Оценка состояния и развития малого бизнеса в Челябинской области
Малое предпринимательство в течение 10 лет (до экономического кризиса начавшегося в 2008 году) развивалось с положительной динамикой, обеспечивая занятость населения Челябинской области, внося свою долю в формирование ВРП, консолидированного бюджета, наполняя рынок отечественными товарами, работами и услугами. Экономический кризис 2008 года сильно повлиял на динамику развития малого бизнеса в Челябинской области. Доля малого бизнеса: общая численность занятых: 2000г - 21,5%, 2007 г. - 32,8%, 2009 г. - 28 %, 2010 г. - 30 %; в валовом региональном продукте 2000г - 11,5%, 2007 г. - 24,8%, 2009 г. - 16 %, 2010 г. - 23 %. Рис. 1 - Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике
Рис. 2 - Структура численности занятых в малом бизнесе
В 2007 году на территории Челябинской области действовало 26808 малое предприятие, что на 4,1% больше, чем наблюдалось в 2009 году. Как и в целом по стране самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 57 % малых предприятий. Рисунок 3 - Количество малых предприятий в Челябинской области (в тыс. чел)
Вторым по привлекательности видом экономической деятельности является «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», которым занимаются 15,5% предпринимателей.
Рис. 4 - Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности Предприятия с основным видом деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составляют в суммарном выражении 12,7% малых предприятий, «Строительство» - 11,9%.
Главное социальное свойство малого бизнеса заключается в возможности широких слоев населения обеспечить себя работой, а также реализовать свои организаторские, предпринимательские способности. В 2010 году численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 8,6 тыс. человек с 2007 года и составила 187,9 тыс. человек. Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. В прошлом году на условиях вторичной занятости на малых предприятиях работало 23,5 тыс. человек.
Рис. 5 - Средняя численность персонала малых предприятий по видам экономической деятельности
В среднем на одном предприятии в 2010 году работало 6 человек. Из числа малых наиболее крупными по числу работающих стали обрабатывающие производства (11 человек в расчете на одно предприятие), предприятия строительства и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек). В январе-декабре 2010 года среднемесячная заработная плата работников малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 11,9% и составила 14,6 тыс. рублей. Выше, чем в целом по кругу малых предприятий, оплачивался труд работников финансовой сферы - 26,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, - 17 тыс. рублей, на предприятиях строительства - более 15 тыс. рублей. Оборот малых предприятий в прошлом году увеличился на 14,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2009 годом и составил 351,4 млрд. рублей, что составляет четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области.
Рис. 6 - Структура оборота малых предприятий
Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительные и обрабатывающие предприятия, предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2010 году составили 6,8 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций области составил 6,4%, что выше уровня прошлого года (4,9%). Рис. 7 - Структура инвестиций малых предприятий в основной капитал по видам экономической деятельности
Активную инвестиционную позицию занимали, в первую очередь, строительные организации (48,8%). Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий внесли организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8%) и малые предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,2%). Управление реализацией Программы, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделяемых на ее реализацию, осуществляет Министерство экономического развития Челябинской области. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Челябинской области. В рамках данной программы за 2009 и 2010 гг были проведены следующие мероприятия: . Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Челябинской области. По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты. В 43 муниципалитетах действовали программы развития малого и среднего предпринимательства с общим объемом финансирования в 2010 году за счет средств местных бюджетов 21,0 млн. рублей. Создана инфраструктура поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне: во всех муниципалитетах созданы и действуют: 51 информационно-консультационный центр; 61 общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства; 77 общественных объединений предпринимателей.
Созданы 12 общественных советов при территориальных подразделениях федеральных органов власти и Прокуратуре Челябинской области. . Приоритетное право финансовой поддержки предпринимателей в депрессивных территориях. По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты. муниципальным образованиям предоставлены субсидии на содействие развитию малого и среднего бизнеса на общую сумму 14,8 млн. рублей (в том числе 7,4 млн. рублей из федерального бюджета). В результате оказана финансовая поддержка 108 СМП на местах. СМП предоставлена компенсация затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей на общую сумму 35,4 млн. рублей (30,5 млн. рублей из областного бюджета, 4,9 млн. рублей из федерального бюджета). В результате: создано 1165 новых рабочих места; объем выпуска товаров и услуг СМП на 1 рубль вложенных бюджетных средств составил 109,5 рублей; на 1 рубль вложенных бюджетных средств дополнительно получено 6,0 рублей налогов. СМП предоставлена компенсация расходов по участию в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках на общую сумму 1,9 млн. рублей (1,5 млн. рублей из областного бюджета, 0,4 млн. рублей из федерального бюджета). В результате заключено 63 договора о сотрудничестве на сумму 54,5 млн. рублей. СМП предоставлены субсидии на оплату услуг по сертификации, регистрации товарных знаков и обеспечению кредита на общую сумму 0,9 млн. рублей (0,8 млн. рублей из областного бюджета, 0,1 млн. рублей из федерального бюджета) . Содействие социально незащищенным слоям населения (инвалидам, многодетным родителям, женщинам, молодежи) в реализации перспективных проектов. По результатам реализации данного направления были получены следующие результаты. женщинам-предпринимателям предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 15,6 млн. рублей (в том числе 7,8 млн. рублей из федерального бюджета). микропредприятиям, руководителями и учредителями которых являются инвалиды, многодетные родители и молодежь, предоставлены субсидии на реализацию предпринимательских проектов на общую сумму 1,2 млн. рублей.
Для 41 СМП из числа социально незащищенных слоев населения создан бизнес-инкубатор офисного типа на 153 рабочих места. Проведены профессиональная переподготовка 12 инвалидов и тренинг для 120 граждан из числа молодежи. В результате реализации мероприятий Программы в 2008 году были достигнуты следующие показатели: создано более 10 тысяч новых рабочих мест; доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства в общем объеме выпуска увеличилась с 24,2 до 25,1 процента; доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений увеличилась с 12,7 до 14,9 процентов. Тем не менее, несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как: ) несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; ) недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий; ) недостаток производственных площадей; ) высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий; ) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки; ) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей; ) низкий уровень социальной ответственности работодателей. Таким образом, необходимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связана также с компенсацией неравных условий, в которых они находятся по сравнению с крупными предприятиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|