Методический паспорт учебного проекта
Один из важнейших вопросов — какой учебный проект использовать? Очень часто, после знакомства с имеющимися в Вашем распоряжении публикациями, Вам становится ясно, что данных там описаний учебных проектов и опыта их осуществления не достаточно для полной и ясной картины. Возникает множество разных вопросов: от «чему научатся дети?» до «что потребуется для работы?». Кроме того, возможно, Вы не сможете найти проект на интересующую Вас тему и отвечающий Вашим творческим замыслам. Необходимых Вам проектов, возможно, пока действительно не существует, Тогда помочь себе Вы сможете сами, разработав свой учебный проект. Вопросы о том, какова учебно-воспитательная ценность учебного проекта и каким характеристикам он должен ответствовать, связаны и с проблемой, как описать учебный проект для последующего его использования. Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, без сомнения, должны иметь характеристики, определяющие место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта. Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимые, личностные оттенки при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какими должны быть условия его применения, чтобы получить ожидаемый результат.
Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта, а также его методическое описание можно сделать по единой схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проектов и их классификацию, поможет учителю правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может стать методический паспорт, который необходим тем педагогам, кто разработал свой проект и хотел бы предъявить его коллегам. При описании проекта те позиции, которые к данному проекту не относятся, следует опустить. Например, если Вы затрудняетесь описать, как воспитывается толерантность детей посредством данного проекта, Вам следует опустить пункт 16. Если проект сложный и осуществляется в несколько этапов, необходимо показать его структуру и связи между отдельными его частями, описать, используя вопросы методического паспорта, каждую часть в отдельности. Если, на Ваш взгляд, особенности проекта не отражаются с помощью паспорта, добавьте те позиции, которые Вам необходимы для его полного описания. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Адресация 1 Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов 2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие 3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося) 4. Возраст учащихся (класс) 5. Время работы над проектом 6. Режим работы Обеспечение 7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение 8. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы) 9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы 10'. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте 11. Мотивация к работе Предполагаемые приращения 12. Новое содержание по каждой теме 13. Новые практические приемы
14. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта 15. Развитие навыков: — самостоятельной работы с: источниками информации, инструментами, технологиями; — самостоятельного принятия решений; — коммуникативности: в информационном обмене, в ролевом взаимодействии; — мыслительной деятельности при: проектировании планировании, анализе, синтезе, структурировании, другое; — самоанализа и рефлексии 16. Воспитание толерантности 17. Расширение кругозора Статус учебного проекта — Автор-разработчик — Опыт использования (апробация) — Степень распространения: № школ
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В англоговорящих странах этот метод характеризуется как lеагn bу dоing — учение через деятельность. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Еще одна из характеристик метода проектов на английском языке звучит так — соорегаtive lеагning. Это означает учение в кооперации, т.е. совместное, а мы понимаем его как групповое. Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект. Имея в виду групповую работу детей над проектом, мы тем не менее, не должны забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как: — личностно ориентированный; — деятельностный; — обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти; — построенный на принципах проблемного обучения; — развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; — формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; — воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; — здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта. Вопросы 1. Что такое учебный проект для ученика? 2. Что такое учебный проект для учителя? 3. Что такое метод учебных проектов? 4. Каковы его возможности для обучения, развития, воспитания детей? 5. Что необходимо знать о конкретном проекте до его использования? 6. Что такое методический паспорт учебного проекта? Для чего он необходим? Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|