Развитие внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с двумя-тремя предметами, последовательно рассмотреть и воспринять их достаточно ясно. В отличие от ребенка раннего возраста внимание дошкольника вызывают не только яркие, необычные объекты, но и внешне непривлекательные. Дошкольники интересуются назначением предметов, способом их применения, связями с другими предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяются развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте от четырех до семи лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлече- ний, вызванных разными раздражителями, снижается, т.е. возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет. Устойчивость внимания у старших дошкольников зависит от характера деятельности. Творческая игра, не предъявляющая к умственной работе ребенка высокие требования, меньше всего его утомляет. Занятия счетом, беседа о прослушанной сказке, ответы на вопросы и тому подобные словесные формы деятельности требуют больше напряженного внимания и вызывают соответственно большее утомление.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что возрастает его самостоятельность, изменяется организация его жизни, он осваивает речь, новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В четыре —пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально это внешние средства — указательный жест, слово взрослого. Роль некоторых средств в управлении произвольным вниманием была показана в экспериментах Л. С. Выготского. В одной игре ребенок должен был угадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Дно одной чашки закрывали картонным кружком темно-серого цвета, а другой — светло-серого. Дети не знали, что орех всегда прятали под чашку с темно-серым кружком. Дошкольники сосредоточивались на самом орехе и не обращали внимания на картонные кружки. Поэтому даже после 45 — 49 проб они не могли выявить закономерность, по которой прятали орех. Для безошибочного решения задачи ребенку оказалось достаточным одного молчаливого указания взрослого на кружок темно-серого цвета, которое направило внимание ребенка. В другой игре ребенок должен был как можно быстрее отвечать на различные вопросы взрослого, но не называть заранее оговоренных слов, например цветов черного и белого. Чтобы помочь ребенку быть внимательным, взрослый предлагал ему вспомогательное средство — карточки с запретным цветом. Так внимание превращалось в опосредованное внешним средством, помогая детям успешно справиться с задачей.
В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодиль-чиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется. Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: — значительно возрастают его концентрация, объем и устойчивость; — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; — внимание становится опосредованным; —появляются элементы послепроизвольного внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|