Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и особенности социальных институтов




Общество является сложным социальным образованием. В связи с этим институты имеют:

а) явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института;

б) латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

Явные функции.

Основной функцией любого социального института является удовлетворение соци­альных потребностей, ради чего он был создан и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей.

Это следующие функции:

1.Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый инсти­тут обладает системой правил и норм поведения, делающих поведение предсказуемым.

Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.

Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2.Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных инсти­тутов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

3.Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимо­сти и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействи­ем институционализационных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция со­провождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема частоты контактов, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов соци­альной структуры.

Интеграция включает в себя:

а) консолидацию или совмещение усилий;

б) мобилизацию, т.е. вкладывание каждым членом группы своих ресурсов в дости-
жение целей.

4.Транслирующая функция - передача социального опыта

5.Коммуникативная функция - функция распространения произведенной в институ­те информации как внутри института, так и во взаимодействиях между институтами.

Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декла­рируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справ­ляется с выполнением своих явных функций, его ждут дезорганизация и изменения.

Латентные функции - находятся вне непосредственных целей человека, не запла­нированы заранее. Но результаты, полученные при этом очень важны для общества.

Именно с помощью изучения латентных функций можно определить истинную кар­тину социальной жизни. Так встречаются явления, когда тот или иной институт про­должает существовать не выполняя своих явных функций. Очевидно, что у такого ин­ститута существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потреб­ности определенных социальных групп (например, политические институты).

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность понятия «социальный институт».
  2. Дайте характеристику признаков социального института.
  3. Какие специфические особенности социальных институтов Вы знаете?
  4. Что такое процесс институционализации?
  5. Дайте характеристику явных и латентных функций социального института.
  6. Назовите институциональные признаки.
  7. Дайте анализ сущности основных социальных институтов
  8. Основные проблемы института образования в современном российском обществе.

Литература

Основная: 6, 8, 10, 11, 14, 15.

Дополнительная: 5, 11, 14, 48.

 

3.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Практическое занятие №1 Социология как наука (2часа)

Обсуждаемые вопросы:

1. Предмет и структура социологии

2. Функции социологии

3. Методы социального опознания

4. Место социологии в системе наук

5. Специфика и особенности развития социологии.

При подготовке к первому вопросу обратить внимание на разность подходов к пониманию предмета и структуры социологии. Определиться с наиболее приемлемым.

По второму вопросу охарактеризовать основные функции.

В третьем вопросе детально раскрыть историко-хронологический, сравнительный, экспериментальный и др. методы социального познания.

В четвертом вопросе разобраться с классификацией наук, определить место социологии в ней.

В пятом вопросе обратить внимание на специфику и особенности развития социологии. Раскрыть современное состояние данной науки.

Литература

Основная: 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15.

Дополнительная: 14, 29, 40, 47, 51.

 

Практическое занятие №2 Становление социологии и ее современное понимание (6 часов)

(Занятие № 1)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Основные положения учений Платона и Аристотеля об обществе
  2. Анализ моделей общинного устройства Т.Мора и Т.Компанеллы
  3. Сущность рационального общества (Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Руссо)
  4. Классический период развития социологии
  5. Социологическое наследие М.Вебера и Э.Дюркгейма.

При подготовке к первому вопросу необходимо изучить основные положения работ Платона «Государство» и Аристотеля «Политика», в которых изучаются общественные институты.

Во втором вопросе обратить внимание на работу Т.Мора «Утопия» и работу Т.Компанелы «Город Солнца».

В третьем вопросе необходимо раскрыть теорию «общественного договора» Д.Дидро, обратить внимание на точку зрения П.Гольбаха о роли среды в формировании личности, рационализм взглядов Ж.Руссо на общественное устройство.

В четвертом вопросе следует изучить социологическое наследие О.Конта, эволюционистскую социологию Г.Спенсера, взгляды К.Маркса на общество, принципы построения социологического знания В.Парето.

В пятом вопросе охарактеризовать подход М.Вебера к пониманию им предмета социологии, уяснить сущность его теории «социального взаимодействия», концепции «идеальных типов». Проанализировать научный метод социологии Э.Дюркгейма, его теорию «социального факта».

