Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия (семинары)




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины (модуля) «Цветоведение и колористика» являются:

– формирования у студентов понимания основных закономерностей цветового восприятия;

– развитие способностей анализировать процессы и явления, связанные с окрашиванием и воспроизведением цвета:

– развитие навыков количественного описания и воспроизведения цвета.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: научить студентов:

- понимать основы природы цветности;

- грамотно использовать полученные знания для решения конкретных задач смешения цветов; синтеза, измерения и спецификации цвета;

- приемам цветовой гармонизации.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «Цветоведение и колористика» представляет собой дисциплину вариативной части (ВВ3) математического и естественнонаучного цикла Б2.

Дисциплина основывается на базовой части дисциплины математического и естественнонаучного цикла (Б2): «Концепции современного естествознания».

Дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла Б3: «Проектирование услуг в индустрии моды и красоты», «Проектирование услуг в автосервисе», «Проектирование бытовых услуг» «Проектирование услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве», «Проектирование услуг в туристских комплексах и спортивных сооружениях», «Проектирование услуг в социально-культурном секторе».

Дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин по направлению подготовки «Сервис».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-2: Использование базовых положений математических, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать: основы природы цветности; законы аддитивного и субтрактивного смешения цветов; объективные и субъективные характеристики цвета; принцип построения цветовых графиков, цветовых тел и атласа цветов.

· Уметь: строить цветовые графики в цветовых координатах; определять координаты цвета в цветовых координатах; смешивать цвета в цветовых координатах.

· Владеть: навыками в решении задач по определению, идентификации и характеристике цвета; навыками по подбору оптимального цвета при решении задач дизайна.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Цветоведение и колористика» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

 


Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
1. Введение. Физическая природа света   1,2             тестирование
2 Основы цветности                  
2.1 Физические и химические основы цветности   3,4             тестирование
2.2. Физиологические и психологические основы восприятия цвета   5,6             тестирование
2.3 Влияние условий наблюдения на восприятие цвета   7,8             тестирование
3 Смешение цветов. Синтез цвета   9,             тестирование
4 Цветовые сочетания и контраст цветов   11,             тестирование
5 Измерение цвета в цветовых координатах. Цветовые графики   13,             тестирование
6 Систематизация цветов. Спецификация цвета   15-17             тестирование
Всего за семестр:              
Экзамен:              
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 108/3            
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры:      

 

_________________ заочная (очно-заочная и др.) форма обучения
№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
Всего за семестр:                  
Экзамен:                  
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц):                  
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Контрольная работа Зачет Экзамен
Семестры:        

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов/тем дисциплины

Раздел 1. Введение. Физическая природа света

№ п/п Наименование раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Введение. Физическая природа света ОК-2 Знать: основные задачи изучения дисциплины; этапы развития представлений о свете и цвете; Уметь: пользоваться шкалой электромагнитных волн Владеть: корпускулярно-волновым подходом к определению природы света. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

Раздел 2. Основы цветности

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Физические и химические основы цветности ОК-2 Знать: спектральный состав светового излучения; классификацию колорантов. Уметь: определять цветность и прозрачность; различать пигменты и красители. Владеть понятиями: спектральный цвет, дополнительное излучение и воспринимаемый цвет тел. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала
2. Физиологические и психологические основы восприятия цвета ОК-2 Знать: строение органов зрения; смысловую, эстетическую и символическую роль цвета. Уметь: характеризовать цвет светлотой, насыщенностью, цветовым тоном. Владеть: навыками использования несобственных характеристик цвета для оценки цвета. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала
3. Влияние условий наблюдения на восприятие цвета ОК-2 Знать: о влиянии вида и интенсивности освещения на восприятие цвета. Уметь: избегать явления метамеризма. Владеть: навыками использования типа освещения и его интенсивности на восприятие цвета. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

 

Раздел 3. Смешение цветов. Синтез цвета

№ п/п Наименование раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Смешение цветов. Синтез цвета ОК-2 Знать: законы аддитивного смешения; максимальный цветовой охват при субтрактивном смешении. Уметь: практически использовать законы аддитивного смешения. Владеть: приемами аддитивного и субтрактивного смешения цветов. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

