Политический конфликт: стороны, функции, структура
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество. Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения. Структура политического конфликта: – условия его возникновения и протекания; – участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей; – средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения; – характер конфликта; – пространственно-временные параметры; – этапы и интенсивность протекания; – последствия и результаты. Стадии развития конфликта: 1) скрытая, или латентная, форма: – понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;
– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации; – осознание препятствия для удовлетворения интереса; – осознание своих интересов и препятствий другой стороной; – отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия; 2) открытая, или стадия противостояния: – политические воззвания, угрозы; – активное создание помех и причинение косвенного вреда; – действия, направленные на захват и удержание спорного объекта; – подчинение и захват субъекта (объекта); – насилие или нанесение прямого физического ущерба; 3) послеконфликтная стадия: – тупик; – применение насилия; – мирное урегулирование. Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной. Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества. Типы политических конфликтов Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Типы политических конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные; 2) по интенсивности: слабые или сильные; 3) по масштабам действия: локальные или региональные; 4) по формам проявления: мирные и немирные; 5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; 6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; 7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные; 8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные; 9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера; 10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические; 11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; 12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д. Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов. Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира. Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.
Управление конфликтом Политические противоречия и конфликты – неизбежный атрибут политического процесса. В современном обществе на основе цивилизованной политической культуры необходимо создавать и воспроизводить справедливые нормы, «правила игры», позволяющие конструктивно решать политические конфликты, упорядочивать динамику политического процесса. В процессе мирного разрешения конфликтов необходимо учитывать ряд факторов: – наличие в обществе института для ведения переговоров: согласительные комиссии, конституционный суд и т. д.; – согласие между сторонами по поводу того, что должно собой представлять совместное решение; – использование традиций мирного урегулирования конфликта, имеющихся в данной стране или других странах; – равные права сторон и полномочия решать конфликтную ситуацию; – личностные особенности участников конфликта; – особенности национально-этнической и культурной среды, в которой происходит конфликт, и ее влияние на его специфику. Основные методики разрешения политических конфликтов: – альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения; – избегание конфликта – временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.; – переговоры – самый распространенный и успешный способ разрешения политических конфликтов; – подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость; – конфронтация – жесткие, радикальные решения;
– приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны; – откладывание – временная уступка более сильному противнику; – примирение сторон при помощи посредника, ищущего компромисс; – третейское разбирательство, арбитраж. Современная методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» (авторы – Р. Даль, Р. Фишер, М. Херманн, У. Юрии). Политические проблемы необходимо решать на основе их качественных свойств. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон. Принципы данной методики: – отказ от процесса «торга» и сосредоточение на интересах, а не на позициях; использование объективных оснований; – разработка взаимовыгодных вариантов; – разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами; – продуманная тактика взаимодействия со второй стороной; – подключение в случае необходимости третьей стороны, посредника. Для благополучного разрешения политического конфликта необходимо локализовать конфликт – четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов. Необходимо вовремя принять конструктивные усилия и меры, чтобы минимизировать последствия, которые могут быть опаснее самого конфликта. Участники политического конфликта должны выйти за пределы конфликтной ситуации и рассмотреть ее с точки зрения общечеловеческих принципов: гуманизма, демократии, прав человека и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|