Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика осуществления учебного проекта

 

В этой главе мы попытаемся выяснить: как учитель должен организовать работу над проектом; что происходит с учащимися во время осуществления проекта; какова роль учителя в этой работе.

 

• Этапы работы методом проектов.

• Погружение в проект.

• Обеспечение осуществления учебного проекта.

• Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й — погружение в проект;

2-й — организация деятельности;

3-й — осуществление деятельности;

4-й — презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:

Учитель Учащиеся

1-Й ЭТАППОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)   Осуществляют:
1) проблему проекта; 1) личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): Осуществляют:
4) организовать группы; 4) разбивку на группы;
5) распределить амплуа в группах; 5) распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; 6) планирование работы;
7) возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует учащихся по необходимости; 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 10) «добывают» недостающие знания;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию 11) подготавливают презентацию результатов  

4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Принимает отчёт: Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; 12) понимание проблемы, цели и задач
13) подводит итоги обучения; 13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 14) найденный способ решения проблемы;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 15) рефлексию деятельности и результата;
  16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.

Тем не менее каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности — самостоятельности можно представить в следующей схеме:

Й этап

Учитель                    Ученик

«            «

Й и 3-й этапы

Учитель                    Ученик

«             «

Последний этап

Учитель                    Ученик

«            «

 

Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При обучении элементам проектирования (специфическим умениям), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включенности педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений.

Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его предъявления учащимся до завершения самоанализа проделанной работы учащимися и подведения итогов учителем.

1-й этап - погружение в проект

Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.

Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. (Этой части технологии будет уделено внимание в дальнейшем.)

 

2-й этапорганизация деятельности

На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам — им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Однако если вклассе есть «изгои», требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдется ученик, который предпочел бы индивидуальную работу. Не будем настаивать на чем-либо против его желания — найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше. И все-таки, хотя работа контролируется учителем, это самостоятельное дело детей.

На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найтистатьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры, как, например, в проекте «Кислотные дожди». Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике.

Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных группах своя.

При работе над проектом «Мультимедийный альбом для Москвоведения» (проекты московских школ — участниц экспериментальной площадки «Москвоведение») дети разбивались на группы. Каждая группа запечатлевала фотокамерой, видеокамерой свой кусочек микрорайона. Затем весь материал монтировался в общую сюжетную канву, сопровождался музыкой, голосовым комментарием и т.д. А составляли сценарий, возможно, все вместе, до того как расходились по группам. Т.е. планирование может быть параллельным или последовательным. Этапы могут осуществляться последовательно или одновременно. Степень включенности педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности специфического умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.

3-й этапосуществление деятельности

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Предположим, что мы подготовили детей к владению всеми методами и технологиями, которые они должны использовать в самостоятельной работе. Например, в социальном проекте: составление опросника, проведение опроса, обработка результатов опроса — все это требует умения и навыков использования технологий социологии и социальной психологии.

Работа над проектом может продолжиться: публикация в журнале, в газете, в каких-то других печатных органах, важных для микросоциума, для города, может быть — для страны; депутатский запрос; законодательная инициатива и т.п. Почему бы и нет? Если дети обратятся к какому-либо депутату, он может выйти определенной законодательной инициативой. Мои ученики, когда исследовали загрязненность большого города, провели опрос, готовы ли жители отказаться от легковой машины и ездить на работу на велосипеде для того, чтобы не загазовывать воздух большого города. Может быть, для Москвы — эта слишком жестко поставленный вопрос — они получили много отрицательных ответов. А для города средней величины, для такого маленького города, например, как Дубна, это вполне приемлемое решение. Дети опрашивали население, составляли опросник — это специфическая работа, так как у нас в школе не учат составлять опросники для изучения общественного мнения. А такой деятельности надо учить, даже если это не предусмотрено программой обучения.

Если дети должны провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и пр.). Учить этому необходимо заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Безусловно, если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать над таким проектом, потому что в любой момент, когда возникнут трудности, когда дети натолкнутся на какие-то, подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь.

Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.

