М 1 (первый модуль) – История России с древнейших времён до конца XVI века
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей и форм обучения
Красноярск 2009
Составитель: С.В. Карлов, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук.
Отечественная история: методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей и форм обучения. – Красноярск: НОУ СИБУП, 2009. - 88 с.
Рецензент: В.В. Гришаев, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории России СФУ.
Методические указания к семинарским занятиям составлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
Одобрено на заседании кафедры общественных наук и утверждено Научно-методическим советом СИБУП 15 июня 2009 г., протокол № 6.
© Карлов С.В. © Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2009 Содержание Введение. 4 М 1 (первый модуль) – История России с древнейших времён до конца XVI века 6 Тема 1. История как наука. 6 Тема 2. Восточные славяне в IV – IX вв. Киевская Русь – первое государство восточных славян (конец IX – середина XII вв.) 10 Тема 3. Удельная Русь: русские земли в период политической раздробленности (середина XII – середина XIII вв.). Борьба русских земель с внешней агрессией в XIII в. 14 Тема 4. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV – начало XVI вв.) 18 Тема 5. Россия в XVI веке. 22 М 2 (второй модуль) – Россия в XVII – XIX вв. 26 Тема 6. Россия в эпоху Смуты в начале XVII в. Российское государство на пути к империи (XVII в.) 26 Тема 7. XVIII век в истории России. 30 Тема 8. Россия в первой половине XIX в. 34 Тема 9. Россия во второй половине XIX в. Особенности развития индустриального общества 38
М 3 (третий модуль) – Наше Отечество в XX – начале XXI века 43 Тема 10. Россия в начале XX в. 43 Тема 11. Российская смута XX в. (1917 – 1920) 48 Тема 12. Наше Отечество в 1921 – 1941 гг. 53 Тема 13. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. 59 Тема 14. СССР – от взлёта до распада (1945 – 1991) 64 Тема 15. Россия на современном этапе. 70 Приложение А.. 76 Словарь исторических терминов. 76 Приложение Б.. 82 Российские единицы измерения и денежного счёта. 82 Введение Данные методические указания по курсу «Отечественная история» разработаны в соответствии с основными положениями Государственного стандарта высшего профессионального образования, учебным планом и программой дисциплины. Целью курса является изучение основных этапов отечественной истории в неразрывной связи с мировым историческим процессом. Практическая значимость курса заключается в приобретении студентами соответствующей суммы знаний, умений и навыков. Кроме того, история воспитывает гражданственность, любовь к своему Отечеству. Каждый гражданин должен знать всё о своём Отечестве. Кто не знает прошлое своей страны – не может представить её будущее. Кто не видит её будущее – не может создавать настоящее. Главная задача курса – показать исторический путь, пройденный нашим Отечеством и населяющими его народами, и определить роль России в мировом цивилизационном процессе. Курс является обобщающим, синтезирующим. Он выполняет мировоззренческую, информационно-познавательную и воспитательную функции. Изучение дисциплины «Отечественная история» даёт возможность студенту: · иметь научное представление и знания по истории Отечества; · владеть историческими понятиями и терминами; · знать хронологию важнейших исторических событий и явлений; · иметь представление об исторических источниках и приёмах работы с ними;
· владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; · уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала; · представлять закономерности и особенности российского исторического процесса в контексте мирового развития. В целях повышения качества образования, более полной реализации индивидуальных способностей студентов в СИБУП внедрена модульно-рейтинговая технология обучения. В связи с этим модуль является основой построения учебного процесса на семинарских занятиях. Содержание курса состоит из трёх модулей: М 1 (первый модуль) – История России с древнейших времён до конца XVI века. М 2 (второй модуль) – Россия в XVI – XIX вв. М 3 (третий модуль) – Наше Отечество в XX - начале XXI века. Методическое обеспечение модуля содержит материалы для: - активизации работы студентов на семинаре (А1); - организации их самостоятельной работы (С1); - выполнения творческих заданий (Т1); - организации текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения учебного материала (К1). Для этого рекомендуются самые разнообразные технологии обучения: рефераты, доклады, сообщения, контрольные вопросы, творческие задания, письменные тесты и др. Всё это позволяет организовать учебную деятельность студентов в соответствии с их способностями и предпочтениями, стимулирует ритмичность работы и значительно повышает рейтинг. М 1 (первый модуль) – История России с древнейших времён до конца XVI века Тема 1. История как наука План 1. Предмет истории. Основные методы исторических исследований. 2. Виды исторических источников. 3. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в познании прошлого. 4. Этапы развития российской исторической науки. Сущность формационного и цивилизационного подходов к истории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|