Концепция нравственного развития Кольберга
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию (см. анимацию), (Такман Б.У., 2002; см. аннотацию), рис. 17.
******* Психология воспитания - наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической психологии, изучающий внутренние (психологические) механизмы становления и развития личности в целом, а также отдельные ее свойства.
Резюме · Психология воспитания - наиболее сложный и малоразработанный раздел педагогической психологии, изучающий внутренние (психологические) механизмы становления и развития личности в целом, а также отдельные ее свойства. · Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. o Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. o Воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. o Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма). · Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта.
o Становление - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, при этом ребенок также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. o Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. · Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность", предложенном Б.Г. Ананьевым. o Индивид - это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств. o Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности. o Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. o Индивидуальность - это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей. · Дискуссионна проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов. o С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: умственное; трудовое; физическое воспитание. o Сегодня нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий. o Воспитуемость - это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности. · Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.
· Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, так и непроизвольной. o Важной способностью для формирования нравственного развития детей является эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. o Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Кольбергом разработана концепция нравственного развития.
Словарь терминов 1. Воспитание 2. Воспитанность 3. Воспитуемость 4. Индивид 5. Индивидуальность 6. Личность 7. Нравственность 8. Развитие 9. Социализация 10. Становление 11. Субъект 12. Эмпатия
Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные трактовки понятия "воспитание". 2. Чем различаются трактовки понятия "воспитание" - в широком социальном и узком смысле? 3. В чем проявляется взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации? 4. Чем отличается формирование от становления личности? 5. Кто изучал следующий ряд понятий: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность"? 6. Чем отличается понятие "индивид" от понятия "индивидуальность"? 7. Как трактуется понятие "личность" в отечественной психологии? 8. В чем особенности проблемы целей воспитания? 9. Как трактуется цель воспитания в различных педагогических концепциях? 10. Приведите основные классификации видов воспитания. 11. Какие аспекты воспитания изучает философия? 12. Какие аспекты воспитания изучает педагогика, а какие - психология? 13. Чем отличаются критерии от показателей? 14. Назовите основные критерии воспитанности и воспитуемости. 15. Охарактеризуйте основные уровни воспитанности и воспитуемости по А.К. Марковой. 16. В чем особенности взаимосвязи обучения и воспитания? 17. В чем проявляется многосторонний характер взаимосвязи обучения и воспитания? 18. Назовите типы взаимосвязи обучения и воспитания. 19. Что такое "воспитывающее обучение"? 20. В чем особенности формирования нравственной основы учащихся? 21. Что такое эмпатия? 22. Охарактеризуйте роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся. 23. Раскройте суть концепции нравственного развития Кольберга.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. 3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., 2000. 4. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997. 6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998. 7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977. 8. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997. 9. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.; Воронеж, 1998. 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997. 11. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. 12. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991. 13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. пособие. Мн., 1996. 14. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 15. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. 16. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 1998. 17. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.; Воронеж, 2000. 18. Паркинсон К.Н. и др. Дети: Как их воспитывать. СПб., 1992. 19. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 20. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. 21. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности М., 1996. 22. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 23. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1998. 24. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас. М., 1992. 25. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 26. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер. с англ. М., 2002. 27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|