А вот этнографический проект (из опыта проектных работ в Донской гимназии г. Москвы): учащиеся летом ездили в российскую глубинку, собирали народные песни, делали зарисовки костюмов, слушали рассказы старожилов. Затем они обработали свои записи и наблюдения, а для презентации решили сшить типовой фольклорный костюм, характерный для местности, где проводились этнографические исследования. Шили-шили — и остановились: не знают, как притачать тесьму. Учитель должен прийти им на помощь, а для этого он должен владеть технологией пошива и притачивания тесьмы и многого другого, что может понадобиться. Дети же делают настолько самостоятельно, насколько они это умеют.

4-й этап - презентация

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязательна. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.

Итак, ребята уже поработали, что-то сделали. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, или слайд-шоу, или альманах, или шили фольклорный костюм. Но интересующий нас результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации — предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.

То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, мы называем продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета,, альманах, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.

Так, если ученики решали проблему коммуникации между двум соседними селами, расположенными по обе стороны реки, и у них,родилась идея наведения понтонного моста через реку, то это значит, что результатом проекта должен быть наведенный мост Нет! Результатом работы над проектом будет ход мыслительной деятельности детей, собранная ими информация, приобретении по ходу работы знания, порожденные и отвергнутые по тем или иным причинам варианты решения проблемы и, наконец, найденный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо доходчиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы. По всей видимости, в этом случае хорошо бы показать эскиз задуманного моста, может быть, какие-то расчеты и характеристики, план или способ проведения работ по его строительству. Вот это и будет презентацией результата работы над проектом. Учебный проект теми отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом — анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.

Поэтому, когда в одной английской школе показывали концерт как результат деятельности в проекте по английской литературе, учителя были разочарованы: это был лишь продукт, а результат был скрыт от зрителя. Как дети к этому готовились, как они к этому результату пришли, почему были отобраны те или другие произведения, следовало объяснить до начала чтения стихов и показа пьес. Таким образом, результат был предъявлен неправильно.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии — здесь без этого не обойтись. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. (Об этом подробнее в разделе «Формы презентаций и учебно-воспитательный эффект».)

 

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Метод учебных проектов — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Очень важным в этом смысле является первый этап — этап погружения в проект.

Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Как сформулировать тему? Вспомним о двух плоскостях, двух планах описания (предъявления) проекта. Оба плана видны только учителю, и только один из них детям. Мы иногда на уроке говорим: «Дети, мы сегодня проходим корень слова». Дети, как мудрые старички, приходят домой, и рассказывают родителям: «Мы сегодня проходили корень слова». Но ведь это же не детская речь! Они просто повторяют нашу профессиональную лексику, не имеющую ничего общего с детскими представлениями и интересами. Мы — специалисты-педагоги, дидакты, оперирующие профессиональными терминами, почему же наши дети говорят тем же языком? Это неестественно, и от этого надо уходить.

Тема учебного плана и тема проекта — это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Может быть, для этого понадобится рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у учащихся должно сложиться ощущение, что они в этой теме до некоторой степени компетентны.

Следует подчеркнуть: никто не требует, чтобы тема проекта формулировалась в соответствии с учебным планом, она вовсе не должна быть связана с мероприятиями, приуроченными к знаменательным датам, событиям — тема проекта должна быть обязательно связана с интересами детей соответствующего возраста, с теми вопросами, получить ответы на которые для них актуально и важно, по их собственному мнению.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, заостряя внимание на тех моментах, которые будут фигурировать в формулировке проблемы учебного проекта. Если тема предполагает статическое рассмотрение, то очерчивается ситуация, в которой уже есть или может возникнуть при каких-то обстоятельствах проблема проекта. Если в рамках темы предполагается рассмотреть некое движение в пространстве, развитие или изменение во времени, то выделяется сюжетная канва этого изменения, развития, движения. Таким образом, в общих чертах, эскизно набрасывается схема для будущего изучения учащимися проблемы проекта.

