Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие памяти в дошкольном возрасте




В дошкольном возрасте главным видом памяти является образ­ная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происхо­дящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах — восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправлен­ным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные. Поэтому представления, которые составля­ют основное содержание памяти дошкольника, нередко отрывоч­ны. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бесси­стемно. Малыш «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим


формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает система­тизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобре­тают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представлений.

На протяжении дошкольного возраста, как показала А. А. Люб­линская, наблюдается переход:

— от единичных представлений, полученных в процессе вос­приятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщен­ными образами;

— от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смут­ного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логи­чески осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;

— от нерасчлененного, слитного статического образа к дина­мическому отображению, используемому старшими дошкольни­ками в разной деятельности;

— от оперирования отдельными, оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, вклю­чающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей.

Последнее изменение касается самого процесса создания об­разов. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигатель­ной памяти. Движения становятся сложными, включают несколь­ко компонентов. Например, ребенок танцует и размахивает пла­точком. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа. Поэтому роль образца взрослого по мере освоения движения или действия уменьшает­ся, так как ребенок сравнивает их выполнение с собственными идеальными представлениями. Такое сравнение значительно рас­ширяет его двигательные возможности. Он уже не только пра­вильно двигается, но может одновременно решать другие задачи. Например, в подвижной игре дошкольник выполняет соответ­ствующие основные действия, а также следит за выполнением правил сверстниками и сам их соблюдает. Именно поэтому малы­шу становятся доступны игры с элементами спорта, эстафеты, игры-аттракционы.

Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец — образ памяти — позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудо­вой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качест­венно выполняет орудийные действия, которые основаны на тон-


кой дифференцировке движений, специализированной мелкой моторике, — вышивает, шьет и т.д.

Словесная память дошкольника интенсивно развивается в про­цессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведе­нии литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Запомнить содержание литературных произведений ребенку помогает его активное отношение к слу­шанию, когда он сопереживает герою, ставит себя на его место и мысленно действует вместе с ним. Запоминанию стихотворений способствует не только интерес к их содержанию, но и звучность, ритмичность, рифмы. Воспроизведение текста, изложение собст­венного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает не­произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоцио­нальная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрприз­ные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубо­кий след в памяти ребенка.

Эффективность запоминания и припоминания зависит от того места, которое эти процессы занимают в выполняемой ребенком деятельности, от того, как они соотносятся с ее мотивами и це­лями. Так, старшие дошкольники лучше непроизвольно запоми­нали слова в условиях соревновательной игры, а не при решении учебной задачи (П.И. Зинченко). Ребенок, исполняя роль покупа­теля, лучше запоминает слова, чем в лабораторных опытах, по­скольку устанавливается связь запоминания с мотивами и целями ролевых действий (3. М. Истомина).

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит при­мерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает эле­менты произвольности. Раньше запоминание материала происхо­дило в связи с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисо­вал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольно возрасте память постепенно превращается в особую деятельность которая подчиняется специальной цели — запомнить. Ребенок на чинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить использовать простейшие приемы и средства запоминания, инте ресоваться правильностью воспроизведения и контролировать ег ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно свя зано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением иде альной мотивации и умения подчинять свои действия относительн отдаленным целям, а также со становлением произвольных меха низмов поведения и деятельности.


Первоначально цель запомнить формулируется взрослым сло­весно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ре­бенка появляется намерение что-либо запомнить для припомина­ния в будущем. Причем припоминание раньше, чем запомина­ние, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудно­сти в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запомина­ния, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специаль­ном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику ста­новятся доступными логические приемы запоминания, в каче­стве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схемати­зация, классификация, соотнесение с ранее известным.

Благодаря использованию средств и приемов запоминания па­мять становится опосредованной. Так, старшие дошкольники в два раза эффективнее, чем младшие, запоминают слова, когда опираются на картинки, которые они сами подобрали для помо­щи в последующем воспроизведении (А.Н.Леонтьев).

Заметим, что процесс запоминания в дошкольном возрасте не носит чисто механический характер. Его эффективность зависит от осмысленности материала, поэтому наблюдается большая эф­фективность запоминания осмысленных слов, чем бессмыслен­ных слогов.

Впервые действие самоконтроля, которое предполагает уме­ние соотносить получаемые в ходе выполнения деятельности ре­зультаты с заданными образцами с целью своевременного исправ­ления ошибок и дальнейшего их недопущения, проявляется у ре­бенка в четыре года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от четырех к пяти годам. Дети пяти-шести лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя мате­риал, С возрастом меняется стремление к полному и точному вос­произведению. Если в четыре года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то пяти —шести­летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ре­бенку.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существен­ные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаи­моотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику. Когда родители и воспитатели задают ребенку вопросы о том, что, где, когда, почему с ним происходило, они помогают ребенку выделить наиболее значимые события в его жизни и их


особенности, а также выстроить эти события в определенной временной и причинно-следственной взаимосвязи. Так начинает закладываться фундамент памяти личности, истории своей жиз­ни, включенной в историю жизни других людей, сначала близких взрослых. Обычно ребенок не помнит события первых трех-четы-рех лет своей жизни, что получило название детской амнезии. Воз­можными причинами амнезии являются определенный уровень развития самосознания и речи в младенческом и раннем детстве.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приоб­ретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное по­знание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а по­том и самого ребенка;

— формируются предпосылки для превращения процесса запоми­нания в особую умственную деятельность, для овладения логиче­скими приемами запоминания;

— по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта об­щения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...