Как научить ребенка пользоваться жетончиками
Какими бы жетончиками вы ни решили воспользоваться - отметками в таблице, фишками для настольных игр или монетками — ребенку потребуется определенное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сразу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя отметка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франсиско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты получаешь: стакан сока. Вот как надо!» Постепенно приучайте ребенка «хранить» жетончики в течение более длительного промежутка времени (5, затем 10 или 15 минут; позже — до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, возвращайтесь к способу немедленного «отоваривания» с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, умение пользоваться жетончиками не приходит сразу! Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достижения вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чувствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик,кактолько он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более существенную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).
Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удобна для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила: 1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ребенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание жетонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему необходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен получать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам). 2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты «отоваривания» жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмотреть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьируя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения. 3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать. 4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда выполнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать. Выученный урок «Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлечены». Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестричка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить постель. «Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой стороны. Умница!»
Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из которых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова. «Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил». Лаура одобрительно кивнула и направилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Барнет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: «Мама, смотри...» Поощрение ускоряет процесс обучения и делает его более интересным Когда вы учите своего ребенка делать что-то новое, наградой, достаточной для поддержания его интереса и желания пробовать что-то новое, может стать радость свершения. В большинстве случаев все же обучение идет более гладко, если эту радость вы дополняете похвалой, любимыми занятиями или лакомствами и, если это оказывается кстати, жетонной системой. Поначалу, когда учиться труднее и навыки еще немного шатки, достижения значат для ребенка больше, если они признаются окружающими. Лаура училась застилать постель, чтобы заслужить мамину похвалу и йогурт, особенно клубничный. Эти награды побудили ее с большим рвением взяться за задание, а успех принес больше радости. Позже, когда она овладеет этим умением, йогурт как стимул к выполнению задания ей больше не потребуется; даже похвал нужно будет меньше - теперь у нее будут другие радости. Застилание постели стало удовольствием, умением, которым можно гордиться, которое можно выставить на показ, которому можно даже учить других. Прежде чем приступить к следующей главе, запишите, какие поощрения вы могли бы использовать, занимаясь со своим ребенком. Список начнем мы. Похвала ОТДОХНИ! Глава 5
Оборудование сцены
Если в кухне есть два свободных стула, вы, скорее всего, не сядете на пол. Куда сесть «подскажет» мебель. Даже удивительно, как много из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Стулья говорят: «Сюда можно сесть». Плита вамэтого не скажет.
Ребенок, который учится подметать пол, вряд ли сможет сосредоточиться на этом занятии, если комната захламлена, если включен телевизор, если за окном играют его друзья или поблизости лежит новый мяч. Мяч не удержится и скажет: «Брось меня!», и голос его будет громче, чем голос мусора! Как бы ни был талантлив актер и как бы ни был хорош сценарий, спектакль получится хуже, если сцена не будет оборудована должным образом. Если костюмы подобраны плохо или декорации мешают актерам свободно двигаться, спектакльни за что неполучится таким, как задумывалось. То же самое происходит и с процессом обучения. Как бы тщательно ни был разработан на бумаге учебный план, ваша «постановка» не будет успешной до тех пор, пока вы столь же тщательно не ОБОРУДУЕТЕ СЦЕНУ. Иногда даже самый прекрасный учебный план терпит фиаско, если его приходится реализовывать в неподходящих для обучения условиях. Если не дать себе труда подумать об этом, ребенка будет отвлекать шум, игрушки и прочие вещи. Ваша задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ему, что можно, а что нельзя, чего от него ждут, а чего - нет. Не ставьте себя в заведомо трудное положение, когда вы будете пытаться донести до ребенка одно, а все вокруг будет говорить о другом. Иными словами, обстановка должна облегчить ребенку выполнение заданий и обеспечить условия, при которых влияние отвлекающих факторов будет минимальным.
Организация среды Для того, чтобы понять, как сделать, чтобы среда способствовала эффективному усвоению материала, прежде, чем начать урок, нужно ответить на три вопроса: 1. КАКОЕ ВРЕМЯ подойдет для занятий лучше всего? 2. ГДЕ проводить занятия? 3. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ потребуются для занятий?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|