Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные финансы РД в современных условиях




 

С учетом высокой дотационности республики и муниципальных образований важнейшей проблемой остается рациональное расходование бюджетных средств. С этой целью, прежде всего, предстоит продолжить работу по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства. В частности, максимально следует упростить процедуру распределения межбюджетных трансфертов, ввести критерии и показатели оценки эффективности использования бюджетных и инвестиционных средств

Необходимо провести полную инвентаризацию получателей бюджетных средств и прежде всего бюджетных учреждений, проанализировать качество их работы, ускоренно переходить на отраслевую систему оплаты труда, позволяющую оценивать деятельность работников бюджетной сферы по конечным результатам.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения взаимоувязки их с долгосрочными целевыми программами развития республики, внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результат, считаю целесообразным расширить горизонт бюджетного планирования в республике и перейти, начиная с 2009 года, к формированию республиканского бюджета на трехлетний период как основу долгосрочного финансового планирования.

Надо также упорядочить процесс разработки, принятия и реализации республиканских целевых программ, четко определить критерии для их разработки, установить действенный механизм контроля за их осуществлением.

Говоря об оптимизации служб заказчиков по строительству, осуществляемому в рамках Республиканской инвестиционной программы, можно сказать, что в этом направлении сделаны первые шаги. В частности, принято и реализовано решение о постепенном переходе к реализации Программы несколькими крупными заказчиками. В то же время еще остаются проблемы на уровне выбора подрядных организаций. Торги нередко превращаются в формальность, нет реальной экономии бюджетных средств по их результатам. При выборе подрядчиков не всегда изучается и налоговая дисциплина организаций. Правительству следует обратить на это особое внимание.

Важным направлением государственной политики, нацеленной на улучшение качества жизни людей и повышение эффективности деятельности органов власти, является проводимая в стране административная реформа. В республике принята и реализуется в соответствии с федеральной Концепцией программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2010 годах». Главными задачами в ней определены повышение качества и доступность предоставляемых государственных и муниципальных услуг, их оказание в максимально сжатые сроки, в том числе и в электронной форме. Человек не должен изматываться в очередях, преодолевая многочисленные бюрократические препоны при получении различных справок, документов, пособий, субсидий, - то есть всего того, что ему обязаны предоставить государственные или муниципальные структуры.

Одним из направлений реализации административной реформы является создание многофункциональных центров по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Продолжается в республике работа по упорядочению деятельности контролирующих органов. Только в бюджетной сфере за счет оптимизации и внедрения системы комплексных совместных проверок удалось снизить их общее количество за два года более чем на 100. Считаем необходимым продолжить процесс оптимизации количества проверок при одновременном повышении их качества и результативности. В прошлом году было выявлено 147 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 205,8 млн. рублей, из них восстановлено в бюджеты всех уровней только 96,4 млн. рублей. По выявленным финансовым нарушениям передано в правоохранительные органы 142 материала на общую сумму 2,4 млрд. рублей. Ни один из них не дошел до судебных органов, что свидетельствует или о низком качестве работы органов контроля и следственных действий правоохранительных органов, или об их заинтересованности не доводить дело до суда.

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, приведения их в соответствие с новой системой и структурой органов исполнительной власти Российской Федерации, а также с учетом расширения возлагаемых на республику федеральным законодательством полномочий по предметам совместного ведения считаю целесообразным внести в структуру органов исполнительной власти республики соответствующие изменения.

В республике проведена значительная работа по обеспечению полноценного осуществления органами местного самоуправления своей деятельности. В порядке реализации предложений, высказанных в Послании в прошлом году, за ними закреплены дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, что позволило существенно укрепить финансовую основу местного самоуправления. Мы и впредь будем оказывать всестороннюю помощь муниципальным образованиям. В то же время от привычных подходов к межбюджетным отношениям, порождающим иждивенчество, нужно переходить к системе, стимулирующей инициативу и развитие. В этой связи принципиально важен переход к долгосрочному планированию объемов финансовой помощи муниципальным образованиям. На указанные объемы не должны влиять дополнительные доходы, полученные местными бюджетами в результате качественного улучшения администрирования, активной работы по наращиванию налогового потенциала. Это актуализирует и разработку системы показателей муниципальной статистики.

