Введение научно-исследовательской работы
Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. По сути, это развернутый план научной работы, ее сконцентрированное содержание. Во введении автор определяет архитектуру исследования, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Введение определяет лицо будущего сочинения. Приступать к работе над введением следует после того, как основной материал уже собран и проанализирован, а общая концепция работы четко понятна автору. Решив концептуальные проблемы, автор раскрывает и доказывает то, что им было сказано во введении. В тексте введения указывается: Актуальность темы – это степень ее важности в определенный момент и в конкретной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным, но должно быть четко аргументированным. Обоснование актуальности – весьма сложный и тонкий момент работы над исследованием. Актуальность может быть спорной, поэтому автору необходимо сформулировать четкие аргументы в защиту своей позиции. Актуальной может считаться такая работа, содержание которой имеет отношение к реальной действительности, как в синхроническом, так и в диахроническом разрезе. Другими словами, актуально то, что имеет место в текущий момент или уже имело место, но по-прежнему значимо для сегодняшнего дня. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся как целое и часть, как общее и целое. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается.
Также объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор. То, что изучается, – есть предмет. Цель – это результат, который необходимо получить в ходе исследования. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, задачи работы отражаются в формулировке названий глав и параграфов. Гипотеза – предположение, с которым автор приступает к исследованию и которое он планирует доказать или опровергнуть в ходе научного исследования. Данный элемент не является обязательным для ВКР по специальности «Журналистика», используется студентом по желанию и необходимости логики исследования. Научная новизна означает факт отсутствия в науке подобных результатов или оригинальность темы (ранее исследования на эту тему не производились). Новизна может состоять в формулировке новых теоретических положений или рекомендаций, во введении в научный оборот новых источников. Также новизна может заключаться в новых подходах к освещению известной проблемы. Обоснование новизны заключается в том, что автор, обязательно указывая на уже существующие достижения других исследователей, прямо констатирует, что именно таким образом тема еще никем не рассматривалась. Степень изученности проблемы – указание на глубину и полноту разработки данной темы в уже существующих исследованиях. В данный пункт могут входить как исследования, во многом совпадающие с формулировкой темы ВКР, так и научные труды по отдельным аспектам рассматриваемой студентом проблемы.
Теоретическая база исследования – основные научные труды, на которые опирался студент в ходе работы, особенно над теоретической частью. Эмпирическая база исследования – этоисточники, непосредственно исследуемые самим автором с применением научной методологии. Эмпирической основой могут быть публикации СМИ, разнообразные медиаресурсы, архивные материалы, нормативные и хозяйственные документы, законодательные акты, экспертные интервью и пр. Методы исследования представляют собой те способы систематизации и анализа исследуемого материала, которые используются для анализа материала. Другими словами, метод – это тот прием, используя который исследователь познает новое. К самым распространенным методам в гуманитарных исследованиях относятся: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, абстрагирование, формализация, конкретизация. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько из них. Во введении необходимо не просто перечислить методы – необходимо пояснить, как именно каждый из них применяется в данной работе. Например: «Основные методы исследования: — проблемно-тематический (подбор и изучение литературы по теме развития социальных сетей); — контент-анализ (анализ, интерпретация данных, полученных в ходе мониторинга сайтов и социальные сетей СМИ Meduza и TJournal)». Теоретическая значимость работы – это вклад автора в изучение тематического материала, заключающийся в пополнении базы данных о предмете и объекте исследования или предложении инновационного подхода к проблеме. Теоретическая значимость курсовой работы может состоять: во всестороннем освещении сути рассматриваемой проблемы; в том, что ее результаты послужат стимулом повышения общетеоретического уровня современных исследований в конкретной отрасли; в представлении нового взгляда на вопрос, что расширит подход к его изучению, станет основой для выдвижения оригинальных, научно аргументированных гипотез.
Практическая значимость исследования – это полезность данной работы для представителей масс-медиа, научного и преподавательского сообщества. Практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикующим журналистам или другим исследователям СМИ, а также в том, что собранный в сочинении материал и сделанные выводы могут использоваться при разработке, например, отраслевого законодательства, профессиональных кодексов, правил, бизнес-планов и пр. или же при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т.д. Апробации работы – это публикации и выступления на научных конференциях по теме дипломной работы, если они есть у студента. Данный элемент введения ВКР не является обязательным. Структура и объем работы – общее краткое описание архитектуры и указание на объем ВКР. Включает в себя перечисление основных элементов работы (можно с названиями глав и кратким описанием их содержания), а также общее количество страниц в ВКР.
Основная часть ВКР Основная часть,в которой раскрывается содержание выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из теоретического и практического разделов (глав). В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора в сравнении с другими исследователями, изучающими данный вопрос или смежные с ним проблемы. Необходимо анализировать найденный и отобранный материал, сравнивать факты, сопоставлять позиции разных авторов, выделять бесспорные положения, обнаруживая повторения, критически осмысливать, выражать свое отношение к прочитанному, правильно формулировать главное, основное, отбрасывая второстепенное, делать новые выводы и обобщения. Согласно нормам научного речевого этикета, такого рода рассуждения ведутся от первого лица множественного числа: мы полагаем, как нам представляется, по нашим наблюдениям и т. п.; либо от третьего лица: по мнению автора данного исследования, согласно проведенному автором ВКР анкетированию и т.д.
