Развитие речи в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводят к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка. В младшем дошкольном возрасте продолжают уточняться и закрепляться правильная артикуляция и внятное произношение гласных и согласных звуков, а также трудных в артикуляционном отно-
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. К четырем годам ребенок осваивает до 1900 слов, к пяти — до 2000 — 2500, а к шес-ти-семи — до 3500 — 4000. Заметим, что число существительных и глаголов растет быстрее, чем число прилагательных как наиболее абстрактной части речи. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове (М.М.Кольцова). Напомним, что в конце первого — начале вто-. рого года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов («чашка» — это различные чашки). В 3 — 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4 —5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и пр. Но такое обобщение по-прежнему строите на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собствен ной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный — это тот, кто не делится игрушками, добрый — тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.А.Аркин. Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище — 15,2%, пища — 9,6%, одежда — 8,8%, животные — 8,8%, растения — 6,6%, городской быт — 5,1 %, части тела — 4,7 %, профессия, техника и инструменты — 4,6 %, неживая при-
рода — 3,3 %, время — 3,4 %, социальные явления — 3,3 %, родовые понятия — 1 %, геометрические фигуры — 0,9%, абстрактные слова — 0,7%. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слова, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например: «Цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»). В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, т.е. его окончание в именительном падеже. Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До трех лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные — в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -ниц, -щик. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д. Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5 — 5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.
Т.Н.Ушакова выделила три принципа, по которым дети образуют новые слова: 1) «осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое слово («прыг» — прыжок, «лепь» — то, что слеплено); 2) «чужие окончания», когда к корню слова прибавляется окончание другого («пургинки», «рваность», «по-могание», «иметель»); 3) «синтетические слова», когда одно слово составляется из двух («ворунишка» — вор и врунишка, «вкус-ки» — вкусные куски, «бабезьяна» — бабушка обезьяны). На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям {горы — город,
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка. Содержание и форма детских высказываний, грамматический строй и лексика детской речи взаимосвязаны с особенностями общения ребенка со взрослыми и сверстниками, обусловлены задачами общения (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн). Так, речь детей с ситуативно-деловой формой общения, обслуживающая предметную деятельность, состоит из простых и коротких предложений и содержит большое количество существительных. Если прилагательные присутствуют, то они указывают на атрибутивные свойства предметов и явлений, такие, как цвет и размер (96,4 % всех прилагательных). Среди всех глаголов 98 % составляют те, которые фиксируют только конкретные предметные действия. Среди местоимений 61 % функционируют как указательный жест
(этот, тот). У детей с внеситуативно-познавательной формой общения необходимость получения от взрослого информации о предметах и явлениях, способах действий обусловливает обращение к вербальным средствам. У таких детей при преобладании в речи простых предложений встречается хотя бы одно сложное. Запас слов, отражающих качества предметов, расширяется. Появляются прилагательные, определяющие эстетические (11,25%) и эмоциональные (5 %) свойства, глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия (6,24 %). Увеличивается число личных местоимений. С трех лет встречается сослагательная речь, а с четырех лет — косвенная. Для детей с внеситуативно-личностной формой общения, стремящихся получить информацию о нормах отношений между людьми, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения взрослого, характерны наибольшая обращенность речи к партнеру, большая представленность сложных предложений (14,9% всех предложений). В их речи прилагательные обозначают кроме атрибутивных, эстетических, этических свойств также физическое и эмоциональное состояние. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия (9,76 % всех глаголов). Личные местоимения со- ставляют 69,7 % всех местоимений. Наблюдаются случаи прямой и косвенной речи. Если в сфере общения со взрослым преимущественно решаются познавательные задачи, то в контактах со сверстниками — проблемы, связанные с деятельностью и управлением действиями партнера. Если в общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, присваивает социальный опыт в соответствии с содержанием своих коммуникативных потребностей, то необходимые условия для перехода от пассивной к активной речи создаются прежде всего в общении со сверстником. В общении со взрослым ребенок чаще использует невербальные средства, считая, что взрослый его понимает. Взаимодействуя с ровесником, ребенок настойчиво стремится быть понятым, опираясь на максимально ясные, четкие и однозначно понимаемые речевые средства. Поэтому речь детей в общении со сверстником становится связной и лексически более разнообразной, более вариативной, богатой и менее ситуативной, чем в общении со взрослым. У детей трех лет 80 % обращений к ровеснику производится с участием речи.
