Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования налоговой системы в условиях современной рыночной экономики России




 

Исторически в России сложился приоритет государственной собственности, а командно-плановая система экономики перестала действовать лишь чуть более 20 лет назад. Этот процесс проходил достаточно быстро, без опоры на какой-либо продуманный план. Поэтому планирование развития рыночной экономики в стране осуществляется, приспосабливаясь к изменяющейся ситуации.

Налоговая система в России не имеет большой и длительной истории, она начала развиваться лишь с принятия 1 января 1991 года Федерального Закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации», это было вызвано необходимостью подстраиваться под новые рыночные преобразования в стране. До этого времени господствовала командно-административная система, поэтому количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую средства государство получало за счет высоких налоговых ставок или прямого изъятия денежных средств предприятий.

Однако это первое налоговое законодательство оказалось несовершенным: сложная система подсчета налогов, так как их количество составляло около 100, противоречие одних пунктов закона другим. Поэтому принятие нового налогового законодательства оказалось неизбежным процессом, что и произошло в 1998-1999 году; она оказалась уже более продуманной и стабильной, поэтому действует по сей день.

Итак, вся система налогообложения регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации. Сегодня действуют 15 основных налогов, и это не считая различных таможенных, экологических и местных сборов и платежей, а также возможных отраслевых сборов. Все налоги делятся на прямые и косвенные, при этом основная доля выпадает на косвенные. Причиной этого явился уровень жизни населения, так как высокая прямая нагрузка обременительна для бедных слоев населения; а также то, что косвенное налогообложение обеспечивает успешное поступление налогов в бюджет даже в условиях недостаточной эффективности налогового администрирования, что свойственно всем налоговым системам на начальных этапах развития. Однако, в настоящее время, роль прямых налогов начинает возрастать, так как регулирующая функция присуща именно им.

Виды налогов в Российской Федерации представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Виды налогов Российской Федерации

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Единый социальный налог Налог на прибыль Налог на добычу полезных ископаемых Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов Государственная пошлина Налог на имущество организаций (НИ) Налог на игорный бизнес Транспортный налог (ТН) Земельный налог Налог на имущество физических лиц

налоговый система ставка взнос

Из таблицы видно, что территориальные особенности страны повлияли на принятие «трехзвенности налоговой системы»: все налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Один из российских специалистов в области налогообложения писал: «В последние несколько лет поступления от федерального по статусу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) стопроцентно остаются в бюджетах большинства субъектов РФ (регулирующий налог). Из числа региональных налогов, выполняющих такую же задачу по отношению к местным бюджетам, следует назвать налог на имущество организаций, поступления по которому в определенной пропорции (чаще всего 50% на 50%) делятся между региональным и местными бюджетами».

Л.В. Дуканич подчеркивает, что «в российском налогообложении применяются и различные типы налогообложения: пропорциональное (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций), прогрессивное (налог на имущество физических лиц) и регрессивное (единый социальный налог, НДС, акцизы и другие косвенные налоги)».

Рассмотрим подробнее специфику основных налогов России.

. Налог на добавленную стоимость «определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения» и был впервые введен в России в 1991 году. НДС относится к налогам регрессивного типа. Основная функция этого налога - фискальная, однако помимо этого, он несет в себе и регулирующее воздействие, поскольку существенно влияет на платежеспособность населения.

. НДС выплачивают все лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ, вне зависимости от гражданства и сроков нахождения на территории страны. Однако, организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательно календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг), взятая без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Выплаты НДС осуществляются 1 раз в квартал по 3 возможным ставкам:

а) 18% - при реализации товаров, работ и услуг, не указанных ниже;

б) 10% - при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др;

в) 0% - на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.

Стоит подчеркнуть, что НДС является наиболее сложным налогом с точки зрения обеспечения правильности расчета налогового обязательства по нему и вследствие этого требуется чрезвычайно тщательная проработка закона по НДС, особенно в случае формирования налоговой базы и исчисления налога в особых случаях

. Акцизы в Росси существуют очень давно. На сегодняшний день они входят в стоимость товара и распространяются на социально-вредные товары (алкоголь, табак, спиртосодержащая продукция), предметы роскоши (автомобили), продукты переработки углеводородного сырья (бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин) и таможенные.

По подакцизным товарам используются два вида ставок: специфические и адвалорные.

А. Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические ставки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. Например: на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% с 1.01.2012 по 31.12.2012 налог составлял 213 рубль за литр, в 2013 году - 254 рубля; на сигареты с фильтром 280 рублей за 1000 штук в 2012 году и 360 рублей в 2013; на автомобильный бензин класса 3 в 2012 году налог составлял 5 672 руб. за 1 тонну, а в 2013 - 7 382 рублей.

Б. Адвалорные ставки применяются при уплате таможенных пошлин.

. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который в России с 2001 года используется по пропорциональному шедулярному типу, по которому налог начисляется по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке:

а) 13% - от общей суммы дохода за отчетный период

б) 9% - от доходов долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов или в виде процентов по облигациям;

в) 35% - от дохода, полученного от экономии на процентах за пользование кредитами; от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

г) 30% - от доходов субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами.

В ряде случаев предполагаются налоговые вычеты (на детей, обучающихся в ВУЗе, на медикаменты).

Во многих странах является одним из главных средств пополнения казны.

В России отчисления в государственные социальные фонды (медицинский, пенсионный, страховой) приобрели статус налоговых платежей лишь в 1999 г, и с 2001 г. их взимание осуществляется в виде единого социального налога. В настоящее время поступления от единого социального налога формируют четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (фонд занятости упразднен) и частично Федеральный бюджет.

Налоговая ставка по нему постоянно изменялась, и только с 2005 года она стала регрессивной по следующей схеме:

а) 26% - основная общая ставки для организаций-работодателей;

б) 20% - для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций народных художественных промыслов, а также родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера;

в) 10% - для индивидуальных предпринимателей;

г) 8% - для адвокатов;

д) 14% - для резидентов особых экономических зон с перечислением в федеральный бюджет.

На сегодняшний день, большинство экспертов считают, что налоговая система в России вполне адекватна экономической ситуации, однако существует ряд проблем отечественной налоговой системы:

. Нестабильность налоговой политики в результате общеэкономической и политической ситуации.

. Налоги в полном объеме выплачивают лишь лица с низким доходом.

. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета.

4. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал <http://institutiones.com/download/books/702-karl-marx-das-kapital.html> с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

. Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются.

Однако с 2012 года принят курс на модернизацию российской экономики. В условиях дефицита бюджета, Правительство приняло решение увеличить налоговую нагрузку, особенно в сфере косвенных налогов. Также принято решение о сокращении ряда налоговых льгот. Одним из направлений налоговой политики в 2012-2015 годы станет поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Также предлагается повысить ставку отчислений во внебюджетные фонды с 2012 года не до 34%, как планировалось ранее, а до 32% за счет снижения на 2% отчислений на обязательное медицинское страхование. В перспективе должен уменьшиться перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте. Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области науки, здравоохранения, образования.

Этот курс был задан Правительством РФ и партией «Единая Россия», однако он не является единственно возможным, особенно в периоды выборных кампаний. Например, представители либеральной партии не поддерживают повышение налогов. Они считают, что налоговые ставки в стране подошли к критическому уровню и дальнейшее повышение ставок может привести к чрезмерному давлению на экономику. В программе ЛДПР предлагается:

отменить НДС и заменить его налогом с продаж,

отменить транспортный налог и включить его в розничную стоимость бензина,

отменить налоги в Калининградской области и Дальневосточном федеральном округе, при этом запретить вывоз капитала за пределы данных территорий,

освободить от налогов все наукоемкие производства и исследовательские организации, а также предприятия сельского хозяйства,

создать налоговые барьеры для запрета вывоза капитала из страны,

введение налога на сверхприбыль, то есть введение прогрессивной системы налогообложения на доходы физических лиц,

введение государственной монополии на добычу и торговлю сырьем и энергоносителями, на торговлю алкоголей, табаком и сахаром.

Идея о введении прогрессивного налога, рентного налога на природные ресурсы, а также отмены уплаты налогов гражданами с низким доходом высказана в программе Коммунистической партии РФ.

По мнению представителей партии «Справедливая Россия», главная проблема налогообложения в большом количестве махинаций, не позволяющих получать реальное количество НДС. Поэтому они считают возможным снизить ставку НДС до 13% и сделать ее единой. Так же есть ряд идей, во многом совпадающих с программами других партий, например:

прогрессивный подоходный налог,

льготное налогообложение для инновационных организаций,

государственная монополия на изготовление ликеро-водочной продукции,

усовершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

Партия «Правое дело», предлагают сократить страховые платежи по регрессивной шкале; отменить возмещение экспортного НДС для экспорта сырьевых товаров и товаров с низким уровнем промышленной переработки; повысить акцизы на предметы роскоши, алкоголь и табак.

В программе партии «Патриоты России» подчеркивается необходимость оставлять доходы от налоговых поступлений в местных и региональных бюджетах, о чем высказываются большинство других партий, в том числе и «Яблоко».

Видно, что проблема налогообложения волнует и правительство и общественные политические партии, то есть население страны.

Таким образом, можно сделать выводы:

Налоговая система России начала складываться относительно недавно и в ее основу легли принципы Европейского налогообложения, однако на сегодняшний момент ее можно считать вполне зрелой.