Практическая часть содержит результаты исследования автором конкретных материалом, имеющих отношение к теме ВКР. Каждая глава состоит из двух-трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. Их включение в текст должно быть логически обосновано, на каждую иллюстрацию в тексте должна быть ссылка. Каждый параграф желательно завершать кратким выводом, содержащим основные данные, полученные студентом в ходе работы над этим разделом. Впоследствии эту итоговую информацию можно использовать при написании заключения.
Заключение Заключение - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов исследования и их соотношение с целью и задачами, поставленными во введении. В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришел студент в ходе исследования, и рекомендации о сферах практического применения полученных результатов. Заключение обычно оформляется в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой исследования. В заключении выделяются и обобщаются наиболее существенные из выводов исследования. Таковыми являются выводы, которые служат главной цели работы – подтверждению (или опровержению) выдвинутой гипотезы. Удобно составлять заключение с использованием промежуточных выводов, сформулированных после каждого параграфа.
Библиографический список
Библиографический список содержит перечень всех без исключения использованных в работе сайтов, статей, книг, законодательных материалов, материалов научно-практических конференций и семинаров, многотомных изданий, научных работ, диссертаций и авторефератов к ним на русском и на иностранных языках в электронном и натуральном виде. Библиографический список должен отражать только те источники, которые имеют прямое отношение к решению поставленной проблемы и были реально изучены автором (но не обязательно цитировались в его тексте). Объем библиографического списка, как правило, составляет не менее 50 наименований. Формировать его необходимо в процессе написания работы, сразу записывая выходные данные использованных источников. Составление библиографических ссылок регламентируется специально подготовленным нормативным документом – ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Ссылки на книжное издание: Феллер М. Д. Структура произведения. – М.: Книга, 1981. – С. 155. Как издать книгу / под ред. А. Э. Мильчина. – М.: Прогресс, 1994. – С. 121. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1980. – С. 226. Губарь А. М., Ревунков Г. И., Чистов В. В. Формализованный метод организации справочных массивов // Организация и управление научными исследованиями в технических вузах. – М.: Высш. шк., 1979. – Вып. 3. – С. 53–59.
Ссылки на статью из коллективного сборника: Звездкина Э. Ф., Шкондин М. В. Журналистика в системе политической организации общества // Журналистика в политической структуре общества: сб. ст. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – С. 19–45.
Ссылки на публикации из собраний сочинений: Толстой Л. Н. Новая азбука (1874–1875) // Полн. собр. соч. В 90 т. – М.: ГИХЛ, 1957. – Т. 21. – С. 1–100.
Ссылки на отдельные тома многотомного издания: Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность // Собр. соч. В 14 т. – М.: Гослитиздат, 1951–1953. – Т. 1. – 1951. – 410 с.
Ссылка на иностранный источник оформляется на языке оригинала: Richards J. Identity, Community and Nation // Ethnicity and Democratisation in the New Europe / Ed. K. Cordell. – Routledge Taylor&Frend Group, 1999. – Р. 13.
Ссылки на газетные публикации: Абдулатипов Рамазан. В интересах стабильности общероссийского дома // Российская газ. – 1991, 30 окт. В названиях журналов и газет сокращенно пишут слова «газета» – газ., «журнал» – журн. Например: Новая газ. или Российская газ. Можно употреблять общепринятые сокращения названий журналов и газет: АиФ, МК, Лит. газ. Если газета имеет объем более восьми полос, указывают номер полосы (страницы), на которой помещена публикация: Юшенков Сергей. На обломках демдвижения // АиФ. – 1999. – No 3 (янв.). – С. 5.
Ссылки на журнальные публикации: Вороненко Ольга. Возрождение грамотности // Столица. – 1991. – No 6. – С. 22.
Ссылки на статьи из журналов, имеющих серийные названия: Васильев В. П. Психологические проблемы журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Журналистика. – 1974. – No 5. – С. 89–90.
Ссылки на официальные документы:
На отдельно изданные официальные документы (законы, постановления, материалы съездов, уставы, отчеты и т.д.) описание составляется так же, как на книги. В списке к научной работе их целесообразно описывать под заглавием (в библиотечном каталоге официальные материалы описывают, как правило, перечисляя коллективных авторов). Особенностью библиографической записи официальных документов является то, что в сведениях, относящихся к заглавию, они содержат данные о статусе, принятии, организации, от имени которой опубликованы: Об охране окружающей среды: Закон Российской Федерации. – М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 1992. – 62 с.
Ссылки на стандарты: При описании стандартов указывается их назначение, которое является частью заглавия, их связь с ранее действовавшими документами, дата введения и срок действия: ГОСТ 7.0–84. Библиографическая деятельность. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ 7.0–77; Введ. 01.01.86. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 24 с.
