Роль игрушки в психическом развитии ребенка
Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка для ребенка — предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника. С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей — погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызвать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем. Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме. К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук. Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуются музыкальный слух, чувство ритма.
С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, т. е. заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т.д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания. В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.
Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия. 116 Пример. Дети рассказывают о своих игрушках. Маша К. (7 лет): У моих игрушек есть имена. Обезьянка Чи-Чи, бегемот Гоша, черепашка Мотя. Медвежонка так и зовут — Миша. А белочку зовут... забыла... Туфелька ее зовут. Больше всего я люблю играть с Барби, потому что у нее коленки сгибаются. Я ее одеваю, переодеваю. У нее скоро день рождения. Саша П. (5 лет): У меня есть грузовик с прицепом. Машинки разные тоже. Машинки маленькие, в них настоящие люди не поместятся. Только игрушки. Самые любимые — машины «Москвич» и «Порш». Я их катаю... собаку катаю. У меня еще есть медвежонок. Это мама подарила. Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.
Неслучайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью. Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и пр.) — это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом; например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности. Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?), стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых. Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью.
Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки — это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.
Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте: — игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; — ребенок осваивает разные виды игры; — с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер. Вопросы и задания 1. Опишите этапы развития игры в раннем детстве. 2. Какие предпосылки сюжетно-ролевой игры складываются в раннем детстве? 3. Что такое «сюжет» и «содержание игры»? Как изменяются сюжет и содержание игры на протяжении дошкольного возраста? 4. В чем состоит социальная природа сюжетно-ролевой игры? 5. Дайте характеристику компонентов ролевой игры. 6. Какова специфика реальных взаимоотношений детей в игре? 7. Охарактеризуйте специфику разных видов игровой деятельности дошкольника. 8. Какова роль игрушки в психическом развитии? 9. Дайте характеристику игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Какие новообразования складываются в игре? Как игра влияет на психическое развитие? Литература Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. — М., 1988.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: в 2 т. — М., 1983. — Т. 1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в дет Мухина В. С. Игрушка как средство психологического развития реоен-ка // Вопросы психологии. - 1988. — № 2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогическии аспект/ под ред Н.Н.Поддъякова, Н. Я. Михайленко. - М., 1987. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. запорожца А.П.Усовой. — М., 1966. Репина Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. — 1984. — № 2. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. - М., 1981. ЭльконинД.Б. Психология игры. — М., 1978. Глава 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|