Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тексты МК как структуры повествования




Материалы массовой коммуникации, особенно на телевидении зачастую представляют собой повествование, для которого

56 Hall, S. Encoding/Decoding in Television Discource\\ Hall, S. (eds) 1980. Culture, Media, Language. London and Melbourne: Hutchinson.


Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации 79

характерен определенный сюжет и его развитие. Поэтому при анализе текстов массовой коммуникации не случайным является обращение к структуре повествования.

Существуют различные варианты анализа структуры повествования. Основная идея состоит в том, что во всем разнообразии фильмов, телевизионных постановок, сериалов выявляются некоторые структуры сюжетов или форм повествований, которые являются для них общими.

Одним из наиболее простых является следующий взгляд на развертывание повествования. Утверждается, что повествование начинается с некоторого равновесия или гармоничного состояния. Затем, в связи с действиями сил природы или каких-либо преступников происходит нарушение сложившегося равновесия. Заключительным этапом повествования является восстановление гармонии благодаря действиям героя.

В рамках этого направления исследований СМК широко используются работы отечественного ученого-фольклориста В.Я. Проппа (1895-1970). В работе "Морфология сказки", опубликованной в 1928 году, автор провел сравнение сюжетов более 100 русских народных сказок57. По результатам им были сделаны следующие выводы. Волшебные сказки оказались однотипными по своему строению. Устойчивыми элементами сказки являются функции действующих лиц, образующие составные части сказки. Число сюжетных функций в сказке ограничено, а последовательность функций в сказке одинакова. Показательно, что Пропп рассматривает определенные им 32 функции действующих лиц, как более важные для развития сюжета, нежели то, кем конкретно эти функции выполняются в той или иной сказке. Позднее, эти идеи были эффективно использованы применительно к анализу материалов МК58.

В заключение приведем интересную, на наш взгляд, матрицу семиотического анализа материалов телевидения59. Анализ этот предполагает несколько этапов.

57 Пропп В.Я. "Морфология сказки". Ленинград. 1928.

58 См. в разделе Хрестоматия текст: Уоллакот Дж. Сообщения и значения.

59 Вегger А. А. Media Analysis Techniques. London: Sage. 1991.Р.28.


80 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории


А. Необходимо выделить и проанализировать важнейшие знаки текста.

1. Каковы важные означающие и что они означают?

2. Какова система, позволяющая наделить смыслом знаки?

3. Какие коды, могут быть найдены в тексте?

4. Какие идеологические и социологические аспекты оказываются затронутыми?

В. Какова парадигматическая структура текста?

1. Каково центральное противопоставление в тексте?

2. Каковы парные оппозиции, скрывающиеся за различными категориями?

3. Имеют ли эти оппозиции социальное или психологическое привнесение?

С. Какова синтагматическая структура текста?

1. Какие функции (по Проппу) могут быть применимы к анализу текста?

2. Как организация последовательности повествования влияет на смысл?

П Как канал телевидения влияет на текст?

1. Какие типы кадров, углов камеры и т.п. используются?

2. Какую смысловую роль играют музыка, цвет, звук и т.п.?

Заключение

Использование семиологического анализа в области массовой коммуникации открывает достаточно широкие возможности. Ориентация данного подхода на анализ внутренней структуры текстов позволяет понять то, что обычно не удается выявить с помощью других методов изучения содержания массовой коммуникации. Особую ценность семиология имеет в связи с тем, что в ее рамках открывается возможность анализировать тексты, в которых одновременно используются знаковые системы различной природы — именно к таким относятся большинство сообщений современных СМК, прежде всего телевидения. Проводя семиологический анализ текста, нам становятся более ясными позиции тех, кто создает и транслирует материалы, мы отказываемся от формального, поверхностного взгляда на содержание, нам становится более понятной внутренняя структура, логика и идея послания.


Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации 81


Ориентация семиологии на анализ коннотативной структуры текста неразрывно связана с пониманием того, как текст соотносится с более широким социо-культурным контекстом. Ценной представляется и общая конструкционистская посылка подхода, позволяющая понять существенную роль медиа как источника формирования наших представлений о реальности. Нельзя не сказать и о том, что семиологический анализ на практике позволяет раскрывать механизмы оперирования идеологии.

Немаловажно, что важным условием семиотического анализа является учет позиции читателя (зрителя, слушателя). Именно в рамках семиотики особый акцент делается на активности стороны, принимающей сообщение, необходимости учета ее установок, ценностей, эмоций.

В то же время, семиотическая методология является лишь одним из возможных способов анализа текста и, соответственно, предполагает параллельное использование других подходов. Семиологические методы являются прежде всего описательными качественными, нежели количественными. Отсюда следует, что зафиксированные тенденции являются лишь одним из возможных способов оценки. Т.е. для обеспечения значимости обобщений, сравнимости, репрезентативности результатов данные семиотики обязательно должны быть дополнены с помощью количественных методов.


ЛЕКЦИЯ 5.

ПОНИМАНИЕ МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...