В речи, обращенной к сверстнику, стремительнее падает доля существительных, в 2 раза чаще встречаются модальные глаголы и в 1,5 раза — глаголы в повелительном наклонении («поставь», «уйди», «возьми» и т.д.), больше представлены личные местоимения, пик которых достигается в пять-шесть лет (60 — 62 % всех местоимений). У детей трех-четырех лет только в общении со сверстником появляются прилагательные, передающие эмоциональное отношение к предметам, а также все варианты сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, которые затем распространяются на сферу общения со взрослым. То есть связная, контекстная речь впервые возникает и интенсивно развивается в речевом общении со сверстниками. Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм — контекстной и объяснительной. Исследование А. М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она погоггна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом. На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает
чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность. Пример. Наблюдение за совместной деятельностью Кати А. (5 лет 2 мес.) и Насти Т. (5 лет 5 мес). Катя: А давай разукрасим лягушку? Настя: Пошли (подходят к столу и садятся). Катя: Где разукрашивать? Настя (указывает пальцем): Вот! Вот! Бери карандаш... Этот бери! Вот! (Показывает пальцем.) Катя (берет карандаш): Вот красный. Взяла (проводит линию на бумаге). Ой-ой! Это красный? Это не красный! Настя: Бери! Какая разница! Бери этот! Синий где? (Осматривает поверхность стола, берет синий карандаш.) Катя: А мне? (Берет синий карандаш.) А синим где разукрашивать? (Раскрашивает лягушку. Насте.) Смотри, как у меня! Настя: У тебя получилась сказочная лягушка, как из мультика. Катя: Да. Все, готово! Настя: Пошли поиграем, у кого выше прыгнет! (Уходят.) Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в три —четыре года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок. У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной. Пример. Дети рассказывают о событиях из своего опыта. Взрослый: Расскажи, что ты делал вчера в детском саду. Максим Н. (6 лет): Ну что?.. Гулял, ел, спал. Особенно мы с Дениской играли в детектива и разыскивали разных чудовищ. Мы еще с Дениской... У нас с ним тайные переговоры. Мы, когда спать ложимся, у нас дырочка там есть у кровати. И мы смотрим в нее и переговариваемся. Взрослый: Маша, вспомни, пожалуйста, какой-нибудь смешной случай, который произошел с тобой. Маша В. (7 лет): В прошлом году было. Остановились мы с мамой у магазина на Ломоносова. Мы шли к бабушке, а мама встретила какую-то тетеньку. Она была ее знакомая. Вот она с ней разговаривает, разговаривает. А я не ожидала, что она с ней остановится, взяла и побежала. Потом мама увидела, что меня нет, взяла и побежала за мной. Она увидела, что я у подъезда, а я сказала: «Не надо было останавливаться» — и пошла в подъезд к бабушке. Она на первом этаже живет. Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого. К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими. Объяснительная речь — самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия. Пример. Отрывки бесед с детьми. Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть? Наташа С. (7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с Тамарой Анатольевной (воспитатель). Максимка — мой лучший друг. Мы с Ольгой — два котенка, а Максимка — папа. Но когда мы с Максимкой отдельно играем, он — щенок, а я — котенок. С Максимкой интересно играть, потому что он все придумывает интересное... Интересно в общем. Я сама тоже люблю придумывать. Вот мы и играем. Взрослый: Ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему? Наташа: Иногда. И с Сашей даже деремся. Саша — это мой брат. Он мне мешает играть всегда. Балуется, игрушки прячет. Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему? Женя А. (4 года 6 мес): Да, я ссорюсь из-за того, что они меня не слушают и мешают мне играть. Я с Русланом теперь не дружу, потому что он все время нам мешает. Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться? Максим Н. (6 лет): Да. Взрослый: Почему? Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно. Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь? Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так хоть купят что-нибудь. Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта. Рассмотрим развитие функций речи у ребенка трех— семи лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и
О понимании дошкольниками простейших отношений между предметами и явлениями окружающего мира свидетельствует появление к концу пятого года жизни предложений усложненного типа, состоящих из трех и более простых предложений и содержащих до 15 слов («Какой-нибудь дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил их в небо, и получился салют»). Сложносочиненными предложениями пользуются уже дети четырех лет («Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по делам»). Чем глубже ребенок осознает зависимость между явлениями окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи («Когда меня не было на свете, папа и Володя жили в той комнате, где я живу», «Мы заснули, и мне все казалось, что я дома»). Из обстоятельственных отношений ранее осознаются и находят отражение в речи пространственно-временные и причинные. Так, на пятом году жизни дети используют придаточные предложения времени («Красный денек когда был — видела кино»), причины («Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной») и места («Где машины военные были, там был салют»), но еще редко встречаются предложения с придаточными определительными, условными и цели (В.И.