Изучение учебной мотивации
Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива. · Основой для этого служит целенаправленное наблюдение учителей за деятельностью учащихся: 1. Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу. 2. К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес. 3. Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету. 4. Что именно интересует ученика в нем: § содержание учебного предмета; § методы открытия новых знаний; § методы решения задач; § внешние результаты - оценки, престиж и т.д. Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.
· А.К. Маркова (Маркова А.К., 1990; аннотация) (рис. 7) описывает несколько методов, являющихся наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя. 1. Длительное (так называемое лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями мотивации учащихся. 2. Индивидуальный формирующий эксперимент в виде дополнительного занятия с учеником при той или иной степени дозированной помощи при решении задач. Общий ход такого занятия состоит в предъявлении задания повышенной сложности, затем обучении ученика с помощью подсказок и в предъявлении аналогичного задания для того, чтобы выявить обучающий эффект занятия. 3. Индивидуальный формирующий эксперимент хорошо проявляет себя в сочетании с изменением формы предъявления задания (например, в словесной и наглядной форме), с варьированием его уровня трудности. Существует мнение, что задание диагностично, если оно настолько сложно, что решается лишь половиной группы, причем наиболее сильной. Индивидуальный формирующий эксперимент является самым надежным средством выявления мотивации учения. 4. Одним из вариантов индивидуального формирующего эксперимента является постановка школьников в ситуации реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов. Такие ситуации либо создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни. 5. Индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми "диалогическими техниками"(Общая..., 1987). Вариантом таких диалогических ситуаций является опрос учащихся, в ходе которого учитель выступает как диагност, т.е. он не ограничивается утверждением о наличии или отсутствии знаний у учащихся, а вместе с учеником стремится выяснить причины незнания. Для этого он задает вопросы о том, каким способом ученик решал задачу, какие этапы работы были для него труднее и т.д. Диагностические возможности опроса составляют один из резервов психологического изучения учителем учащихся, в том числе их мотивации.
6. Вышеназванные методы изучения (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие). 7. Полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся. (Хрест. 6.2). Конечно, можно использовать и какие-то другие методики, которые изложены в соответствующей литературе. (http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html; см. Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии"), ******* Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято считать, что социальные и познавательные мотивы являются психологически более значимыми и чаще проявляемыми. Резюме · На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).
o Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. · Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность. o Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. o Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные. · На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные. o Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию. o Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. · Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне. o В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который видный американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман назвал комплексом "обученной беспомощности".
· Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: "снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман). o Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций. o Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).
Словарь терминов 1. Долг 2. Желание 3. Идеал 4. Интерес 5. Мотив 6. Мотив учебный 7. Мотив достижения успеха 8. Мотив избегания неудачи 9. Мотивационная сфера личности 10. Мотивы познавательные 11. Мотивы социальные 12. Мотивы учебные 13. Намерение 14. Побуждение 15. Потребности 16. Потребности познавательные 17. Притязание 18. Стремление 19. Установка 20. Цель
Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику мотивации как психологической категории. 2. В чем суть проблемы определения мотивов? 3. Назовите основные трактовки мотива. 4. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность? 5. Как соотносятся следующие понятия: "мотив", "мотивация" и "мотивационная сфера личности"? 6. Охарактеризуйте сущность учебных мотивов. 7. Назовите основные источники учебной мотивации. 8. Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина? 9. Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой. 10. Назовите характеристики и функции учебной мотивации. 11. В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся? 12. Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова? 13. Сравните содержательные и динамические качества мотивов. 14. Какими факторами определяется учебная мотивация? 15. Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности. 16. Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе. 17. Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов. 18. В чем суть проблемы мотивации достижения успеха? 19. Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона? 20. Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии? 21. Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи. 22. Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе. 23. В чем суть феномена "обученной беспомощности"? 24. Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману. 25. Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения. 26. Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой? 27. В чем трудности изучения учебной мотивации? 28. Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?
Список литературы 1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997. 3. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2. 4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992. 6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 8. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. 9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998. 10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с 11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 12. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5. 13. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986. 14. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997. 15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|