Ссылки на архивные материалы: После указания автора и заглавия документа приводятся сведения о его местонахождении (название учреждения или архива), наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и листа: Материалы следственной комиссии, учрежденной в связи с распространением в воскресных школах антиправительственной пропаганды. – Центр. гос. ист. архив в С.- Петербурге. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 74.
При составлении списка использованных архивных документов может быть сделано их описание, сгруппированное по архивам и фондам: ЦГИАМ (Центр. гос. ист. архив в Москве). Ф. 95. Оп. 1. Л. 27. О лицах, обвиняемых в сношении с лондонскими пропагандистами. ЦГИАМ. Ф. 95. Оп. 1. Д. 63. Переписка разных лиц, находящихся за границей и внутри России.
Ссылки на доклады (тезисы) из материалов конференций, семинаров: Пшуков Ю. Г. О нормировании качества жидких электратов при их производстве методом рекерколации // Научно-технический прогресс и оптимизация технологических процессов создания лекарственных препаратов: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. 21–22 мая 1987 г. – Львов, 1987. – С. 282–283.
Ссылки на рецензии и рефераты:
Ознобкина Е. Рец. на кн.: Г. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991 // Новый мир. – 1992. – No 8. – С. 252–253.
Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций: Медведева Е. А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования профиля: дис.... канд. пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ин-т культуры. – М., 1986. – 151 с. Стародубцева И. Н. Специфика реферативной библиографической информации по стыковым наукам: автореф. дис.... канд. пед. наук: 05.25.03 / Моск. гос. ин-т культуры. – М., 1989. – 16 с.
Ссылки на электронные ресурсы: Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, баз данных, порталов, сайтов, веб-страниц, публикаций в электронных сериальных изданиях, сообщений на форумах и т. д.). Они имеют свои особенности. Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечания о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру URL (Uniform Resourse Locator – универсальный указатель ресурсов). После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу; после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год: Жизнь прекрасна, жизнь трагична...: 1917 год в письмах А. В. Луначарского А. А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова: Ин-т «Открытое общество». – М., 2001. – [Электронный ресурс]. URL: http//www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006). Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU: сервер радиолюбителей России. 2004. – [Электронный ресурс]. URL: http//www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).
Ссылка на сайт в целом: Библионочь – международная сетевая акция, официальный сайт. – [Электронный ресурс]. URL: http://biblionight.info (дата обращения 12.05.2017).
Ссылка на статью в интернет-СМИ: Число пользователей Facebook превысило полтора миллиарда / Lenta.ru. – [Электронный источник]. URL: https://lenta.ru/news/2015/11/05/
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами «Цит. по:», либо «Цит. по кн.:», или «Цит. по ст.:». Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.:», «См. об этом:». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например:», «См., в частности:». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:». Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют: «Ср.:». Полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках указывается только имя автора, а вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч.» и номер страницы. Библиографический список оформляется в алфавитном порядке и нумеруется арабскими цифрами с точкой. Вначале идут источники, в названии которых на первом месте стоят цифры, затем по возрастанию источники на русском языке, в конце идут источники на иностранных языках, также по алфавиту. Группировка на натуральные и электронные источники не предусмотрена. Если в ходе работы над ВКР в практической ее части студент анализировал определенное количество источников из СМИ (отдельных публикаций, программ либо целых выпусков изданий), то они перечисляются в алфавитном (для отдельных публикаций) или хронологическом (для целых выпусков СМИ) порядке в начале списка. Затем, также по алфавиту, вновь с буквы «а», идут прочие источники. Нумерация списка при этом остается сквозной.
Оформление ссылок и цитат: При включении в текст работы цитат или упоминании различных печатных работ необходимо давать ссылки на используемые источники. При этом используется следующий способ оформления: ссылка на источник оформляется в квадратных скобках и включает в себя порядковый номер источника из библиографического списка и страницу, на которой находится цитируемая мысль (при возможности). Ссылка ставится после упоминания автора или коллектива авторов либо после цитаты из работы. Например: Профессор С. Х. Карпенко [24] утверждает… Или: Профессор С. Х. Карпенко утверждает, что в «основе любого познания действительности лежит творческий процесс ученого, включающий прежде всего творческий анализ» [24, С. 115]. Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой: Исследованиями ряда авторов [15; 94; 124] установлено, что... Студентам следует обратить внимание, что ссылка является частью предложения, поэтому в том случае, когда ссылка завершает предложение, точка ставится только после закрытой квадратной скобки. Использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования является плагиатом. Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы. Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике.
Приложения В приложениях автор может разместить любой материал, имеющий отношение к его исследованию. Это могут быть расшифровки интервью (с формулярами опросов), копии материалов СМИ различного характера, нормативные акты и документы, карты, статистические данные, оформленные в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, дизайнерские модули) и пр. Формально не ограниченный совокупный объем приложений, исходя из здравого смысла, конечно, не должен превышать объема самой рукописи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|