Правительством РФ на ближайшее время обозначены следующие тенденции: увеличение налоговой нагрузки за счет повышения ставок акцизов и сокращения льготного налогообложения, поддержка организаций науки, образования и здравоохранения путем снижения для них налогового бремени, увеличение отчислений во внебюджетные фонда, тем самым увеличение роли подоходного налога.

Основными альтернативными методами преобразования налоговой системы, предлагаемыми политическими партиями РФ можно назвать: введение прогрессивной системы налогообложения на доходы физических лиц, сохранение налоговых поступлений в регионах, снижение НДС при условии ужесточения контроля за его поступлением, введение государственной монополии на изготовление ликеро-водочной, табачной продукции, а также добычу полезных ископаемых (или увеличение налога).


 

Заключение

 

В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой неотъемлемую часть государственной политики, что непосредственно связано с регулирующей функцией налогообложения, которая позволяет опосредованно влиять и управлять рынком со стороны государства. При этом каждая страна в силу своего исторического и политического развития обладает специфическими чертами налогообложения.

Существует достаточно большая теоретическая база по вопросам налогообложения, которая складывалась постепенно, и на сегодняшний день существует несколько точек зрения на вопрос о роли государства в налогообложении в условиях рыночной экономики. Классически принято выделять регулирующую, фискальную, контрольную и распределительную функции налоговой системы. Современные условия функционирования экономики определяют: соотношение прямых и косвенных налогов, единый налог, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Во всех системах налогообложения различных стран мира существуют общие и особенные черты, однако в условиях глобализации появилась тенденция к унифицированию некоторых аспектов, что объясняется необходимостью выгодного товарообмена, а отчасти стимулируется Евросоюзом. Что касается стран СНГ, то несмотря на единое историческое наследие СССР, наблюдаются значительные отличия в системе налогообложения. На сегодняшний день налоговая система терпит преобразования, вызванные необходимостью интеграции экономического пространства.

Налоговая система России начала складываться относительно недавно и в ее основу легли принципы Европейского налогообложения, однако на сегодняшний момент ее можно считать вполне зрелой.

Правительством РФ на ближайшее время обозначены следующие тенденции: увеличение налоговой нагрузки за счет повышения ставок акцизов и сокращения льготного налогообложения, поддержка организаций науки, образования и здравоохранения путем снижения для них налогового бремени, увеличение отчислений во внебюджетные фонда, тем самым увеличение роли подоходного налога.

Основными альтернативными методами преобразования налоговой системы, предлагаемыми политическими партиями РФ можно назвать: введение прогрессивной системы налогообложения на доходы физических лиц, сохранение налоговых поступлений в регионах, снижение НДС при условии ужесточения контроля за его поступлением, введение государственной монополии на изготовление ликеро-водочной, табачной продукции, а также добычу полезных ископаемых (или увеличение налога).


 

Список литературы

 

1. Абрамов, М. О налогах и проблемах модернизации России. [Текст] / М.О. Абрамов // Свободная мысль. - 2013. - N 4. - С.69-76.

.   Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник. [Текст] / И.М. Александров - М.: Дашков и К°, 2012. - 228 с.

.   Глазьев, С.Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения учёных секции экономики отделения общественных наук РАН). [Текст] / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 2013. - №4. - С. 68-85.

.   Дуканич, Л.В. Налоги и налоговый менеджмент в России [Текст] / Л.В. Дуканич. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 605 с.

.   Леонова, Е.Д., Митрофанова, И.А. Формирование налоговой культуры как стратегическое направление модернизации налоговой системы в России [Текст] / Е.Д. Леонова, И.А. Митрофанова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 10. - С.65-69.

.   Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. [Текст] / Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 520 с.

.   Петров, Ю. Инновационный подход к развитию российской налоговой системы. [Текст] / Ю. Петров // Российский экономический журнал. - 2013. - №6. - С. 14-21.

.   Петров, Ю. Налог на добавленную стоимость: снижение ставки или отмена? [Текст] / Ю. Петров // Российский экономический журнал. - 2013. - №1-2. - С. 17-25.

.   Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации [Текст] / Под. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.

.   Фадеев, Д.Е. Налоги и налогообложение: а как у них? [Текст] / Д.Е. Фадеев // Налоговый вестник. - 2013. - N 5. - С.11-120.

.   Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие [Текст] / Д.Г. Черник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 367с.

.   Шаталов, С.Д. Развитие российской налоговой системы [Текст] / С.Д. Шаталов // Финансы. - 2013. - N 2. - C.3-8.

.   Шувалова, Е.Б. Налоговая система зарубежных стран: учебно-практическое пособие [Текст] / Е.Б. Шувалова. - М.: ЕАОИ, 2010. - 134 с.

.   Экономическая теория (политэкономия): учебник [Текст] / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 640 с.

15. Налоговещание - <http://taxman.org.ua/>.

.   Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - <http://www.minfin.ru/>.

.   Российский налоговый портал - <http://www.taxpravo.ru/>.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...