Литература

Основная: 2, 7, 9.

Дополнительная: 3, 6, 23, 24, 25.

 

(Занятие № 2)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Этико-субъективная школа социологии в России (П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев).
  2. Географическая школа (Л.Мечников).
  3. Историческая школа (В.Ключевский).
  4. Генетическая и плюралистическая социология (М.Ковалевский, К.Тахтарев)
  5. Марксистская школа (Г.Плеханов, В.Ульянов (Ленин).
  6. Социология П.Сорокина (российский период).

В первом вопросе обратить внимание на особенности формирования социологии в России. Раскрыть сущность системы социологии П.Лаврова, субъективного метода Н.Михайловского, систему социологического образования Н.Кареева.

Во втором вопросе раскрыть сущность географической школы, периодизацию человеческой истории Л.Мечникова.

В третьем раскрыть сущность исторической школы и взгляды В.Ключевского.

В четвертом вопросе обратить внимание на представления сторонников данного направления на социологию как науку об организации и эволюции человеческого общества, закономерном характере его развития и социальном прогрессе.

В пятом вопросе необходимо раскрыть взгляды Г.Плеханова и В.Ленина на общественное развитие, показать сходство и различие их позиций по вопросам социальной проблематики.

В шестом вопросе раскрыть взгляды П.Сорокина на исторический процесс, его теорию социальной мобильности.

(Занятие № 3)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Технологизация и индустриализация социологического знания
  2. Сущность школы системного функционализма (Р.Мертон, Т.Парсонс)
  3. Анализ современных конфликтологических теорий.
  4. Сущность этнометодологии Г.Гарфинкеля.
  5. Структурализм Э.Гидденса.

В первом вопросе раскрыть особенности технологизации и индустриализации социологического знания характерные для ХХ столетия.

Во втором вопросе разобраться с сущностью функционалистской социологии. Раскрыть методологические инструменты изучения общества Р.Мертона, проанализировать школу «системного функционализма» Т.Парсонса, его подходы к пониманию им сущности социальных систем.

В третьем вопросе требуется раскрыть взгляды Р.Миллса, понимание роли социального конфликта Л.Козером, обратить особое внимание на классификацию конфликтов Р.Дарендорфа.

В четвертом вопросе раскрыть взгляды Г. Гарфинкеля на методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир.

В пятом вопросе дать понимание Э.Гидденсом социальной структуры и социального действия.

Литература

Основная: 2, 7, 9.

Дополнительная: 3, 6, 13, 17, 23, 24, 25, 31, 34, 42, 44, 45.

 

Практическое занятие №3 Социологический анализ общества (6 часов)

Обсуждаемые вопросы:

(Занятие № 1)

Обсуждаемые вопросы:

1. Сущность понятий «социальное», «социальная жизнь», «общество».

2. Соотношение природного и социального в общественной жизни.

3. Признаки общества.

4. Функции общества.

5. Структурная композиция общества.

6. Общество как система.

В первом вопросе следует разобраться в специфике понятий «социальное», «социальная жизнь», «общество».

Во втором вопросе необходимо охарактеризовать традиционные подходы решения вопроса о соотношении природного и социального, рассмотреть природно-географические условия социальной жизни.

В третьем вопросе требуется раскрыть признаки общества.

В четвертом вопросе необходимо остановиться на анализе функций общества.

В пятом вопросе необходимо раскрыть структурную композицию общества, характеризующую его как целостность.

В шестом вопросе необходимо раскрыть взгляды Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса на общество как сложноорганизованную систему, охарактеризовать сущность основных общественных подсистем. Проанализировать такие системообразующие элементы общества как «социальный факт», «социальное взаимодействие», «социальная функция».

Литература

Основная: 8, 10, 11, 13, 14, 15.

Дополнительная: 7, 10, 11, 12, 44, 48, 50.

