Сущность понятия «культура»
Термин «культура» латинского происхождения, что означает культивировать или возделывать почву. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Культура предстает перед нами как сотворенная человеком «вторая природа». Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это включает в себя нормы, обычаи, язык, ритуалы, поведение и систему убеждений. Социологи подчёркивают, что поведение человека – это, прежде всего, результат не столько природы, сколько воспитания. Действительно, его бытие отличается способностью коллективно создавать и передавать символические значения. Люди действуют на основе культуры и подвергаются её обратному воздействию, а также порождают её новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом. В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения». С помощью культуры человечество сохраняет единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде.
В социологии культура рассматривается как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение, распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики: 1. культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений; 2. культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; 3. культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению. Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей: 1. фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом; 2. уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.
Виды культур В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:
1. высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; 2. народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи; 3. массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения. Элитарная (высокая) культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенного класса. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание граней между элитной и народной культурой. Так возникла массовая культура. Массовая культура - надстройка над базовой культурой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт больших групп людей. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Причём понятие «масса» имеет не только количественные характеристики, но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура - продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни. Суть массовой культуры состоит в том, что она создаётся для целей потребления. Главная её функция – развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишённая внутреннего источника развития и функционирования на основе социального заказа. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широких слоев населения. Она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Для отражения конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, форм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. К субкультурным группам относятся такие, которые отличаются от других не кардинальным образом, а лишь частично. Так, современное сообщество включает в себя молодёжные субкультуры, такие как рокеры, эмо и т. д. Каждое сообщество создает субкультуру. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Национальная субкультура применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Конфессиональная субкультура складывается на основе общности вероисповеданий, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой, она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|