И наконец, учитель в той степени, которая зависит только от его искусства владения вниманием ребят и от его индивидуального артистизма, интригуя, эмоционально окрашено формулирует проблему проекта. При этом он должен показать, что проблема волнует и его и что он готов участвовать в ее обсуждении. Таким образом, предъявляется один из главных атрибутов учебного проекта — проблема, но не просто как информация, а как реалия жизни вместе с личностным отношением к ней учителя, с его пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией, кроме того, учитель дает понять, что готов поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы. Ученикам становится очевидным, что эта проблема очень важна для определенного круга людей, что ее разрешение остро необходимо. А главное, ребята могут ее решить, если постараются, организуются вместе. Возможно, нужно подумать сообща, обследовать, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать — в общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать. Так «взводится» та пружина, которая должна своей потенциальной энергией «раскрутить» самоорганизующуюся, самоцеленаправленную, самодвижущуюся полезную работу самостоятельной активности учеников, дающую ожидаемые от работы над проектом результаты.

По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким. Но он настолько важен, что при отсутствии его или неправильном, нерезультативном выполнении (которое зависит целиком от учителя) можно не достигнуть ожидаемых результатов: учащиеся будут работать без личной заинтересованности, с мотивами, не имеющими ничего общего с интересом к рассматриваемой теме. Таким образом, может быть искажена вся идея метода проектов.

Для дальнейшей работы на первом этапе — «погружения в проект» — необходимо поработать с проблемой, т.е. и учителю, и учащимся понадобятся навыки проблематизации. Под проблематизацией мы понимаем рассмотрение проблемы и разбивку ее на ряд подпроблем, что можно сделать, если посмотреть на проблему под разными углами зрения, глазами различных участников рассматриваемого сюжета, ситуации или в зависимости от обстоятельств ее возникновения и т.д.

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ

Проблематизация — это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и/или решения.

Проблемное поле — это часть предметной области теоретического или практического знания человечества, в котором имеются неразрешенные задачи, непознанные разделы и вопросы. Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения (краткого поименования) проблемного поля и/или его части. Затем формулируется проблема в самых общих чертах, задавая только вектор направления поиска проблемы или ряда проблем для последующего их решения.

Следующим шагом проблематизации может быть высказывание (обозначение, выделение) тех ракурсов, точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. При наложении условия рассмотрения проблемы, т.е. рассмотрения ее не вообще, а под определенным углом зрения, происходят сужение, конкретизация, уточнение проблемы. А рассмотрение общей проблемы под разными углами зрения (возможно в разных ситуациях или различных условиях ее возникновения) приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемами исходной.

Из полученных таким образом множества формулировок проблемы (подпроблем) выбирается наиболее важная, или актуальная, или доступная для решения с первого взгляда. Возможно, что полученные формулировки не поддаются ранжированию, но выстраиваются в ряд по определенной логической закономерности порядке очередности их решения.

Если полученная формулировка все еще слишком общая и недостаточно конкретна для немедленного ее решения, процесс уточнения проблемы можно повторить уже на новом уровне, т.е. проделать разбивку ее на ряд подпроблем с последующим ранжированием и выбором самой подходящей.

Поиск нужной формулировки проблемы заканчивается тогда, когда найденная формулировка Вас устраивает. Кроме того, из формулировки проблемы уже ясно, как будет формулироваться цель поиска ее решения.

Сужение проблемы можно проводить рассматривая ситуацию, в которой она находится, задавая себе каждый раз вопрос «почему?» и сужая и конкретизируя поле рассмотрения ситуации.

Например, проблема: рождается много больных детей. Ситуация: в городе Москве.

Проблематизация — это одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной и исследовательской деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.

Обучение проблематизации может происходить не только в процессе осуществления учебного проекта. Формировать представления о проблематизации, начальные умения можно во время любой другой учебной деятельности при использовании учителем проблемного метода, проблемного подхода к введению темы и обобщению уже изученного.

В случае работы учащихся в рамках учебного проекта проблемное поле очерчивается педагогом для обучения навыкам проблематизации, а не для решения задач, не решенных еще человечеством. Обучение методом учебных проектов позволяет ученику усваивать (присваивать) новые знания через «открытие» новых для ученика истин (но давно известных человечеству).

