Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические подходы к налоговой системе в условиях рыночной экономики




Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

Тема: Налоговая система в условиях рыночной экономики

 

 

Стерлитамак 2014


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Налоговая система в целом представляет наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиций, структурных изменений в экономике, ускоренного развития наиболее приоритетных отраслей. На сегодняшний день системе налогообложения уделяется довольно пристальное внимание. Это определяется тем, что в условиях рыночной экономики налоги представляют собой главную экономическую силу государства, так как, успешное решение проблем налогообложения в постоянно изменяющихся товарно-денежных отношениях, позволяет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Вопросы, связанные с системой государственного налогообложения, никогда не потеряют своей актуальности. Причиной этому служит тот факт, что даже самая продуманная налоговая система с течением времени перестает отвечать необходимым требованиям, становится неэффективной и тормозит развитие страны. Это происходит неизбежно, так как международные отношения, экономические, политические, социальные сферы государств не статичны, они постоянно преобразуются, тем самым, требуя постоянного совершенствования налоговой системы для полноценного обеспечения всего хозяйственного аппарата страны.

Поэтому разработка теоретических вопросов налогообложения, а также изучение экономических реалий современного мира являются важными составляющими экономической науки и определяет актуальность темы исследования.

Сегодня, в условиях постепенной глобализации, экономические системы всех стран постепенно преобразуются, адаптируясь к складывающимся ситуациям: ежегодно правительствами многих стран вносятся коррективы в налоговое законодательство.

Российская Федерация совсем не давно стала страной с рыночной экономикой и налоговая система, полностью адаптированная к рыночным отношениям, начала складываться в сложной динамической ситуации, в условиях постоянного преображения политических, экономических, международных отношений.

На сегодняшний день невозможно констатировать, что в России окончательно сложилась система налогообложения, удовлетворяющая интересам, как населения, так и государственного аппарата. Поэтому преобразование, коррекция налоговой системы, продолжается в настоящее время, что еще раз подчеркивает необходимость всестороннего изучения данного вопроса.

Так, объектом изучения является система налогообложения, а предметом - отношения функционирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.

Исходя из этого, главная цель исследования - рассмотреть налоговую систему в условиях рыночной экономики.

Основные задачи исследования:

Определить экономические подходы к налоговой системе в условиях рыночной экономики;

Рассмотреть особенности налоговых систем в странах мира;

Выявить пути развития налоговой системы в условиях рыночной экономики в России.

Предмет исследования - налоговая система.

Объект исследования - совершенствование налоговой системы в условиях рыночной экономики.

Методы, использованные в исследовании: аналитический, классификации, обобщения, сравнения, экономического моделирования.

Научная разработанность проблемы вытекает из исследований работ по основам экономической теории таких известных авторов как В. И. Видяпин, А. И. Добрынин, Г. П. Журавлёва, С. Н. Ивашевский, Е. А. Киселева, В. Д. Камаев, Л. С. Тарасевич. Обобщение использованных литературных источников показывает, что до сих пор наши отечественные учёные не подходят к исследованию проблем налогообложения с позиций переходной экономики, её особенностей и закономерностей, в их трудах отсутствует комплексный подход к налоговой системе, как подсистеме экономических отношений и не рассматривается роль и место налогов в регулировании макроэкономических процессов.

Сегодня в стране отсутствуют научные труды, в которых содержались бы рекомендации относительно принимаемости зарубежного опыта налогообложения. Более того, не созданы фундаментальные научные произведения, посвященные проблемам становления и развития налоговой системы в республике. В имеющихся публикациях не сделана попытка сравнительной оценки действующей налоговой системы России путем сопоставления её с налоговыми системами других стран, что имело бы большое научно-практическое значение.

Теоретической базой исследования явились научные труды по вопросам развития финансовой и налоговой систем многих зарубежных экономистов (Буагильбера Г., Смита А., Рикардо Д., Сэя Ж.Б., Pay Г., Векселя К., Тибольда Р., Пичлера Дж., Кейнса Дж.М., Гэлбрейта Дж., Фридмена М. и других).

Много внимания проблемам финансов и налогообложения уделили русские экономисты Посошков И.Т., Тургенев Н.И., Витте С.Ю., Озеров И.Х., Янжул И.И., Яснопольский И.П. и другие. С начала 90-х годов, с переходом к рыночной экономике в России значительное внимание вопросам формирования новой финансовой и налоговой систем, совершенствования межбюджетных отношений, финансовым взаимоотношениям Федерации и регионов уделяют Афанасьев М.Н., Беляков А.И., Вруб-левская О.В., Валентей С.Д., Коков В.И., Лавров А.П., Лексин А.Н., Лившиц А.Я., Лыкова Л.Н., Любимцев Ю.И., Павлова Л.П., Пеньков Б.Е., Сажина М.А., Рагозин Б.А., Семенов П.Е., Штульберг Б.М. и другие.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы, могут быть использованы в практической деятельности государственных органов, занимающихся вопросами налогообложения, а также материалы исследования могут применяться в образовательном процессе ВЭГУ.


