Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Безопасность медицинского труда




Учебные вопросы занятия:

1. Характеристика угроз жизни и здоровья медицинских работников.

2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях.

3. Основные требования к безопасности жизнедеятельности медицинского и обслуживающего персонала.

4. Основы лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций.

5. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава (технологическая дисциплина, противопожарная, химическая, радиационная, биологическая).

 

Место проведения занятия – Аудитории кафедры БЖ и МК

 

Учебное и материальное обеспечение

- тематические стенды в классах и музее кафедры;

- методические разработки для студентов;

- методические разработки для преподавателей;

- мультимедийное сопровождение лекции;

- технические средства обучения.

 

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель:

На клиническом практическом занятии по данной теме Вы должны ориентироваться в основных понятиях и определениях темы. Вам необходимо изучить основные проблемы сохранения жизни и здоровья медицинских работников, систему охраны труда и безопасности в медицинских организациях, особенности безопасности труда врачебного состава.

 

Б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов Вы должны:

 

З Н А Т Ь:

- методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;

- медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций;

- характеристики основных угроз жизни и здоровью медицинских работников (факторы физической, химической и биологической природы, психофизиологические факторы);

- основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;

- основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

 

У М Е Т Ь:

- выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников;

- оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников;

- выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;

-применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача-стоматолога;

- применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача-стоматолога;

- обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненными работниками;

- осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях;

- определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки.

 

ВЛАДЕТЬ:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;

- способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

- приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;

- способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи;

- требованиями и алгоритмом контроля по технике безопасности за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Общекультурные (ОК):

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7).

Профессиональные (ПК):

общепрофессиональные:

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиски решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

профилактическая деятельность:

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК 16);

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27);

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-39).

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о коммуникационных связях и системно-ориентированных разделах гигиены труда, основ здравоохранения, инфекционных заболеваний.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб. пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.

2. Левчук И. П. Медицина катастроф. Курс лекций: учеб. пособие / И.П. Левчук, Н.В. Третьяков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 240 с.- Режим доступа: www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»)

3. Литература дополнительная:

1. Проблемы медицины при возможных авариях на объектах химической промышленности [Текст]: метод. пособие для студ. вузов / А. Д. Калоев, О. В. Лобозова, О. Г. Киреева [и др.]. - Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2013. - 31 с. - (Каф. безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф + ЭБ).-(дополнит.)

2. Сидоров, П. И. Медицина катастроф [Текст]: учеб. пособие / П. И. Сидоров, И. Г. Мосягин, А. С. Сарычев. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. – 320 с.: (дополнит.)

 

1. При подготовке к данному занятию:

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на это поможет вам лучше ориентироваться в программе данного занятия. Обратите внимание на актуальность вопроса обеспечения безопасности труда медицинского персонала. Вспомните меры индивидуальной и общественной профилактики по предупреждению болезней и сохранению здоровья человека, принципы оказания первой помощи пострадавшим, а также о профессиональных заболеваниях, возникающих от неблагоприятных условий труда и быта.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 2).

Проверьте наличие в вашей рабочей тетради конспекта по данной теме. Он Вам пригодится при работе на занятии.

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению базовыми знаниями в организации работы по охране труда, жизни и здоровья медицинских работников.

 

2. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь своими конспектами и вспомните материал прошлого занятия. Внимательно слушайте преподавателя, отвечайте на его вопросы. Законспектируйте определения понятий «труд», «медицинский труд», «физический труд», «медицинский труд», «напряженность труда», «режим труда», «производственная сфера» и др., характеристику основных угроз жизни и здоровью медицинских работников.

Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу.

 

При отработке 2-го учебного вопроса законспектируйте основные элементы системы охраны труда и безопасности в медицинских организациях.

Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу.

 

При отработке 3-го учебного вопроса уясните и законспектируйте основные требования к безопасности жизнедеятельности медицинского и обслуживающего персонала: требования к поведению мед. персонала, медицинской одежде, кожным покровам и др.

Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу.

