Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игра — особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. К.Д.Ушин-ский, характеризуя решающее влияние окружающей действительности на детскую игру, отмечал: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но тем не менее поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки....Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни». Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде
всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф. А. Фрадкина, Н.Я.Михайлен-ко, 3.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, т.е. в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и пр.). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5 —6 мес. до 1 года 6 мес.
Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат — не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры. На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Под- черкнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни: например, за купанием куклы следует укладывание спать. Так в играх появляется «роль в действии», в которой действия связаны между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих отношений. Как правило, в центре таких действий стоит кукла, являющаяся заместителем человека. Ребенок выполняет функцию мамы, парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» — отвечает: «Я Юля (Лена, Андрю-ша)». Дети по предложению педагога, родителей начинают называть себя именем взрослого, чьи действия производят, тем самым сравнивая свои действия с действиями взрослого и находя между ними сходство. Зачатки роли появляются между 2,5 и 3 годами, когда ребенок называет куклу именем действующего лица и говорит от этого лица. В сюжетно-отобразительной игре действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Впервые замещение одного предмета другим возникает, когда необходимо дополнить привычную ситуацию действия отсутствующим в данный момент предметом. Тогда ребенок называет воображаемую пищу, поднося ко рту куклы тарелку: «Это суп. Это кисель», или начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой, подносит к ее рту свой кулачок и говорит: «Это конфета».
Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Так, становится возможным перенос действия, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Ребенок научился самостоятельно причесываться гребешком и теперь начинает причесывать гребешком куклу, медведя, обезьянку. В другом случае ребенок может осуществлять такое же действие, но с предметом-заместителем, когда причесывает себя, куклу, медведя, но не гребешком, а палочкой. Так происходит обобщение действий и отделение схемы действия от предмета. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые, направляя их не на реальный, а на воображаемый результат. В отличие от игрового действия, практические, например с предметами обихода, дидактическими игрушками, преследуют достижение реального результата — сам надел кол- готки, обул сапожки, собрал пирамидку, матрешку. Действия с сюжетно-образными игрушками, которые передают в обобщенной, художественной форме образы людей, животных, предметы игрового обихода и пр., имеют реальный характер, а результат в них достигается мнимый, когда ребенок кормит зайца, укладывает мишку спать.
Еще одно отличие игровых действий от практических состоит в том, что в игровом можно не совершать все необходимые для достижения результата операции. Игровое действие освобождается от операционально-технической стороны, свойственной практическим, и направляется на сознательную цель. Достижение этой цели может расходиться со способом ее достижения в практическом действии, например, малыш кладет в кастрюльку кубики и говорит, что варит суп. Предметы в игровом действии приобретают для ребенка особый смысл, поэтому кубики превращаются в овощи для супа, а палочка — в ложку. Так создается воображаемая ситуация. Условность ситуации дает возможность ребенку действовать не с реальными предметами, а с их заместителями, символами, позволяющими мыслить обобщенно, а не конкретно, как в практическом действии. Таким образом, игровые действия — это действия со значением, свободные от операционально-технической стороны и имеющие изобразительный характер. Замещение в игре появляется под влиянием обучающего воздействия взрослого и на первых порах носит подражательный характер, когда ребенок использует только те предметы, которые показал взрослый. В освоении замещений важная роль принадлежит слову. Вначале перенос действия ребенок осуществляет на невербальном уровне и правильно его назвать не может. Постепенно осознание появляется после совершения действия. К концу третьего года замещение оказывается связанным с замыслом игры. Так, собираясь кормить куклу, ребенок ищет подходящие для этого предметы. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: — ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы,-заместители в соответствии с их игровым значением; — усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей; — действия обобщаются и отделяются от предмета; — ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого; — происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый. Развитие сюжета игр исследовали Н. Я. Михайленко, Н. С. Пан-тина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, мама варит обед, накрывает на стол, моет посуду. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых — объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает.
К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители. На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляются интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу). Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата. Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте: — формируются первые игровые умения; — складывается способность ставить и решать игровые задачи; — начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх; — формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|