 

Методологические подходы к налоговой системе в условиях рыночной экономики

 

Налог, как неотъемлемый феномен человеческой цивилизации, появился еще в незапамятные времена, в момент становления первых государственных образований. Налогообложение оказалось свойственно всем государственным системам вне зависимости от типов правления и хозяйствования.

В сегодняшнем понимании налог - это «обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований».

Налоговые сборы позволяют государству развиваться, осуществлять переустройство устаревших инфраструктур, гарантировать населению страны защиту, выполнять социальные обязательства. Поэтому существование государства и налогообложения тесно связано.

В настоящее время существует достаточно большая теоретическая база по вопросам налогообложения, которая своими корнями уходит в глубокую древность. Но так было не всегда. Все идеи и теории складывались постепенно, затрачивая порой сотни лет: налоги и прообразы налогов постепенно видоизменялись: появлялись все новые виды, затем исчезали, изменялась частота их изъятия. Однако, действительно одно из главенствующих положений в системе государственного устройства, налогообложение заняло с появлением рыночной экономики.

«Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка». Существует множество других определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Причина столь важной роли налогообложения в условиях рыночной экономики заключается в самой природе рыночных отношений, где субъекты этих отношений относительно самостоятельны, а регулирование всей экономической деятельности осуществляется государством опосредованно, с помощью ряда мер, среди которых ведущее место занимает налоговая система.

Однако стоит отметить, что в экономической науке существовало несколько точек зрения о роли государства в налогообложении в условиях рыночной экономики.

Так, Адам Смит придерживался идеи, согласно которой государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность, что экономика развивается стихийно, по собственным законам и правилам, а государство лишь может помешать этому автономному процессу.

Джон Кейнс же разработал экономическую теорию, противоположную идеям А. Смита. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» он подчеркивал, что налоги выступают рычагом регулирования всей экономической деятельности.

Одновременно с кейнсианством в XX в. Дж. Мидом разрабатывалась неоклассическая теория налогов, согласно которой, государству необходимо вмешиваться в экономику для устранения препятствий ее развития.

Как показала практика, эффективно развивающаяся рыночная экономика обязательно должна регулироваться государством.

Отсюда появляется одна из главных функций налоговой системы: регулирующая. Она направлена на стимулирование определенных социально-экономических процессов (например, развитие наукоемкого производства, поддержание организаций здравоохранения, образования, культуры, помощь малообеспеченным слоям населения), ограничение негативных последствий технического развития и воздействия вредных веществ (например, введение высоких пошлин на алкогольную продукцию, использование полезных ископаемых, загрязнение среды).

Также можно выделить 3 основные функции:

Фискальная функция является основной, характерной для всех государств. С ее помощью образуются материальные условия для функционирования государства (содержание государственного аппарата, необеспеченных слоев населения, обороны страны, школ, библиотек, музеев, театров, науки).

Контрольная функция налога заключается в том, что дает возможность количественного отражения финансовых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в денежных ресурсах. Позволяет оценивать эффективность принятой налоговой системы.

Распределительная функция позволяет оказывать серьезное влияние на производственную деятельность, стимулируя через систему всевозможных льгот и дотаций или ограничивая ее.

В настоящее время рыночные отношения сложились в большинстве стран мира. Несмотря на то, что рыночное хозяйство несет в себе единые черты, подходы к системе налогообложения существенно различаются не только на практике, но и на теоретическом уровне. Можно выделить несколько основных вопросов.

Соотношение прямого и косвенного обложения в ранние периоды развития цивилизаций зависело от политического развития общества. Если собственность была распределена относительно равномерно, то преобладало прямое налогообложение. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. В конце средних веков установился приоритет косвенного обложения, как как дворянство не платило прямых налогов. Поэтому они позволяли уравнять положение слоев населения.

Однако в условиях рыночной экономики существует идея о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогообложением, когда прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений.

Единый налог, идея установления которого была популярна в разные времена. Единый налог - это исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Однако в чистом виде теория единого налога не считается прогрессивной.

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение; если при пропорциональном налогообложении налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины, то в соответствии с прогрессивным обложением налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода плательщика налогов, при регрессивном же, наоборот, происходит снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода. В настоящее время в каждой стране существуют различные подходы к данному вопросу.

Налоговая система отражает модели рыночной экономики, которые имеют индивидуальные особенности в каждой стране, что свидетельствует о разных подходах государств к предпринимательству и к социальной защите населения, а также перераспределению доходов в обществе. Все это накладывает существенную специфику на налоговую политику государства.

Таким образом, можно сделать выводы.

В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой неотъемлемую часть государственной политики, что непосредственно связано с регулирующей функцией налогообложения, которая позволяет опосредованно влиять и управлять рынком со стороны государства.

Существует достаточно большая теоретическая база по вопросам налогообложения, которая складывалась постепенно, и на сегодняшний день существует несколько точек зрения на вопрос о роли государства в налогообложении в условиях рыночной экономики. Классически принято выделять регулирующую, фискальную, контрольную и распределительную функции налоговой системы.

Современные условия функционирования экономики определяют: соотношение прямых и косвенных налогов, единый налог, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Каждая страна в силу своего исторического и политического развития обладает специфическими чертами налогообложения, которые мы рассмотрим в следующем вопросе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...