Раздел 5. История Нового времени
Темы 5.1.-5.4. Европа в XVI - XVIII вв. Студент должен знать: - периодизацию истории Нового времени; - основные компоненты процесса модернизации; - хронологию европейских революций XVI - XVIII вв.; уметь: - анализировать важнейшие процессы, сопровождавшие переход к индустриальной цивилизации; - выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации; иметь представление: - о характерных чертах Нового времени; - о роли модернизации в утверждении капитализма; - об основных идеях эпохи Просвещения.
Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Причины, предпосылки Великих географических открытий. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Революции XVI-XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии. Художественная культура XVI-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения.
Понятия, составляющие содержание тем: Новое время, Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, Контрреформация, абсолютизм, Просвещение, мануфактура, революция, модернизация, внутренний рынок, протекционизм, урбанизация, секуляризация, «Общественный договор», гражданское общество.
Тема 5.5. Цивилизации Востока в XVI - XVIII вв. Студент должен знать: - причины усиления экспансии европейских стран; - модели политико-экономической экспансии европейцев; уметь: - показать на карте направления колониальной экспансии; - выявлять связь между колониализмом и развитием капитализма; иметь представление: - о жизни колоний в данный исторический период; - о хронологии колониальных захватов.
Китай, Индия, Османская империя: особенности развития в XVI - XVIII вв. Колониальная политика европейцев. Причины и модели политико-экономической экспансии европейских государств. Освоение европейцами Америки, Индии, Китая. Борьба за колонии и перераспределение колониальных владений. Начало создания колониальных империй. Деятельность торгово-колониальных компаний. Метрополии и колонии: история складывания отношений. Понятия, составляющие содержание темы: межцивилизационный диалог, колониальная экспансия, метрополия, колония, колониальная империя.
Темы 5.6.-5.11. Россия в XVI - XVIII вв. Студент должен знать: - основные процессы, характеризующие развитие России в XVI-XVIII вв.; - причины и последствия Смуты; - причины церковного раскола в России; - содержание реформ Петра I; - особенности развития и основные достижения российской культуры; уметь: - анализировать особенности и противоречия модернизации в России; - анализировать и показывать на карте территориальные изменения России; иметь представление: - об этапах закрепощения крестьян; - об особенностях взаимоотношений между властью и обществом; - об особенностях российского абсолютизма; - об изменении сословной структуры российского общества на протяжении XVI-XVIII вв.
Территория и население России в XVI веке. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 года. Церковь и государство. Военные преобразования.
Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI века. Учреждение патриаршества. Кризис конца XVI-начала XVII в. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Смутное время: причины, сущность, последствия. Борис Годунов и его политика. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 года и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Россия в середине и второй половине XVII века. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного строя. Социальные движения XVII века. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и Земских соборов. Государство и церковь. Реформы Никона, причины и последствия церковного раскола. Основные направления внешней политики России в XVII веке. Русская традиционная культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII века. Россия в период реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и её итоги. Изменение места России в мире и провозглашение её империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура общества. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Культурный переворот петровского времени. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в истории России.
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.). Причины дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III. Социально-экономическое развитие России в период с 1725 по 1762 гг. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II: идеология и политика. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Восстание под предводительством Е. Пугачёва. Павел I – характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России, её роль в развитии системы международных отношений во второй половине XVIII в. Превращение России в мировую державу. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Понятия, составляющие содержание тем: приказной строй, Смута, коллегии, опричнина, многонациональность, поликонфессиональность, подушная подать, казачество, просвещённый абсолютизм.
Темы 5.12.; 5.13. Становление индустриальной цивилизации (XIX в.) Студент должен знать: - признаки индустриальной цивилизации; - формы монополистических объединений; уметь: - отличать индустриальную цивилизацию от аграрной; - показать и объяснить неравномерность развития капитализма в разных регионах Европы; - выделять страны «старого» и «молодого» капитализма; иметь представление: - о роли науки в индустриальной цивилизации; - о социальных и политических последствиях промышленного переворота; - об особенностях процесса модернизации в Германии, США; - о признаках индустриального общества.
Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и Америки. Экономические, социальные и политические последствия промышленного переворота. Технические достижения. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века. Возникновение идейно-политических течений. Либерализм, социализм, консерватизм: идейная платформа и социальная база. Возникновение рабочего движения. Парламентская реформа и чартистское движение в Англии. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Становление партий и партийной деятельности. Урбанизация. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества. Старые и новые социальные составляющие: дворянство, средний класс, крестьянство, пролетариат. Изменение среды обитания человека. Европейские революции середины XIX века. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в европейских странах. Объединительные процессы в Европе и в Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США 1861-1865 гг.
