- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- профилактика инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Самостоятельная работа студента предусматривает подготовку к семинарам и практическим работам, работу с учебниками и учебными пособиями, выполнение домашних заданий (решение задач), индивидуальную работу по подготовке информационных сообщений, презентаций, участие в кружковой работе, подготовку к контрольным работам, рубежным аттестациям, зачетным работам.
№ п/п
| Разделы (темы) дисциплины
| количество часов
|
Раздел 1. Физические знания – фундаментальная основа естествознания.
|
|
| Введение. Предмет естествознания. Естественнонаучные методы познания. Научные теории и научные законы.
|
|
Глава 1. Гравитационное взаимодействие.
|
|
| Механическое движение, виды механического движения, причины движения. Законы Ньютона. Силы в природе.
|
|
| Гравитационные силы и их особенности. Геоцентризм, гелиоцентризм. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Значение закона всемирного тяготения.
|
|
| Движение под действием гравитационных сил. Первая, вторая, третья космические скорости. Проявление гравитационного взаимодействия в жизни нашей планеты. Приливы и отливы Роль гравитационного взаимодействия в эволюции Солнечной системы. Гравитационное поле.
|
|
Глава 2. Электромагнитные взаимодействия.
|
|
| Электромагнитные силы. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Явление электризации; ее учет и применение. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов. Закон Кулона.
|
|
| Взаимодействие движущихся электрических зарядов. Опыт Эрстеда. Закон Ампера. Сила Ампера, сила Лоренца.
|
|
| Близкодействие; действие на расстоянии. Электрические и магнитные поля. Силовые характеристики полей. Принцип суперпозиции полей. Взаимосвязь электрических и магнитных полей.
|
|
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений. Использование электромагнитных волн различного диапазона. Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека.
| Самостоятельная работа
|
| Семинар «Электромагнитные взаимодействия в природе»
|
|
Глава 3. Световые явления.
|
|
| Законы прямолинейного распространения, отражения, преломления света. Природа света. Корпускулярно-волновой дуализм.
|
|
| Дисперсия света. Цвет и свет. Волновые проявления света: интерференция, дифракция. Явление фотоэффекта. Фотон.
|
|
Глава 4. Ядерные взаимодействия.
|
|
| Строение атома. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Связь массы и энергии.
|
|
| Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивность в природе.
|
|
| Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции деления тяжелых ядер.
|
|
| Термоядерный синтез. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействия на организм человека.
|
|
Глава 5. Общие представления об элементарных частицах. Слабые взаимодействия.
|
|
| Общие представления об элементарных частицах. Античастицы.
|
|
| Нейтрино. Нейтрино во Вселенной. Эволюция звезд. Классификация звезд.
|
|
Глава 6. Основы термодинамики и общие закономерности природных систем.
|
|
| Термодинамика. Основные понятия термодинамики. Температура. Термометр. Шкалы температур. Внутренняя энергия.
|
|
| Законы термодинамики. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Второе начало термодинамики и необратимый характер изменений в замкнутых системах.
|
|
| Представление об энтропии как меры беспорядка. Процессы самоорганизации. Общие представления о синергетике.
|
|
Глава 7. Единая физическая картина мира.
|
|
| Основные этапы развития представлений о физической картине мира. Современная физическая картина мира
|
|
Глава 8. Эволюция Вселенной.
|
|
| Эволюция Вселенной
|
|
Раздел II. Химические знания о материи.
|
|
Глава 9. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов.
|
|
| Атомно-молекулярное учение. Периодичность свойств атомов химических элементов. Валентные возможности атомов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атомов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира.
|
|
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний.
|
|
Глава 10. Процессы, происходящие на микроуровне.
|
|
| Свойства атомов химических элементов. Электроотрицательность элемента. Степень окисления и валентность. Взаимодействия атомов. Химическая связь и ее виды
|
|
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний.
|
|
Глава 11. Микро- и макроуровень организации вещества.
|
|
| Строение веществ (молекулярное и немолекулярное). Типы кристаллических решеток. Закон постоянства состава вещества. Классификация сложных неорганических соединений.
|
|
Металлические и неметаллические элементы, их соединения.
| Самостоятельная работа
|
| Количественный состав веществ (расчеты по формулам).
|
|
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы ее очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
| Самостоятельная работа
|
| Водные растворы. Концентрация растворов.
|
|
| Урок-упражнение.Контроль знаний.
|
|
Глава 12. Химические реакции.
|
|
| Химическая реакция. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Скорость химических реакций и факторы, от которых она зависит (концентрация, температура, катализаторы и др.).
|
|
| Классификации химических реакций.
|
|
| Химическое равновесие. Принципы смещения химического равновесия.