 

(Занятие № 2)

Обсуждаемые вопросы:

1. Механизмы функционирования общества

2 Типология общества

3 Развитие общества

4 Разрушение общества, Аномия

В первом вопросе следует раскрыть механизмы функционирования общества как целостности, рассмотреть процесс самовоспроизводства общества.

Во втором вопросе необходимо раскрыть основные типологии общества, характеризующие его с момента возникновения до настоящего времени, охарактеризовать теорию «постиндустриального общества», формационную теорию, теорию «открытого и закрытого общества».

В третьем вопросе следует раскрыть основные подходы и теории раскрывающие развитие общества (теория эволюционного развития Ч.Дарвина и Г.Спенсера, диалектические теории развития Г.Маркузе, Г.Гегеля, К.Маркса, теории циклического развития, маятниковые теории, теория социальных изменений Т.Парсонса).

В четвертом вопросе необходимо охарактеризовать сущность процесса разрушения общества, проанализировать понятия «девиация», «аномия».

Литература

Основная: 8, 10, 11, 13, 14, 15.

Дополнительная: 7, 10, 11, 12, 44, 48, 50.

 

(Занятие № 3)

Обсуждаемые вопросы:

1. Особенности современного этапа общественного развития

2. Сущность современного российского общества (состояние, проблемы и перспективы развития).

3. Политическая власть и общество

4. Глобальные проблемы современного этапа общественного развития.

В первом вопросе разобраться в особенностях современного этапа развития общества в масштабах всего человечества.

Во втором вопросе охарактеризовать современное российское общество с позиций его внутреннего устройства, динамики и перспектив развития. Постараться разобраться в основных проблемах его развития.

В третьем вопросе раскрыть механизм взаимодействия политической власти и общества.

В четвертом вопросе необходимо дать характеристику основных проблем общественного развития, относящихся практически ко всем современным обществам и требующих объединения усилий для их разрешения.

Литература

Основная: 8, 10, 11, 13, 14, 15.

Дополнительная: 7, 10, 11, 12, 44, 48, 50.

 

Практическое занятие №4 Социология личности (4 часа)

(Занятие № 1)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Сущность и структура личности
  2. Личность и общество
  3. Социальный статус: формирование и типы
  4. Социализация личности
  5. Специфика социализации личности в современной России

В первом вопросе обратить внимание на процесс формирования личности и факторы, принимающие в нем участие. Разобраться в структуре личности.

Во втором вопросе раскрыть процесс взаимодействия личности и общества. Дать понимание выбора личностью своей социальной позиции.

В третьем вопросе следует раскрыть сущность понятия «социальный статус», разобраться в его составляющих. Также обратить внимание на важнейшие его типы, уяснить смысл главного статуса и статусного набора.

В четвертом вопросе требуется разобраться в сущности процесса социализации личности, его уровнях и этапах, видах и агентах.

В пятом вопросе необходимо разобраться в специфике социализации личности в России в условиях перехода к демократии.

Литература

Основная: 3, 6, 9, 10, 11, 14, 15.

Дополнительная: 4, 8, 14, 26, 27, 32.

 

(Занятие № 2)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Социальные роли личности
  2. Ролевое обучение и ролевое напряжение
  3. Ролевые конфликты
  4. Социальный контроль и пути его осуществления
  5. Социальные отклонения: сущность и основные виды.

В первом вопросе необходимо выяснить, что такое «социальная роль». Какие роли играет личность на протяжении своей жизни?

Во втором вопросе охарактеризовать аспекты ролевого обучения и причины ролевых напряжений; уяснить способы снятия ролевого напряжения.

В третьем вопросе разобраться в сущности ролевого конфликта, его отличиях от социального. Разобраться в их основных видах.

В четвертом вопросе необходимо дать свое понимание социального контроля и попытаться разобраться в том, как личность контролируется в обществе, с помощью каких средств.

В пятом вопросе необходимо обратить внимание на девиантное поведение, его характеристики и виды.

Литература

Основная: 3, 6, 9, 10, 11, 14, 15.

Дополнительная: 4, 8, 14, 19, 26, 27, 29, 32, 37, 50.

.