Необходимо активнее формировать экономическую базу на местах, искать дополнительные источники пополнения доходной части муниципальных бюджетов.

Особое значение имеют вопросы ускорения разграничения государственной собственности на землю, правового закрепления муниципальной собственности на земельные участки. Надо отметить, что не все руководители на местах проявляют заинтересованность в завершении этой работы. Учитывая важное значение этого вопроса, мы предусмотрели в республиканском бюджете часть средств на финансирование этих мероприятий (108,5 млн. рублей) и уже в нынешнем году планируем завершить работу по разграничению собственности на землю в 10 городах и 12 крупных районах.

Другое направление - это разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями. Несмотря на то, что эти вопросы в целом решены, в республике до сих пор не принят закон, устанавливающий порядок осуществления этих процедур. Необходимо ускорить его разработку и принятие.

Важной задачей является обеспечение местного самоуправления квалифицированными кадрами.

В результате прошедших в марте прошлого года выборов значительно обновился кадровый состав руководителей органов местного самоуправления. Из 52 глав муниципальных районов и городских округов сменилось 18, а из 706 глав поселений - 278. Таким образом, корпус местных руководителей обновился примерно на 40%.

Критерием оценки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в основном служат показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения, определенные в соответствии с полномочиями каждого уровня власти. Президентом Российской Федерации подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Нам необходимо организовать работу по его реализации, а главам муниципальных районов и городских округов - активно в нее включиться.

Важной задачей деятельности органов власти должно стать решение жилищной проблемы. Одно из реальных направлений в наших условиях - это развитие индивидуального жилищного строительства. Для этого в первую очередь необходимо бесплатно, без сложных процедур предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельные участки, создавать условия для использования ипотечного кредита, повышать его доступность для населения.

Другое важное направление решения жилищной проблемы - это строительство социального жилья, предоставляемого малоимущим и гражданам, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма. Нам необходимо в разы увеличить строительство и ввод этой категории жилья, подготовить земельные участки для их строительства, подвести к ним нужную инфраструктуру, а также провести инвентаризацию списков очередников. Надо продумать механизм привлечения частного капитала в данную сферу - предоставлять компаниям бесплатно землю, передавать им для реализации часть жилого фонда, использовать систему налоговых льгот и т.д. При этом нельзя забывать о качестве возводимого жилья и других объектов, к которому в настоящее время возникает много претензий. Особенно это касается сейсмостойкости и эксплуатационной надежности возводимых зданий. Администрации муниципальных образований должны выдавать разрешение на строительство жилья, других объектов только при наличии утвержденной проектно-сметной документации, заключения государственной экспертизы, требовать с застройщиков строгого соблюдения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Первоочередного внимания требует жилищно-коммунальная сфера.

В настоящее время в основном определены полномочия каждого уровня власти, созданы правовая, экономическая и материально-техническая основы их деятельности. Полномочия по обеспечению жильем, жилищно-коммунальными услугами, жизненно важными для граждан, в основном возложены на местную власть. И она должна нести всю полноту ответственности за качество и своевременность оказания этих услуг.

Без коренного реформирования жилищно-коммунальной сферы у нас постоянно будут проблемы с оказанием населению услуг требуемого качества и объема. Необходимо активнее внедрять рыночные механизмы в эту сферу, создавать товарищества собственников жилья, повышать ответственность и инициативу самих граждан, предотвращать необоснованное повышение тарифов и одновременно увеличивать собираемость платежей, применяя современные технологии при расчетах населения за коммунальные услуги. При этом следует отметить, что в республиканском бюджете предусмотрены значительные финансовые средства на субсидирование части стоимости коммунальных услуг населению, имеющему доходы ниже прожиточного минимума.

На федеральном уровне, как мы знаем, создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, из которого мы можем получить более 3 млрд. рублей. Для этого местным властям необходимо ускорить подготовку соответствующих программ и заявок. Непонятно, когда муниципалитеты, которые постоянно жаловались на отсутствие финансирования, сейчас, когда появилась возможность получить деньги на эти цели, проявляют нерасторопность в подготовке соответствующих документов. Правительству республики нужно держать эти вопросы в центре внимания и, что очень важно, усилить контроль за дальнейшим расходованием полученных средств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...