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и технике.
|
|
| Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний.
|
|
Глава 13. Природные и синтетические органические соединения.
|
|
| Органические вещества, их многообразие. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Вывод формулы вещества по известным массовым долям химических элементов.
|
|
| Количественные характеристики органических веществ. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе продуктов сгорания.
|
|
| Классификация органических соединений. Углеводороды. Зависимость свойств органических соединений от состава и строения молекул.
|
|
| Классификация органических соединений, содержащих функциональные группы.
|
|
| Жизненно важные органические соединения. Аминокислоты. Белки. Жиры. Углеводы. ДНК. РНК. АТФ.
|
|
| Семинар по теме «Жизненно важные органические соединения».
|
|
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе. Возможность получения новых материалов с заданными свойствами. Экологические проблемы, связанные с использованием синтетических материалов, химических веществ в быту, развитием химической промышленности. Защита окружающей среды.
| Самостоятельная работа
|
Раздел III. Биологические знания о материи.
|
|
Глава 14. Наиболее общие представления о жизни.
|
|
| Жизнь как особая форма существования материи, признаки живой материи, уровни организации живой материи. Разнообразие живых организмов. Современная классификация органического мира.
|
|
Эволюция живой материи в геологические эпохи Земли. Живая материя как фактор преобразования Земли. Роль живой материи в круговоротах веществ в природе.
| Самостоятельная работа
|
| Концепции возникновения жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина.
|
|
Вирусные и бактериальные заболевания, их профилактика. Профилактика пищевых отравлений. Иммунитет и иммунная система.
| Самостоятельная работа
|
| Вирусы – неклеточные формы жизни. Бактерии – одноклеточные прокариоты.
Лабораторно-практическая работа «Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний» (с использованием различных информационных ресурсов).
|
|
Глава 15. Основные проявления жизнедеятельности организмов.
|
|
15.1. Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов.
|
|
| Развитие представлений о клетке. Клеточная теория.
Химические компоненты клеток. Строение клеток
Лабораторно-практическая работа «Строение растительной и животной клеток под микроскопом».
|
|
| Семинар по теме «Химические компоненты живого. Строение клеток».
|
|
15.2. Биохимические процессы - процессы жизнедеятельности.
|
|
| Энергия в биологических саморегулирующихся системах. Автотрофное питание. Фотосинтез - пример пластического обмена веществ. Хемосинтез. Биосинтез белков.
|
|
Естественные источники энергии. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Энергетические затраты человека. Питание – одна из важнейших потребностей человека. Углеводы – главный источник энергии для организма. Роль жиров в питании. Холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Пищевой рацион. Рациональное (сбалансированное питание) питание. Натуральное питание – основа здоровья. Витамины.
| Самостоятельная работа
|
| Гетеротрофное питание. Энергетический обмен в клетке. Энергетические затраты человека. Правильное питание. Пищевой рацион. Витамины.
Взаимосвязь энергетического и пластического обменов в клетке. Лабораторно-практическая работа «Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи» (с использованием различных информационных ресурсов). Контроль знаний.
|
|
15.3. Непрерывность жизни. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
|
|
| Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Половое размножение. Оплодотворение.
|
|
Эмбриональное развитие человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды, наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Постэмбриональное развитие человека. Старение и смерть организмов.
| Самостоятельная работа
|
| Человек и его здоровье. Факторы риска.
|
|
15.4. Закономерности наследования признаков.
|
|
| Основные понятия и термины в современной генетике. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Решение задач.Лабораторно-практическая работа «Фенотипы комнатных растений».
|
|
| Геном человека. Методы изучения человека. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование групп крови. Решение задач.
Лабораторно-практическая работа «Составление родословных».
|
|
Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.
Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий, основанных на генной инженерии.
| Самостоятельная работа
|
| Мутации и мутагены. Наследственная изменчивость. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения.
Лабораторно-практическая работа «Решение генетических задач».
|
|
Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация жизни.
|
|
| Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Человек – феномен природы. Происхождение и эволюция человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных.
|
|
Краткая характеристика предполагаемых предковых фор м человека. Единство человеческих рас.
Экскурсия: Дарвиновский музей (в т.ч. просмотр видеофильма «Происхождение жизни»).
| Самостоятельная работа
|
Глава 17. Человек и окружающая среда.
|
|
| Учение В.И. Вернадского о биосфере.
|
|
| Химические процессы в природе. Круговороты веществ в биосфере.
|
|
Ноосфера. Усиление воздействия человека на окружающую природу как причина возникновения экологических кризисов. Эрозия почвы и опустынивание. Загрязнение гидросферы и методы очистки воды. Загрязнение атмосферы и методы борьбы с ним. Парниковый эффект и его возможные последствия. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Переработка отходов. Безотходные технологии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Концепция устойчивого развития. Будущее человечества. Альтернативы развития. Наука на службе у будущего: решение энергопроблем человечества, облагораживание отходов, охрана природы, развитие медицины, развитие технологий. Воспитание экологического мышления, экологической морали. Формирование у человека «экологического стиля поведения». Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.
| Самостоятельная работа
|
| Природное равновесие. Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Практическая работа «Формы личного участия в охране окружающей среды»(с использованием различных информационных ресурсов).
|
|
| Зачет
|
|
| Резерв времени
|
|
Итого
|
|