Практическое занятие №5 Культура как объект социологической науки (4 часа)

(Занятие № 1)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Сущность понятия «культура»
  2. Признаки и элементы культуры
  3. Структура и основные функции культуры
  4. Многообразие культур
  5. Массовая культура: сущность и особенности.

В первом вопросе разобраться в генезисе понятия «культура». Попытаться самому дать понимание данного явления.

Во втором вопросе обратить внимание на многообразие признаков культуры, уяснить функции, выполняемые культурой в обществе.

В третьем вопросе охарактеризовать важнейшие культурные подсистемы (культурный комплекс, субкультура, контркультура) и ее элементы (обычаи, обряды, ритуалы и т.д.).

В четвертом вопросе раскрыть социокультурные тенденции: Запад и Восток, показать отличия западной и восточной культур.

В пятом вопросе выявить сущность и причины появления массовой культуры, ее место в структуре культуры.

Литература

Основная: 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Дополнительная: 14, 28, 30, 37, 50.

 

(Занятие № 2)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Развитие культуры и теории ее объясняющие (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, И.Кант, Г.Гегель, Т.Маркузе)
  2. Основные формы саморазвития культуры
  3. Проблема периодизации культуры
  4. Основные направления современного этапа развития культуры
  5. Особенности культуры современного российского общества

В первом вопросе охарактеризовать процесс развития культуры с древности до настоящих дней. Обратить внимание на эволюционистский (Ч.Дарвин, Г.Спенсер) и диалектический (И.Кант, Г.Гегель, Т.Маркузе) подходы к пониманию процесса развития культуры.

Во втором вопросе разобраться в сущности саморазвития культуры, как внутренне ей присущем процессу, а также в его основных формах.

В третьем вопросе раскрыть точки зрения исследователей на проблему периодизации культуры.

Четвертый вопрос предполагает уяснение сущности современной культуры в разрезе мирового сообщества.

В пятом вопросе необходимо охарактеризовать культуру современного российского общества, разобраться в сущности его культурной политики.

Литература

Основная: 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Дополнительная: 14, 28, 30, 37, 50.

 

Практическое занятие №6 Социальная структура общества (2 часа)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Сущность понятия «социальная структура»
  2. Сущность и основные виды социальной структуры
  3. Социальная стратификация
  4. Исторические формы стратификации
  5. Социальная мобильность и миграция.

В первом вопросе следует разобраться в многообразии подходов к пониманию социальной структуры.

Во втором вопросе необходимо раскрыть основные элементы социальной структуры и ее виды: этническая, политическая, экономическая и т.д.

В третьем вопросе раскрыть сущность социальной стратификации, определиться с понятием «страта», дать объяснение теории «социальной стратификации» П.Сорокина.

В четвертом вопросе надо охарактеризовать исторические формы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

В пятом вопросе дать анализ сущности и основных видов социальной мобильности. Раскрыть особенности миграции как важнейшего вида социальной мобильности.

Литература

Основная: 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15.

Дополнительная: 2, 16, 21, 29, 40.

 

Практическое занятие №7 Социальные взаимосвязи (2часа)

Обсуждаемые вопросы:

  1. Сущность понятия «социальная взаимосвязь»
  2. Социальные контакты и их виды
  3. Социальное действие
  4. Социальная связь и механизм ее регуляции
  5. Социальное отношение и взаимодействие.

В первом вопросе – главное в уяснении правильного понимания сущности «социальной взаимосвязи». Показать их многообразие на конкретных примерах.

Во втором вопросе необходимо дать анализ социального контакта, как простейшей формы социальной связи, раскрыть его виды.

В третьем вопросе раскрыть сущность, структуру и механизм социального действия.

В четвертом вопросе детально разобраться в механизме регуляции социальных связей.

В пятом вопросе выяснить сущность социальных отношений и взаимодействий. Дать характеристику сотрудничества и соперничества. Обратить внимание на отношения зависимости и власти.

Литература

Основная: 3, 5, 6, 10, 13, 14, 15.

Дополнительная: 1, 14, 19, 35, 36, 44.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...