Педагогическая система Мария Монтессори
М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. В 1894 г. окончила Римский университет. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-1908 проф.).
Резюме · Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем - воспитателем. o На основе простейшей структуры личности методы воспитания делятся на: методы формирования сознания; методы формирования поведения и методы формирования чувств и отношений. o Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. o Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). o Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к двум основным методам - требованию и оценке.
· Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. o Традиционно выделяются четыре основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание. o Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п. o Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. o Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. o Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль. o В современной психолого-педагогической науке рассматриваются направленное и ненаправленное влияния. · Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. · Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. o Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие; это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. o Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. o Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
· Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах. o Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. o Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. o Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на развитии личности. o Принцип природосообразности в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название - педагогического натурализма, в том числе и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода. o Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. o Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). · В Европе, Америке, Японии существует множество разнообразных теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции авторитарной, технократической педагогики. o Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". o Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. o Вальдорфская педагогика - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
Словарь терминов 1. Внушение 2. Заражание 3. Метод воспитания 4. Метод упражнений 5. Метод убеждений 6. Отношение 7. Оценка 8. Педагогические закономерности воспитания 9. Поведение 10. Подражание 11. Принцип воспитания 12. Принцип культуросообразности 13. Приницп природосообразности 14. Самовоспитание 15. Самообразование 16. Самообучение 17. Самопознание 18. Сознание 19. Требование 20. Формы воспитания 21. Чувство 22. Эмоции
Вопросы для самопроверки 1. Что такое "метод воспитания"? 2. Чем отличаются методы воспитания от методов обучения? 3. Приведите классификацию методов воспитания по источникам познания. 4. В чем суть методов формирования сознания? 5. Назовите особенности применения метода убеждения в воспитании. 6. Что относится к методам организации деятельности и формирования поведения? 7. Чем отличается применение метода упражнений в воспитании от его применения в обучении? 8. Что относится к методам формирования чувств и отношений? 9. Назовите основные приемы воспитания. 10. Чем отличаются приемы воспитания от методов воспитания? 11. Назовите основные методы влияния. 12. Чем отличается убеждение от других методов влияния? 13. Что такое внушение (суггестия)? 14. Когда чаще всего возникает феномен заражения? 15. Назовите возрастные особенности подражания. 16. Сопоставьте различные виды влияния. 17. Чем отличаются формы воспитания от методов воспитания? 18. Дайте определения понятиям: "самовоспитание", "самообразование", "самообучение". 19. Назовите основные методы самовоспитания и самообразования. 20. Какие уровни самовоспитуемости, самообучаемости выделяет А.К. Маркова? 21. Применение каких приемов предполагает самовоспитание? 22. Что понимается под принципами воспитания? 23. Назовите и дайте характеристику основным принципам воспитания. 24. Что понимается под педагогическими закономерностями воспитания? 25. Чем отличается принцип природосообразности от принципа культуросообразности? 26. Приведите современную трактовку принципа природосообразности. 27. Как реализовать принцип культуросообразности воспитания в современных условиях? 28. В каких известных Вам системах воспитания наиболее полно реализуется, по Вашему мнению, принцип центрации воспитания на развитии личности? 29. В чем суть технократического подхода к воспитанию? 30. Назовите основных представителей гуманистического подхода к воспитанию.
Список литературы 1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. 2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., 1977. 3. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974. 4. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. 5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. 6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991. 7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В Петрусинского. М., 1991. 8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000. 10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. 11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999. 12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982. 13. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997. 14. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. 15. Лесгафт П. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. М.; Воронеж, 1998. 16. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. 17. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. 18. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М., 1991. 19. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. М., 1991. 20. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. 21. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. 22. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. 23. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 24. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999. 25. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. 26. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М., 1979. 27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 28. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. 29. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980. 30. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М., 1999. 31. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|