Напомним, главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. Например, в проекте «Мы и реклама» (проект выполнялся автором с учениками 10-х классов московской школы № 641) проблема была сформулирована учителем так: «Реклама встречает нас повсюду. Она навязчива, агрессивна, глупа и неэстетична в массе своей, становится повседневным раздражителем. Нужна ли нам реклама, и если нужна, то какая?». Учитель предлагает рассмотреть экономическую ситуацию в стране, с одной стороны, с точки зрения предприятий, фирм и организаций, производящих продукцию и оказывающих услуги населению. Их потребность в рекламе в условиях свободного рынка, конкуренции очевидна. С другой стороны, нуждаются ли в рекламе потребители товаров и услуг? Да, конечно. Каждый из нас хотел бы знать, где и как приобрести нужную в какой-то момент вещь, какой есть выбор по характеристикам и параметрам и, конечно, по цене. Реклама является атрибутом новой экономической ситуации в нашей стране. Какой же должна быть реклама?

На стадии проблематизации учащиеся самостоятельно, в свободной дискуссии приходят к вышеперечисленным выводам и умозаключениям. Кроме того, при развитых навыках проблематизации они могут пойти вперед: найти три заинтересованные стороны в появлении эффективной, неотталкивающей и нераздражающей рекламы: с одной стороны, производитель рекламируемого товара, с другой — потребитель этого товара, а с третьей — производитель (изготовитель) рекламы и ее транслятор. Целью рассмотрения проблемы может быть выработка правил (закона) о рекламе, регламентирующих способы трансляции, этические и эстетические нормы ее изготовления, информационное наполнение и способы потребления. Старшеклассникам может оказаться посильным решение вопросов психологического и эстетического воздействия рекламы на человека, рассмотрение рекламы как одного из специфических видов шоу-бизнеса.

Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблематизация происходит до разбивки учащихся на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.

Проблема и сюжетная канва (т.е. ситуация, в которой возникла проблема) должны быть обрисованы так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Целью проекта всегда является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта, которую мы рассматриваем в конкретной сюжетной ситуации. Задача или задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.

Таким образом, из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель проекта и задачи проекта. Задачи проекта — организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Они формулируются учителем или при его активном участии в самых общих чертах. Учитель формулирует задачу так, чтобы она обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения. Следует сделать особый акцент именно на этом моменте! Если мы не обеспечим этот пусковой механизм творческой активности ребенка, мы не достигнем всего того, чего мы ожидаем от учебного проекта. Просто обрисовав проблему, сюжетную канву и сформулировав цель и задачу проекта без работы с детьми по «вживанию» в проблему, которую мы назвали погружением в проект, учитель может натолкнуться на пассивность детей. Если не зажечь идеей, не возбудить желание разрешить противоречие проблемы проекта, то не будут задействованы все те механизмы, которые в дальнейшем должны работать, поддерживая целеустремленность, самостоятельность и творчество учащихся.

Для включения ребенка в процесс постановки цели и задач учитель должен предлагать нежестко сформулированную задачу. Что это значит?

Вспомним наши наблюдения за работой учителей по сооружению башни из бумаги (глава 1). Им была поставлена общая задача. Предлагалось рассмотреть проблему построения из листового материала прямостоящего сооружения максимально возможной высоты, например из двух листов писчей бумаги с помощью ножниц и клея, да так, чтобы стояло это сооружение без поддержки руками. Форма составляющих частей, высота сооружения и т.п. не уточнялись.

Такое формулирование задачи приводило к тому, что некоторые учителя вырезали полоски, ставили их как карточный домик, у кого-то были сплошные ажуры; самым простым конструктивным решением было сделать башню из трубок, что обеспечивало максимальную жесткость. Но не рациональный расход материала! Те, кто согнул лист и сделал уголки, а затем из уголков построил башню, нашли самое рациональное конструктивное решение.

Таким образом, получилось непредсказуемое разнообразие башен из бумаги. Хотя участники не изучали сопротивление материалов, понятие об устойчивости и жесткости конструкции было у них сформировано на житейском уровне, и они его использовали в данном проекте.