Ядэшко). Словесное рассуждение к шести-семи годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Изменяются соотношения между внешней и внутренней речью. Благодаря интериоризации эгоцентрической речи формируется внутренний план деятельности и мышления, внутренняя речь. Эта речь по своей функции и структуре отлична от внешней. Она не направлена на собеседника и на воздействие на него; понятна только самому себе; максимально сокращена, поскольку опускает все, находящееся перед глазами, и предикативна, так как в ней преобладают сказуемые и предикаты. Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения. Пример. Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» Максимом Н. (6 лет): «Жил-был... дед и старуха. Все у них ладно было. Да беда, дочки не было. Все болит, работы нет. Не могут больше работать. Пришла зима. Снегу по пояс. "Давай, старуха, сделаем себе дочку из снега". — "Давай", — говорит старуха. Слепили они девочку. Нарисовал ей дед ротик, глаза. Свалился снег, и вышла оттуда девочка. Взяли они себе домой девочку жить. Дома девочка работала, песни пела, а они любовались все время ею. Потом пришло лето. Снег растаял, девочке плохо стало. Подружки однажды позвали ее в лес грибы-ягоды собирать. Она сначала не хотела идти, а потом ее старуха уговорила. Пришли они в лес. Разожгли костер и стали прыгать. Снегурочка прыгнула посередине костра и сгорела, растаяла. И улетела на облако. Подружки стали ее звать "ay, ay", но только эхо им в лесу откликалось. Все». Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Первоначально малыши, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить действие. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать. Выполнение указаний, относящихся к способу действий, происходит только в том случае, если они отражают каждый отдельный акт действия или группу однородных актов, а действие следует сразу за словом. Самостоятельно организовывать свою деятельность на основе инструкции малыш не может. Постепенно словесное указание взрослого превращается в основу для выполнения системы целенаправленных действий. Дети не доводят дело до конца, но направление их действий остается правильным. Они задают вопросы, уточняющие указания, обращаются к взрослому за подтверждением правильности своих действий. Иногда дошкольники замечают, что их действия не соответствуют инструкции. Тогда они прерывают выполнение задания или исправляют свое дей-
Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. Освоение дошкольниками понимания речи дает возможность взрослым мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника. Пример. Дети дежурят. Максим Д. (6 лет) смотрит, как Наташа (6 лет 5 мес.) раскладывает вилки. Молча начинает перекладывать вилки зубцами к себе. Наташа: Максим, что ты делаешь? Так нельзя! Максим {смеется): Можно! Наташа: Татьяна Сергеевна, скажите Максиму, что так нельзя делать! Воспитатель: Максим, конечно же, нельзя! Максим быстро раскладывает вилки правильно. В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными. Пример. Речь включается в процесс рисования у Кати В. (6 лет 2 мес). Катя {рисует телевизор): Так, телевизор. Нарисую антенну {рисует антенну). О! А как нарисовать волны? Я нарисую девочку {рисует девочку в телевизоре). Микрофон нарисую, проволочки идут {рисует микрофон, а от него изображает линии). Сейчас я нарисую глазки, синенький бантик {рисует девочке глаза и бантик, кружок на телевизоре). Выключатель от телевизора. А это разные звуки {проводит горизонтальные линии). Хочешь такой? {Обращается к взрослому.) А девочка в телевизоре поет. О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте. Задача звукового анализа слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процессе специального обучения. Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в четыре года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове. Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: дети играли в мяч». Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети — первое слово, играли в мяч — второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, т.е. служебные части речи. К семи годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу. Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В пять—семь лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную, интеллектуальную деятельность. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: — речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; — ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом; — ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; — — складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; — возникает знаковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; — речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней; — речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; — завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; — возникают предпосылки для освоения грамоты. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте, как протекает подготовительный этап в развитии речи младенца. 2. Опишите основные линии развития речи в раннем детстве. 3. Какова специфика развития речи в дошкольном возрасте? 4. Проследите развитие видов и функций речи в дошкольном детстве. 5. Что дает освоение речи для психического развития? Литература Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей (3 — 7 лет). — М., 2000. Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности //Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М, 1973. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И.Лисиной. — М., 1985. Розенкарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М, 1963. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М., 2002. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001. Эльконин Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет: О формировании предложений в речи детей. — М., 1966. Глава 11 СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|