Раздел 4. Цветовые сочетания и контраст цветов

№ п/п Наименование раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Цветовые сочетания и контраст цветов ОК-2 Знать: типы цветовых сочетаний по нюансу и контрасту; факторы, влияющие на одновременный контраст. Уметь: практически использовать эффект одновременного контраста. Владеть: приемами создания эффектов нюанса и контраста. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

Раздел 5. Измерение цвета в цветовых координатах. Цветовые графики

№ п/п Наименование раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Измерение цвета в цветовых координатах. Цветовые графики ОК-2 Знать: принцип работы колориметров Уметь: синтезировать цвет в цветовых координатах; находить заданный цвет в цветовой карте. Владеть: приемами использования треугольника цветности для синтеза цвета. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

Раздел 6. Систематизация цветов. Спецификация цвета

№ п/п Наименование раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
  Систематизация цветов. Спецификация цвета ОК-2 Знать: принципы построения цветовой круга и цветовых тел. Уметь: находить заданный цвет а атласе цветов. Владеть: практическими навыками использования цветового круга и цветовых тел. Лекция с мультимедийной презентацией иллюстративного материала

Раздел 1. Введение. Физическая природа света

Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Цветоведение и колористика». Связь дисциплины с фундаментальными общетеоретическими, общеинженерными и специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы его изучения.

Эволюция представлений о естественнонаучной основе понимании света и цвета. Естествоиспытатели и ученые и их понимание света и цвета. Свет как поток частиц (Пифагор, Демокрит, И.Ньютон); свет как поток волн (Аристотель, Гюйгенс, Юнг, Френель, Максвелл и другие). Корпускулярно-волновой дуализм природы света (де Бройль).

Физические характеристики светового потока. Шкала электромагнитных волн. Квантовая природа света.

Литература:

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

5. Цвет в промышленности/ под ред. Р. Мак-Дональда. Монография. М.: Логос, 2002, 596 с.

Интернет-ресурсы:

http://e-science.ru/physics/theory/?t=12 – природа света (статья)

http://www.physical-congress.spb.ru/download/cong06%28023%29.pdf – новые представления о физической природе света (статья)

http://www.ujack.narod.ru/colormod01.htm - физика света (учебное пособие)

 

Раздел 2. Основы цветности

Тема 2.1. Физические и химические основы цветности

Понятие о спектральном составе излучения. Спектральное разложение видимого света. Взаимодействие света с веществом: отражение, поглощение и преломление света. Оптические свойства вещества. Физические основы цветности и прозрачности тел. Спектральный цвет, дополнительное излучение и воспринимаемый цвет тел.

Колоранты, пигменты, красители, краски. Классификация пигментов. Использование пигментов. Органические и неорганические красители. Химические теории цветности с позиций электронного строения вещества.

Литература:

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

5. Цвет в промышленности/ под ред. Р. Мак-Дональда. Монография. М.: Логос, 2002, 596 с.

Интернет-ресурсы:

http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main2.html - физические основы цвета (лекция)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82 – полная характеристика цвета (энциклопедия)

http://kikg.ifmo.ru/learning/formoobraz/iten/Itten_cvet.htm - И.Иттен. Основы цвета (монография)

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/3304.html - пигменты и красители (хим. энциклопедия)

 

Тема 2.2. Физиологические и психологические основы восприятия цвета

Периферический, проводниковый и центральный органы зрения. Строение сетчатки глаза. Свето- и цветочувствительные рецепторы зрения: палочки и колбочки.

Собственные характеристики цвета: светлота, насыщенность, цветовой тон. Хроматические и ахроматические цвета. Несобственные характеристики цвета: “теплый”, “холодный”, “легкий”, “тяжелый”, “глухой”, “звонкий” и др. Смысловая и символическая роль цвета. Эстетическое восприятие цвета.

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

4. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. Учебное пособие. Ростов/Дон: Феникс, 2007, 96 с.

 

Интернет-ресурсы:

http://byaki.net/2007/07/25/fiziologija_cveta_cvetoterapija_tela..html - цветотерапия (статья)

http://www.myjane.ru/articles/text/?id=3165 – цветотерапия (статья)

http://www.ukr-print.net/contents/page-558.htm - собственные характеристика цвета (статья)

http://www.korolevstvo-masterov.ru/7-vyazanie/9-czvet/27-garmonii/ - цветовые гармонии (статья)

 

Тема 2.3. Влияние условий наблюдения на восприятие цвета

Влияние интенсивности освещения на восприятие цвета. Эффекты Пуркинье и Бецольда. Влияние источников освещения на восприятие цвета. Эффект Хеллсона-Джадда. Метамеризм.