 

При отработке 4-го учебного вопроса разберите с преподавателем и законспектируйте основные положения по организации лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций. Четко уясните основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности (предупреждение контактов с потенциально патогенными факторами внешней среды, повышение устойчивости к воздействию внешних факторов и др.).

Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу.

 

При отработке 5-го учебного вопроса законспектируйте основные положения, требования и меры, обеспечивающие безопасность труда врачебного состава при работе в структурных подразделениях медицинских организаций. Уясните роль врача в комплексе мер по обеспечению охраны и безопасности медицинского персонала в ЛПУ.

Отвечайте на вопросы преподавателя, соблюдая дисциплину, участвуйте в дискуссии по данному вопросу.

 

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

 

3. При проведении заключительной части учебного занятия:

Письменно ответьте на контрольные вопросы по пройденной теме (приложение № 1 и № 3 к данной методической разработки).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на рекомендации преподавателя по предстоящей Вам работе на следующем занятии и нюансах при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.

 

Вопросы для самоконтроля студентов:

1. Классификация вредных и опасных факторов медицинской среды.

2. Характеристика угроз жизни и здоровью врача-стоматолога.

3. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

4. Система охраны труда в медицинской организации.

5. Формы обучения работников правилам безопасности.

6. Основные требования к безопасности жизнедеятельности медицинского и обслуживающего персонала.

7. Основные требования к условиям труда и быта медицинского персонала.

8. Основы лечебно-профилактического обслуживания работников медицинских организаций.

9. Основные требования к личной безопасности врача-стоматолога.

10. Меры безопасности врача-стоматолога.

Вопросы:

Введение

1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников

2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях

3. Особенности безопасности труда врачебного состава

Заключение

 

Введение

Труд – это эффективная форма человеческой деятельности, оказывающая положительное влияние на его здоровье и обеспечивающая социальное благосостояние. Однако некоторые виды труда в сочетании с определенными условиями могут вызывать так называемые профессиональные заболевания. Чаще всего, развитию профессиональных заболеваний способствуют неудовлетворительная техническая оснащенность производства и недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Труд медицинских работников относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Как правило, профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у инфекционистов (фтизиаторов), патологоанатомов и стоматологов.

Медицинский труд, как и любая профессиональная деятельность человека, представляет собой совокупность факторов трудового процесса и окружающей среды (производственной, медицинской, госпитальной, больничной, внутрибольничной).

Трудовой процесс (труд) чаще всего рассматривают по виду, тяжести, напряженности, режиму и связи человека с орудием труда.

Вид труда определяют по функциональным системам организма, на которые приходится основная нагрузка. Наиболее распространено деление на преимущественно физический и преимущественно умственный труд.

Физическим трудом называют деятельность, связанную с энергетическими затратами и преимущественной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и системы, обеспечивающие его функционирование. Физические динамические нагрузки организм человека чаще всего испытывает при передвижении тела и перемещении предметов.

Физические статические нагрузки возникают при поддержании рабочей позы, удержании груза и других напряжениях мышц.

Умственным трудом называют деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преимущественного напряжения органов чувств, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Такой труд иногда разделяют на управленческий, операторский, творческий, преподавательский, студенческий и другие виды.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая основную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и обеспечивающие его функциональные системы (дыхательная, кровообращения, выделительная и др.).

Чрезмерные физические нагрузки, особенно в течение длительного времени, вызывают первоначально утомление, а затем приводят к развитию специфических патологических состояний.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на центральную нервную систему.

Режим труда – это чередование периодов работы и отдыха в течение определенного периода времени (рабочий день, сутки, неделя, год). Оптимальным режимом труда является такой, при котором работающий человек сохраняет максимальную работоспособность без ущерба для здоровья.

Производственная среда представляет собой совокупность физических, химических, биологических и психофизиологических (социально-психологических) факторов, в которой осуществляется трудовая деятельность человека.

Факторы трудового процесса и производственной среды могут быть полезными, индифферентными, а также, в зависимости от выраженности неблагоприятного действия на работающего человека - вредными и опасными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...