Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «культура»




Термин «культура» латинского происхождения, что означает культивировать или возделывать почву. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызва­ны естественными причинами. Культура предстает перед нами как сотворенная челове­ком «вторая природа».

Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств.

Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это включает в себя

нормы, обычаи, язык, ритуалы, поведение и систему убеждений. Социологи подчёркивают, что

поведение человека – это, прежде всего, результат не столько природы, сколько воспитания.

Действительно, его бытие отличается способностью коллективно создавать и передавать

символические значения. Люди действуют на основе культуры и подвергаются её обратному

воздействию, а также порождают её новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются

историческим характером, относительностью и многообразием.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что

культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп,

функционирования и развития общества в целом.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают «специфиче­скую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабаты­вают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и об­щения». С помощью культуры человечество сохраняет единство и целостность сооб­щества при взаимодействии с другими сообществами. Культура является важным ме­ханизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде.

В социологии культура рассматривается как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направ­ленных на создание, усвоение, сохранение, распространение предметов, идей, ценност­ных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социаль­ных ситуациях.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1. культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2. культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3. культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему

социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей,

ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих

иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

1. фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в

целом;

2. уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs»,

переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.

 

Виды культур

В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:

1. высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2. народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3. массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что

подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о

степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и

образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения. Элитарная (высокая) культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенного класса.

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание граней между элитной и народной культурой. Так возникла массовая культура. Массовая культура - надстройка над базовой культурой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт больших групп людей. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Причём понятие «масса» имеет не только количественные характеристики, но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура - продукт интеллигенции,

нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами,

навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создаётся для целей потребления. Главная её функция – развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишённая внутреннего источника развития и функционирования на основе социального заказа. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широких слоев населения. Она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Для отражения конкретной формы бытия культуры в социологии используется поня­тие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, форм, об­разцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. К субкультурным группам относятся такие, которые отличаются от других не кардинальным образом, а лишь частично. Так, современное сообщество включает в себя молодёжные субкультуры, такие как рокеры, эмо и т. д.

Каждое сообщество создает субкультуру. Можно выделить национальные, конфес­сиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д.

Национальная субкультура применяется для определения символов, верований, цен­ностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.

Конфессиональная субкультура складывается на основе общности вероисповеданий, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой, она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее предста­вители.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...