Нежестко поставленная задача стимулирует ребячье творчество. В момент конкретизации задачи она становится для детей уже совершенно своей, и они сопереживают ей. Например, по экологической проблеме — загрязнению речки, которая протекает по зоне отдыха в Раменках, дети московской школы № 1198 делали экологический проект «Река Раменка». Проблема была близка им. Когда же ставилась задача поиска соответствующих мероприятий для того, чтобы эта река не загрязнялась населением, работа детей по конкретизации задачи приводила к формулированию задания себе самим: как пропагандировать экологические знания, как поработать с населением, какие щиты в зоне отдыха надо поставить, какие мостки, ограждения и т.д., как нужно облагородить ландшафт. Обустраивание ландшафта этой речушки Раменки тоже может создать такие условия, когда пустую бутылку или обертку будет боязно бросить. Когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.

Этому короткому и очень важному этапу — предъявлению темы и проблемы проекта — предшествует не менее важный этап предварительной подготовки учителя к работе проектом. Педагог, выбирая проект, даже хорошо известный, многими уже разработанный и выполненный, должен мысленно соотнести его с силами и возможностями конкретных детей, наличием требуемого обеспечения проектной деятельности. О последнем речь пойдет в следующем разделе.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки: учитель определяет временные затраты, возможности самостоятельной работы учащихся (знания, умения, навыки — стартовые ЗУН). В работе над проектом потребуются и специфические умения, и навыки, используемые и развиваемые в ходе работы над проектом — это умения собственно проектирования. Чем лучше отработаны те или иные умения, используемые на определенных этапах осуществления, проекта, тем быстрее и легче пройдет работа.

Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес учеников к работе и посильность задания во многом определяют успех проекта.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым, в противном случае можно свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Какое может потребоваться обеспечение для работы над проектом? Для разных проектов — разное. Как мы помним, для работы по сооружению бумажной башни потребовалось всего лишь два листа писчей бумаги, ножницы и клей.

Для этнографического исследовательского проекта, возможно, потребуется набор тканей для пошива фольклорного костюма, фотоаппарат для съемки исследуемых районов, их жителей, предметов быта. Кроме того, может понадобиться звукозаписывающее оборудование для сбора старинных народных песен, записи говоров, сказок и легенд. Возможно, в ходе проекта необходимо будет и звуковоспроизводящее и звукомонтажное оборудование. Если ребята захотят сопровождать доклад на презентации показом слайд-шоу, им понадобится компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением.

Все перечисленное относится к материально-техническому обеспечению. Отсутствие возможности использовать компьютер при подготовке презентации можно компенсировать, например, изготовлением плакатов, альбома или фотовыставки. Однако есть такое материально-техническое обеспечение, без которого невозможно проведение собственно поисковой и исследовательской работы в проекте.

Еще один вид необходимого обеспечения — информационное. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Это или исследование уже опубликованных в печати способов решения задачи проекта, или анализ исходных данных, или поиск информации по теме проекта. Для успешной работы над проектом ученики должны иметь достаточный выбор источников информации, так как одной из образовательных целей является обучение работе с информацией: тематическому поиску источников информации (печатных, электронных, аудио и видео); выборке необходимых данных из добытых источников информации; выделению главного и структурированию данных; исследованию этих данных на предмет решения с их помощью формулированной в проекте задачи.

При информационном обеспечении проекта всегда необходимо прежде всего опираться на имеющиеся у учащихся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, СD-ROM и т.д. Нужно учить детей работе в библиотеке с каталогами, пользоваться информационными технологиями. Нужно, конечно, и самому учителю уметь пользоваться этими источниками информации.

Организационное обеспечение часто требуется тогда, когда в проекте участвуют ученики разных классов в урочное время. Возможно, потребуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки, музея или еще какой-то организации, которую ученики должны посещать в ходе работы над проектом. К организационному же обеспечению относится и предоставление ресурсов Интернет в удобное время.

Группы, работающие над проектом, могут быть разновозрастными — тогда в школе должно быть место, где эти группы будут собираться для работы над проектом. Если такого места нет, то необходимо подумать о его создании. В ряде школ — это уголок библ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...