Особенности экономического развития стран «старого» и «молодого» капитализма во второй половине XIX в. Вторая научно-техническая революция. Экономические кризисы, образование монополий. Монополистический капитализм. Формы монополистических объединений. Роль государства в экономике. Индустриальное общество и его признаки.
Понятия, составляющие содержание тем: промышленный переворот, фабрика, индустриальное общество, индивидуализм, «средний класс», «народный суверенитет», космополитизм, кризис, научная революция, марксизм, консерватизм, социализм, либерализм, национализм, партия.
Тема 5.14. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке
Студент должен знать: - особенности модернизационных процессов в Китае, Османской империи, Японии; уметь: - сравнивать колониализм XVI - XVIII вв. и XIX века; - анализировать изменения, происходящие на Востоке под влиянием экспансии Запада; иметь представление: - о различных степенях зависимости стран Востока от капиталистических держав. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Европейские колониальные империи, формы их организации. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Британское колониальное господство в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. Попытки модернизации в странах Востока. Китай: политика самоизоляции, кризис империи. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Политика «самоусиления». Восточный вопрос и Османская империя: попытка модернизации. Танзимат. Япония: опыт модернизации. Период реставрации Мэйдзи.
Понятия, составляющие содержание темы: «восточный вопрос», политика «самоусиления», танзимат, изоляция, право экстерриториальности.
Темы 5.15.-5.17. Россия в XIX веке Студент должен знать: - содержание основных преобразований в России XIX века; - этапы борьбы за демократизацию общества; уметь: - показать и объяснить неравномерность развития капитализма в России; иметь представление: - о роли и месте России в системе мировых цивилизаций; - об особенностях процесса модернизации в России; - об изменениях в духовной жизни в результате реформ XIX в.
Россия в первой половине XIX столетия. Территория и население империи. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Основные направления и принципы внешней политики России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Развитие экономики. Роль бюрократии. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Общественно-политическая мысль в России. Славянофилы. Западники. Русский утопический социализм. Основные направления внешней политики второй четверти XIX века. Россия и европейские революции 30-40 гг. XIX в. Крымская война и её последствия для страны. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Финансовые преобразования. Реформы в области образования. Итоги реформ и их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Пореформенная Россия. Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоёв. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъём.
Понятия, составляющие содержание тем: военные поселения, декабристы, западники, славянофилы, теория «официальной народности», аракчеевщина, общественное движение, бюрократия, народничество, крестьянская реформа.
Тема 5.18. Международные отношения в Новое время Студент должен знать: - содержание Вестфальской и Венской систем миропорядка; - даты и цели создания внешнеполитических союзов XIX - начала XX в.; уметь: - анализировать изменения в геополитической ситуации; - показать по карте сферы притязаний ведущих европейских держав; иметь представление: - об изменении характера конфликтов в Новое время; - о средствах и способах установления мира после окончания войн и военных конфликтов. Европейские войны XVII - XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Первая общеевропейская война - Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского концерта» и распределение ролей между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Антифранцузская коалиция. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». «Священный союз» и идеалы легитимизма. Крымская война и крах «Венской системы». Внешнеполитические союзы, дипломатия в конце XIX века. Понятия, составляющие содержание темы: Вестфальская система миропорядка, коалиция, политика «баланса сил», Венская система миропорядка, «статус-кво», геополитическое положение.
Тема 5.19. Духовное развитие Западной цивилизации и России В индустриальную эпоху
Студент должен знать: - основные достижения науки и культуры XIX в.; уметь: - обосновать появление новых тенденций в развитии культуры на рубеже XIX-начала XX вв.; иметь представление: - об основных художественных стилях; - об особенностях духовной жизни Нового времени.
Особенности духовной жизни Нового времени. Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристика. Интеллектуальная и художественная жизнь России в первой половине XIX века. Развитие науки и техники. Рост национального самосознания. Правительственная политика в отношении образования. Университеты. Литература, стили и направления: сентиментализм, романтизм, реализм. Искусство. Развитие культуры в пореформенной России. Влияние великих реформ на развитие культуры. Перемены в образовании. Основные течения в художественной культуре (модернизм, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Золотой век русской литературы. Особенности в развитии искусства. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Декаданс. Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой в XIX веке. Повседневная жизнь населения России в XIX веке. Научно-технический прогресс на рубеже XIX- начала XX вв. Энергетическая революция. Расширение границ познаваемого мира. Развитие транспорта и средств связи. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.
Понятия, составляющие содержание темы: художественный стиль, барокко, сентиментализм, реализм, классицизм, романтизм, импрессионизм, модернизм, символизм, авангардизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|