государственных интересов, в первую очередь.

Такие страны, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991 гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по пра­вам человека, то Украина — всего 4. Если присоединение к конвенци­ям в рамках Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.

Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украин­ского языка как государственного, особенно в Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным, Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев — лишь 9%, а в Западной Украи­не —   не более 1%.)

В целом общественность и народ Украины после кровавых собы­тий 3—4 октября 1993 г. в Москве и результатов выборов в России 12 декабря все более склоняются к умеренной позиции в решении по­литических проблем.

Надо сказать, что Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года.

После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим правом каждого народа.

 

 

УКРАИНА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...