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

3. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

 

Интернет-ресурсы:

http://homart.ru/cvet-i-svet-v-interere/ - цвет в интерьере (статья)

http://www.4living.ru/items/article/colors-and-lighting-1/ - влияние освещения на оттенки цвета (статья)

http://www.interkiev.net/?p=746 – влияние света и цвета на восприятие объема в пространстве (статья)

 

Раздел 3. Смешение цветов. Синтез цвета

Аддитивное смешение световых потоков. Координаты цветности, модуль цвета. Уравнение цвета. Законы аддитивного смешения. Система RGB. Субтрактивное смешение окрашенных сред. Максимальный цветовой охват при субтрактивном смешении

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

5. Цвет в промышленности/ под ред. Р. Мак-Дональда. Монография. М.: Логос, 2002, 596 с.

6. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. Учебное пособие. Ростов/Дон: Феникс, 2007, 96 с.

 

Интернет-ресурсы:

http://stepbystep.htmlbook.ru/?id=37 – смешение цветов (глава монографии)

http://www.kotamicro.com/index.php?option=com_content&task=view&id=69&Itemid=3 - субтрактивное смешение цветов (статья)

http://anastasiya-usarova.narod.ru/kurs/page2262391.htm - субтрактивное смешение цветов (энциклопедия художника)

http://natural-colours.livejournal.com/4198.html - аддитивное и субтрактивное смешение цветов (глава монографии)

 

Раздел 4. Цветовые сочетания и контраст цветов

Типы цветовых сочетаний по нюансу и контрасту для пар и триад. Одновременный и последовательный контраст. Факторы, влияющие на одновременный контраст.

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

5. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. Учебное пособие. Ростов/Дон: Феникс, 2007, 96 с.

 

Интернет-ресурсы

http://masteriua.ru/EMBROIDE/cvetn/201.html - цветовые сочетания и гармония цветов (статья)

http://www.idlazur.ru/art22.php - И.Иттен - цветовые сочетания (глава монографии)

http://www.i2r.ru/static/469/out_18394.shtml - И.Иттен. - контраст цветовых сопоставлений (глава монографии)

 

Раздел 5. Измерение цвета в цветовых координатах. Цветовые графики

Принцип работы колориметров – приборов для измерения цвета. Синтез цвета в цветовых координатах. Цветовые графики. Треугольник цветности. Стандартный цветовой треугольник Манселла. Цветовая карта Келли.

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

5. Цвет в промышленности/ под ред. Р. Мак-Дональда. Монография. М.: Логос, 2002, 596 с.

Интернет-ресурсы:

http://whitemouse.ru/color/fig.wmb - цветовой график (статья)

http://www.nordicdreams.net.ru/articles/colorimetry.200.htm - цветовые расчеты и измерения (глава монографии)

http://www.rsdn.ru/article/multimedia/colorschemes.xml - цветовые схемы (глава монографии)

 

Раздел 6. Систематизация цветов. Спецификация цвета

Цветовой круг Ньютона. Принцип построения цветовых тел. Цветовое тело Оствальда. Цветовое тело Манселла. Принцип построения атласа цветов.

Литература

1. Бронников С.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. СПб.: СПбГУСЭ, 2005, 51 с.

2. Соболева О.Д., Смолина Н.А., Бронников С.В. Физика и химия цвета. Учебное пособие. СПб.: СПбГИСЭ, 2000, 39 с.

3. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Монография. М.: Мир, 1964, 442 с.

4. Шашлов Б.А. Цвет и цветоведение. Учебное пособие. М.: Мир книги, 1995, 316 с.

 

Интернет-ресурсы

http://vivarty.ru/blog/2010/02/10/kak-vybirayutsya-cveta-ili-zachem-nam-cvetovoj-krug/ - зачем нужен цветовой круг (статья)

http://archizona.ru/osnovy-cveta-itten.htm - И.Иттен. - цветовые тела (глава монографии)

http://www.ujack.narod.ru/pub/colorlight.html - модель пространственного цветового тела (статья)

 

Лабораторный практикум

 

№ п/п № темы Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1.      
2.      
     

 

Практические занятия (семинары)

Практические занятия по дисциплине « Цветоведение и колористика» в соответствии с учебным планом не предусмотрены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...