Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии





Введение

 

Долгое время, вплоть до 2002 г., в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть заключалась в том, что собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателями, направлялись на выплаты пенсионерам. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работавших граждан, и это позволяло выплачивать достойные пенсии. Теперь же, в силу демографической проблемы, сложилась иная ситуация: на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан, и, по мнению экспертов, довольно скоро положение может еще более усугубиться. Население России быстро стареет. По самым пессимистическим оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих будет представлять один к одному, а к 2050 г. доля людей в работоспособном возрасте сократится с нынешних 63% до 50%, доля же пенсионеров вырастет с 20% до 30%.

Очевидно, что распределительная пенсионная система в таких условиях окажется несостоятельной и может привести к тому, что отношение пенсии к зарплате упадет с настоящих 26% до 17% в 2030 г. В такой ситуации от государства потребуется резкое увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. Известно, что если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям - увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности в обществе. Мировая практика показывает, что выходом из подобной ситуации может стать внедрение пенсионных схем, сочетающих распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, и накопительный элемент, когда государство перекладывает часть своих функций по назначению и выплате пенсий в частные руки.



По такому пути в рамках реформы системы пенсионного обеспечения уже более восьми лет идет и Россия. Реформа системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, основная цель которой состоит в обеспечении дополнительного источника для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных накоплений, а также в установлении зависимости размера пенсии от размера зарплаты, официально стартовала с 1 января 2002 г.

Вначале правовую основу реформы системы обязательного пенсионного страхования составляли два законодательных акта, вступивших в силу в начале третьей декады 2001 г., - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Первый из названных Законов установил организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, второй определил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Позднее был принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", установивший правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

И, наконец, последним среди законодательных актов, составивших правовую основу реформы пенсионной системы Российской Федерации, стал Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", большая часть положений которого вступила в силу с 1 октября 2008 г. Этот законодательный акт принят в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Помимо указанных законодательных актов законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О негосударственных пенсионных фондах", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Новым Федеральным законом, в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, установлен порядок добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.


Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

 

Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя.

В случае, если заявление об уплате дополнительных страховых взносов подается работодателю, последний направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в электронной форме в соответствии с Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи".

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы путем их перечисления через работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов (п. 2 ст. 3, п. п. 1, 4 ст. 4; здесь и далее указываются статьи и пункты статей Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений").





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.